В статье рассматривается влияние физической культуры на процесс адаптации воспитанников на начальном этапе обучения в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
Ключевые слова: адаптация, физическая культура, воспитанник.
Введение
В нынешнее современное время по всей стране создано большое количество кадетских училищ. Они имеют большую популярность среди населения нашей страны. Многие родители хотели бы что бы их ребенок обучался в данных учебных заведения, не смотря на то что дети поступают в училища достаточно в юном возрасте, все равно имеются большое количество детей которую проявляю огромное желание и личную инициатив в том, чтобы обучаться в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской федерации.
Основные положения
Достаточно резкий переход от повседневной школьной жизни детей к распорядку дня училища вызывает большое количество трудностей и проблем даже у тех воспитанников, которые по собственному желанию поступили в училище. Ранние подъемы, утренние физические зарядки, учебные занятия, вечерние мероприятия, подчиненность воспитателям и младшим командирам приемы пищи по расписанию и т. д. Все это большой стресс для вновь прибывшего воспитанника, и не каждый может это принять и привыкнуть ко всей этой конкретике и системности.
Как показывает практика особое значение в адаптации воспитанников на начальном этапе обучения имеют занятия по физической культуре и другие спортивные мероприятия. Воспитанники расслабляются после длительного пребывания в учебных классах на теоретических предметах, могут выплеснуть свои эмоции, разгрузить психологическое напряжение, получить удовольствие.
Помимо основных форм физической культуры, проводимых ежедневно в училище (утренняя физическая зарядка, учебные занятия и спортивная работа), огромное место занимают спортивные соревнования и спортивные праздники.
Спортивные праздники и веселые старты проводятся в выходные и праздничные дни. С привлечение максимального количества воспитанников и их родителей. Воспитанники заинтересованы в данных мероприятиях и стремятся обязательно в них участвовать, чтобы показать на что они способны перед сверстниками и своими родными. Получить награду за участие, увидеться с родными. Задача воспитателей и педагогов организовывать как можно больше таких мероприятий, чтобы воспитанники отвлекались от повседневной жизнедеятельности, получали удовольствие, снимали психическую и эмоциональную напряженность. На таких мероприятиях также можно выявить наиболее физически подготовленных воспитанников и рассматривать их в состав сборных команд училища по разным видам спорта.
Также немаловажно правильно организовывать учебные занятия (уроки) по физической культуре. Воспитанников необходимо научить всем нюансам проведения занятия, начиная от дисциплины на уроке заканчивая техникой выполнения упражнений. Но обязательно должно присутствовать психологическая разгрузка, целесообразно в конце занятия проводить спортивные или подвижные игры. Выделять лучших воспитанников, ставить их в пример. Поддерживать и обращать внимание на более слабых, определять им время для дополнительных занятий. Добиться чтоб у подчиненных воспитанников отсутствовали неудовлетворительные оценки, воспитанники в пятом классе очень тяжело переносят получения неудовлетворительных оценок (считают себя неполноценными, не такими как все).
Необходимо выявить наиболее способных воспитанников на начальном этапе обучения и привлекать их в сборные команды училища. Это позволяет готовить воспитанников с пятого класса к участию в спартакиадах, первенствах, городских и других соревнований разного уровня и масштаба. И немаловажный фактор: когда кто-то из сверстников попадает в сборную по какому-либо виду спорта, все остальные сразу же начинают стремиться к тому же. Быть членом сборной команды училища по любому виду спорта является престижно.
Выводы
Таким образом, физические упражнения позволяют всесторонне влиять на сознание, волю, на моральный облик и черты характера воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ.
Также важно постоянно организовывать и проводить спортивные мероприятия, которые ускоряют адаптацию воспитанников к обучению в общеобразовательной организации МО РФ (спортивные праздники; веселые старты; мама, папа, я — спортивная семья и т. д.). Проводить на высоком эмоциональном фоне спортивную работу. Использовать разнообразные средства и методы проведения учебных занятий. Проводить достаточное количество спортивных и подвижных игр на всех спортивных мероприятиях, и формах «физической культуры» проводимых в училище. На начальном этапе адаптацию большую роль и помощь оказывают проводимые спортивные игры и элементы спортивных игр. В данном возрасте воспитанники более склонны к ним и показываю огромный интерес.
Литература:
1. Аржавская Э. И., Розанова В. Д. Физиология и физкультура. — М., Знание, 1968–79 с.
2. Кузнецов Р. П. Средства и методы физической подготовки обучающихся в довузовских образовательных учреждениях МО РФ: дис. …канд. пед. наук. — СПб., 2013. — 204 с.
3. Приказ Министра обороны РФ от 30.10.2004 N 352 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».
4. Щуров А. Г., Варжеленко И. И., Пашута В. Л., Курьянович Е. Н., Кузнецов И. А., Харитонов М. А. Медико-педагогический контроль функционального состояния обучающихся в довузовских образовательных учреждениях минобороны России в процессе занятий физической культурой и спортом: учебное пособие — СПб: ВИФК. — 161 с.