Актуальность
В современном музыкальном образовании знакомство учеников младшего школьного возраста с джазовым искусством может быть ценным учебным материалом, который способствует решению актуальных общепедагогических, общеэстетических и специальных задач, как: формирование музыкальных вкусов и потребностей учащихся, подготовка к восприятию сложной и серьезной музыки, раскрытия творчески-импровизационного потенциала, подготовки наиболее талантливых к конкурсным выступлениям. [1, c. 78]
Эти задачи не только дополняют и расширяют содержание детского музыкальной образования, но и способствуют активизации и новизне учебного процесса.
Исходя из сказанного, представляется возможным и актуальным обновление и расширение содержательной части современного общего музыкального образования путем введения в ее контекст раздела по подготовке учеников младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей и знакомства их с особенностями становления и развития джазового искусства в целом, что соответствует реальным потребностям общественно-музыкальной практики.
Результаты иих обсуждение
Процесс подготовки певцов младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей будет эффективным при условии учета:
– музыкально-педагогического потенциала профессионального эстрадно-джазового искусства, всего спектра его жанров и репертуарных направлений, а также специфики этого вида джазового конкурсного исполнения в целом психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики конкурсного джазового исполнения:
– всего арсенала музыкально-выразительных возможностей голоса ребенка младшего школьного возраста, что способствует выявлению особенностей эстрадно-джазового искусства, формирование интереса к обучению, расширяет исполнительские возможности учащихся, обогащает их представления в многогранном мире музыки [2, c.46]
Для оптимальной организации подготовки к конкурсу джазовых исполнителей детей младшего школьного возраста нужны специальные методики, характеризуются системностью, целостностью, органическим включением в процесс академического музыкального образования. В отечественной педагогике примеров создания комплексных методик подготовки к конкурсу джазовых исполнителей детей младшего школьного возраста в цикле традиционных музыкально-теоретических дисциплин еще не было. [5, c. 34]
Джазовый стиль имеет широкий спектр специфических возможностей в сфере музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в музыкально-теоретическом обучении не только в целях подготовки к конкурсу джазовых исполнителей детей младшего школьного возраста. и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка, но также для развития гармоничного, мелодичного, тембровой слуха, чувства метроритму, творческих способностей и навыков практической импровизации [3, с.32].
Специфика эстрадно-джазового исполнения требует исключительно хорошего владения голосом, умение профессионально импровизировать, знания манеры исполнения эстрадно-джазовой, рок и поп-музыки, владение большим числом приемов выполнения и особыми специфическими штрихами звуковоспроизведения, наличия развитого гармоничного и мелодичного слуха, хорошей памяти, быстрой мышления, творческого потенциала фантазии, опыта перепева большой количества разнообразных произведений эстрадно-джазовой музыки и многое другое. [4, c. 146–149]
Относительно вокально-методической подготовки детей младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей также целесообразно применение комплексного подхода, ведь по своей природе он характеризует процесс организации обучения. Комплексный подход к организации процесса подготовки детей младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей обеспечивает единство усвоения ими основных положений собственного вокального развития и методики вокального обучения учащихся.
Анализ вокально-педагогической литературы помогают выявить ряд принципов, применение которых позволяет удерживать процесс формирования вокально-методического мастерства учеников на позициях целесообразности, необходимости, эффективности и успешности. [6, c. 59] В круг этих принципов можно отнести: принцип контекстности; принцип направленности; принцип индивидуального подхода; принцип заинтересованности; принцип сознания; принцип перспективности; принцип постепенности, последовательности и непрерывности; принцип единства художественного и технического развития; принцип вокально-слухового представления звука-образа; принцип осознания специфики вокально-методической деятельности; принцип теоретического предвидения (моделирование) общеразвивающего эффекта вокального обучения; принцип творческой активности.
В джазовом исполнительстве певец может внедрять тембральные окраски, которые, по его мнению, лучше всего передают содержание произведения.
Тембровая шкала джазового пения очень разнообразна и охватывает значительный диапазон варьирования (например, хриплый, носовой, горловое, глухой и т. д.).
В академической вокальной педагогике не допускаются неточные моменты начала и окончания фразы. Относительно джаза мы можем заметить, что точные вступления и окончания музыкальных фраз нежелательны.
Вся метроритмическая структура джаза построена на постоянных отклонениях от точной ритмической пульсации (прежде всего это опережение долей метра).
В академической вокальной педагогике не допускаются неточные моменты начала и окончания фразы. Относительно джаза мы можем заметить, что точное вступление и окончание музыкальных фраз нежелательны.
Вся метроритмическая структура джаза построена на постоянных отклонениях от точной ритмической пульсации (прежде всего это опережение долей метра).
Джазовое искусство является образно-интонационным, поэтому важно, чтобы ребенок младшего школьного возраста на начальном этапе подготовки к конкурсу понимал этот образный язык. Поэтому, цель комплексного применения выразительных средств направлена на то, чтобы ученик с первого момента пения умел сочетать два этапа работы — технический и образно-художественный.
Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца (музыканта), а именно: джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества, джазовое фразировки, джазовая «атака». Со временем в процессе развития джазовой музыки вокалисты все чаще пытались подражать в своих импровизациях инструменталистов, что ярко проявилось в манере так называемого скэт-пения, который изначально не был непосредственно частью джаза [3, с. 43].
Основной в исполнении джаза является импровизация, без которой он просто не может существовать. Вообще импровизация основана на понимании гармоничных последовательностей, способности применять на их основе самые разнообразные ритмы и мелодии. Джазовый вокалист по ходу импровизации должен уметь копировать звучание инструментов. Поэтому понятными становятся очень строгие требования к вокальным способностям джазового певца даже детского возраста. Голос должен быть очень подвижным, уметь с легкостью имитировать партию одного инструмента, интонировать иногда очень быстро. Поэтому импровизировать в вокальных упражнениях нужно уже в начале обучения пению.
Заключение
Итак, на основе изучения историко-теоретической, культурологической, педагогической и научно-методической литературы можем утверждать, что возможность и необходимость обучения певцов младшего школьного возраста основам джазового исполнения является обоснованной и обусловленной особенности исторического развития джаза и тенденциями в современной общественно-музыкальной практики, что формирует музыкальные вкусы и предпочтения учеников.
Содержание учебного процесса должно способствовать получению опыта эмоционально-ценностного отношения к лучшим образцам джазового искусства, овладению знаниями по истории и теории эстрадно-джазового выполнение в целом, джазовыми музыкально-исполнительскими умениями и навыками, получению опыта творческой деятельности на основе овладения импровизационным мастерством. Использование всего музыкально-педагогического потенциала профессионального джазового искусства в сочетании с классической музыкой, учета специфики начального этапа обучения в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, использование музыкально-изобразительных возможностей голоса обеспечивает эффективность усвоения певцом основ эстрадно-джазового исполнительства и победу в конкурсах.
Литература:
- Бриль И. Практический курс джазовой импровизации [Ноты] для ф-п: учеб. пособ. / И. Бриль; ред. Ю. Н. Холопова. — М.: Сов. композитор, 1979. — 112 с.
- Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. — М., 1968.
- Карягина А.В Джазовый вокал: метод. пособ. для начинающих / А. В. Карягина. — СПб. Лань, 2008. — 57 с.
- Конен В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. — второй изд. — М.: Сов. композитор, 1990. — 320 с.
- Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. Н. Малинина; ред. В. М. Морозова. — Л.: Музыка, 1967.
- Чугунов Ю. Гармония в джазе: учеб.-метод. пособ. / Ю. Чугунов. — М.:. композитор, 1988. — 152 с.