Cпецифика подготовки к конкурсным выступлениям в номинации «джазовый вокал» учеников младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Яструбенко, Е. В. Cпецифика подготовки к конкурсным выступлениям в номинации «джазовый вокал» учеников младшего школьного возраста / Е. В. Яструбенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 326-327. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64098/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность

В современном музыкальном образовании знакомство учеников младшего школьного возраста с джазовым искусством может быть ценным учебным материалом, который способствует решению актуальных общепедагогических, общеэстетических и специальных задач, как: формирование музыкальных вкусов и потребностей учащихся, подготовка к восприятию сложной и серьезной музыки, раскрытия творчески-импровизационного потенциала, подготовки наиболее талантливых к конкурсным выступлениям. [1, c. 78]

Эти задачи не только дополняют и расширяют содержание детского музыкальной образования, но и способствуют активизации и новизне учебного процесса.

Исходя из сказанного, представляется возможным и актуальным обновление и расширение содержательной части современного общего музыкального образования путем введения в ее контекст раздела по подготовке учеников младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей и знакомства их с особенностями становления и развития джазового искусства в целом, что соответствует реальным потребностям общественно-музыкальной практики.

Результаты иих обсуждение

Процесс подготовки певцов младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей будет эффективным при условии учета:

– музыкально-педагогического потенциала профессионального эстрадно-джазового искусства, всего спектра его жанров и репертуарных направлений, а также специфики этого вида джазового конкурсного исполнения в целом психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики конкурсного джазового исполнения:

– всего арсенала музыкально-выразительных возможностей голоса ребенка младшего школьного возраста, что способствует выявлению особенностей эстрадно-джазового искусства, формирование интереса к обучению, расширяет исполнительские возможности учащихся, обогащает их представления в многогранном мире музыки [2, c.46]

Для оптимальной организации подготовки к конкурсу джазовых исполнителей детей младшего школьного возраста нужны специальные методики, характеризуются системностью, целостностью, органическим включением в процесс академического музыкального образования. В отечественной педагогике примеров создания комплексных методик подготовки к конкурсу джазовых исполнителей детей младшего школьного возраста в цикле традиционных музыкально-теоретических дисциплин еще не было. [5, c. 34]

Джазовый стиль имеет широкий спектр специфических возможностей в сфере музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в музыкально-теоретическом обучении не только в целях подготовки к конкурсу джазовых исполнителей детей младшего школьного возраста. и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка, но также для развития гармоничного, мелодичного, тембровой слуха, чувства метроритму, творческих способностей и навыков практической импровизации [3, с.32].

Специфика эстрадно-джазового исполнения требует исключительно хорошего владения голосом, умение профессионально импровизировать, знания манеры исполнения эстрадно-джазовой, рок и поп-музыки, владение большим числом приемов выполнения и особыми специфическими штрихами звуковоспроизведения, наличия развитого гармоничного и мелодичного слуха, хорошей памяти, быстрой мышления, творческого потенциала фантазии, опыта перепева большой количества разнообразных произведений эстрадно-джазовой музыки и многое другое. [4, c. 146–149]

Относительно вокально-методической подготовки детей младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей также целесообразно применение комплексного подхода, ведь по своей природе он характеризует процесс организации обучения. Комплексный подход к организации процесса подготовки детей младшего школьного возраста к конкурсу джазовых исполнителей обеспечивает единство усвоения ими основных положений собственного вокального развития и методики вокального обучения учащихся.

Анализ вокально-педагогической литературы помогают выявить ряд принципов, применение которых позволяет удерживать процесс формирования вокально-методического мастерства учеников на позициях целесообразности, необходимости, эффективности и успешности. [6, c. 59] В круг этих принципов можно отнести: принцип контекстности; принцип направленности; принцип индивидуального подхода; принцип заинтересованности; принцип сознания; принцип перспективности; принцип постепенности, последовательности и непрерывности; принцип единства художественного и технического развития; принцип вокально-слухового представления звука-образа; принцип осознания специфики вокально-методической деятельности; принцип теоретического предвидения (моделирование) общеразвивающего эффекта вокального обучения; принцип творческой активности.

В джазовом исполнительстве певец может внедрять тембральные окраски, которые, по его мнению, лучше всего передают содержание произведения.

Тембровая шкала джазового пения очень разнообразна и охватывает значительный диапазон варьирования (например, хриплый, носовой, горловое, глухой и т. д.).

В академической вокальной педагогике не допускаются неточные моменты начала и окончания фразы. Относительно джаза мы можем заметить, что точные вступления и окончания музыкальных фраз нежелательны.

Вся метроритмическая структура джаза построена на постоянных отклонениях от точной ритмической пульсации (прежде всего это опережение долей метра).

В академической вокальной педагогике не допускаются неточные моменты начала и окончания фразы. Относительно джаза мы можем заметить, что точное вступление и окончание музыкальных фраз нежелательны.

Вся метроритмическая структура джаза построена на постоянных отклонениях от точной ритмической пульсации (прежде всего это опережение долей метра).

Джазовое искусство является образно-интонационным, поэтому важно, чтобы ребенок младшего школьного возраста на начальном этапе подготовки к конкурсу понимал этот образный язык. Поэтому, цель комплексного применения выразительных средств направлена на то, чтобы ученик с первого момента пения умел сочетать два этапа работы — технический и образно-художественный.

Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца (музыканта), а именно: джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества, джазовое фразировки, джазовая «атака». Со временем в процессе развития джазовой музыки вокалисты все чаще пытались подражать в своих импровизациях инструменталистов, что ярко проявилось в манере так называемого скэт-пения, который изначально не был непосредственно частью джаза [3, с. 43].

Основной в исполнении джаза является импровизация, без которой он просто не может существовать. Вообще импровизация основана на понимании гармоничных последовательностей, способности применять на их основе самые разнообразные ритмы и мелодии. Джазовый вокалист по ходу импровизации должен уметь копировать звучание инструментов. Поэтому понятными становятся очень строгие требования к вокальным способностям джазового певца даже детского возраста. Голос должен быть очень подвижным, уметь с легкостью имитировать партию одного инструмента, интонировать иногда очень быстро. Поэтому импровизировать в вокальных упражнениях нужно уже в начале обучения пению.

Заключение

Итак, на основе изучения историко-теоретической, культурологической, педагогической и научно-методической литературы можем утверждать, что возможность и необходимость обучения певцов младшего школьного возраста основам джазового исполнения является обоснованной и обусловленной особенности исторического развития джаза и тенденциями в современной общественно-музыкальной практики, что формирует музыкальные вкусы и предпочтения учеников.

Содержание учебного процесса должно способствовать получению опыта эмоционально-ценностного отношения к лучшим образцам джазового искусства, овладению знаниями по истории и теории эстрадно-джазового выполнение в целом, джазовыми музыкально-исполнительскими умениями и навыками, получению опыта творческой деятельности на основе овладения импровизационным мастерством. Использование всего музыкально-педагогического потенциала профессионального джазового искусства в сочетании с классической музыкой, учета специфики начального этапа обучения в соответствии с психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, использование музыкально-изобразительных возможностей голоса обеспечивает эффективность усвоения певцом основ эстрадно-джазового исполнительства и победу в конкурсах.

Литература:

  1. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации [Ноты] для ф-п: учеб. пособ. / И. Бриль; ред. Ю. Н. Холопова. — М.: Сов. композитор, 1979. — 112 с.
  2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. — М., 1968.
  3. Карягина А.В Джазовый вокал: метод. пособ. для начинающих / А. В. Карягина. — СПб. Лань, 2008. — 57 с.
  4. Конен В. Д. Рождение джаза / В. Д. Конен. — второй изд. — М.: Сов. композитор, 1990. — 320 с.
  5. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей / Е. Н. Малинина; ред. В. М. Морозова. — Л.: Музыка, 1967.
  6. Чугунов Ю. Гармония в джазе: учеб.-метод. пособ. / Ю. Чугунов. — М.:. композитор, 1988. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, джазовое искусство, джазовый исполнитель детей, конкурс, академическая вокальная педагогика, комплексный подход, метроритмическая структура джаза, музыкально-педагогический потенциал, точная ритмическая пульсация, учебный процесс.


Похожие статьи

Конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Экскурсия в музыкальный театр»

Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием на тему «Открытая книга сказок»

Интегрированное занятие по музыке и тестопластике в рамках инклюзивного образования для детей дошкольного возраста

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весенние истории»

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культуры здоровья детей раннего возраста «В гости к куклам»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Выпуск поздравительной газеты ко Дню Победы»

Похожие статьи

Конспект открытого мероприятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Экскурсия в музыкальный театр»

Конспект подгруппового занятия для детей с заиканием на тему «Открытая книга сказок»

Интегрированное занятие по музыке и тестопластике в рамках инклюзивного образования для детей дошкольного возраста

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весенние истории»

Конспект музыкальной образовательной деятельности с элементами театрализации для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее настроение»

Особенности методики проведения занятий для детей дошкольного возраста в секции по художественной гимнастике

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию культуры здоровья детей раннего возраста «В гости к куклам»

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Выпуск поздравительной газеты ко Дню Победы»

Задать вопрос