Противодействие терроризму и экстремизму как педагогическая проблема в юридическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Морохова, О. А. Противодействие терроризму и экстремизму как педагогическая проблема в юридическом вузе / О. А. Морохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64110/ (дата обращения: 16.11.2024).



Общественно-политические, социально-экономические и иные процессы социальной реальности оказывают влияние на содержание образования, которое, в свою очередь, не может оставаться в стороне от социальных вызовов нашего времени.

Терроризм и экстремизм как феномен современной социокультурной ситуации являются проблемой общегосударственного значения, а противодействие терроризму и экстремизму — приоритетная задача государственной политики в обеспечении национальной безопасности. Образование, следовательно, должно внести вклад в профилактику распространения идей экстремизма и терроризма среди молодежи, проведение разъяснительной работы по устранению предпосылок для вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

В научно-образовательной деятельности можно выделить ряд направлений в изучении феноменов терроризма и экстремизма.

В научных исследованиях раскрываются исторические корни данного явления, освещается деятельность террористических организаций и источники их финансирования, анализируется нормативная база и правовые последствия терроризма, изучаются приемы противодействия распространения идеологических концепций терроризма в Российской Федерации [1].

Терроризм, понимаемый как политика и практика террора и вид насильственной преступности, находится в центре внимания научных исследований. Вопросы научного освещения проблемы терроризма являются объектом различных междисциплинарных исследований (Кириченко А. А., Семенов Е. Ф., Попов С. Е., Фатхи Д. В., Щебляков Е. С.).

Экстремизм также является объектом внимания международного исследовательского сообщества, которое пытается выработать общую стратегию противостояния любым проявлениям радикализма (Исаев А. А., Кускарова О. И., Смирнов И. П., Гуськов Д. В., Якимов Г. Н. Халиков М. И., Bhatia K., Heydemann S., Ghanem, K,. Sundaram, V., Veenkamp I., Zeiger, S.)

Экстремизм означает приверженность таким идеям, которые очень далеки от того, что большинство людей считают правильным или разумным. «Различные социальные группы в поисках алгоритма образа мышления и поведения придерживаются крайностей, усиливая проявления экстремизма, в качестве политического способа решения актуальных проблем» [2]. В данном понятии важен социокультурный контекст, т. к. та или иная деятельность будет рассматриваться как экстремистская либо нет в зависимости от того, кто определяет норму и решает, что приемлемо или нет.

Противодействие насильственному экстремизму с помощью образования, как отмечается в зарубежных исследованиях, — относительно новая концепция. Сектор образования вносит важный вклад в поддержание усилий по миростроительству и развитию профилактических подходов при противодействии экстремизму, т. к. именно молодежь является группой высокого риска и наиболее уязвима для радикализации [3]. В ЮНЕСКО было разработано руководство для учителей по противодействию экстремизму. В отечественных исследованиях подчеркивается важность формировании у обучающихся гражданской позиции, указывается на необходимость взаимодействия органов образования, антитеррористических комиссий и институтов гражданского общества [4].

В юридическом вузе актуальность педагогической деятельности по противодействию экстремизму состоит в том, что обучающиеся должны быть вовлечены в разъяснительную, просветительскую и научно-исследовательскую работу, связанную в такими явлениями как терроризм и экстремизм. Задача высшего юридического образования — вести целенаправленную, системную деятельность в изучении таких явлений современности как терроризм и экстремизм в комплексе научных исследований и воспитательной работы. В решении данной задачи можно выделить несколько направлений.

Необходимо ознакомить обучающихся с научными достижениями ученых и специалистов в области разработки вопросов противодействия терроризму и экстремизму и вовлечь в исследовательскую деятельность по их изучению. Для юридического образование важен междисциплинарный подход к изучению вопросов терроризма и экстремизма: от теоретико-методологических аспектов возникновения антиобщественных явлений в обществе до их уголовно-правовых последствий.

Изучение языков и культур в юридическом вузе также вносит вклад в формирование личностей, способных противостоять антиобщественным идеям и провокациям к совершению противоправных действий. По словам индийского филолога и общественного деятеля С. К. Чаттерджи «Чем больше языков вы знаете, тем меньше шансов, что вы станете террористом».

Следующим направлением педагогической деятельности является идеолого-пропагандистская и разъяснительная антитеррористической работа среди обучающихся о причинах таких кризисных явлений в общественных отношениях, которые способствуют возникновению и распространению идей экстремизма и терроризма [5]. В данном направлении очень важен ценностный компонент, выработка личного неприятия идеологии радикализма. Среди новых черт современного образования это инклюзивная образовательная политика. Обучающиеся, с одной стороны, должны быть вовлечены в образовательную деятельность и чувствовать себя частью единого целого — носителями общепринятых норм культуры, поведения, мышления. С другой стороны, важна «устойчивость», т. е. выработка индивидуального неприятия негативных явлений, развитие способности у человека преодолевать проблемы, уметь распознать и противостоять таким проявлениям экстремизма как пропаганда одномерного взгляда на мир и ненависть к окружающим, готовность к применению насилия. В образовании это подразумевает развитие умений у обучающихся мыслить критически, учиться проверять факты, чтобы не стать жертвой упрощенного и одномерного взгляды на мир.

«Интернетизация» современных процессов коммуникации, особенно среди молодежи, т. е. переход общения в виртуальную реальность, требует особое внимание уделять вопросам противодействия распространению идей терроризма и экстремизма в сети Интернет путем опубликования результатов научно-проектной деятельности обучающихся вузов в сети Интернет, ведению системной работы в рамках интернет-проектов, освещению антиэкстремистских материалов в социальных сетях [6].

На кафедре профессиональной языковой подготовки ВЮИ ФСИН России проводится комплекс мероприятий по изучению феномена терроризма и изучении способов противодействия ей. С обучающимися ежегодно проводятся учебный проект «Международный опыт борьбы с терроризмом в XXI веке» и конкурс эссе «Скажем терроризму “нет!”» [7]. Главными критериями оценки были соблюдение требований жанра эссе, глубина осознания автором опасности угрозы идеологии терроризма, представление личного опыта и отношения к трагическим последствиям террористических актов, связь с событиями современности.

Таким образом, научно-образовательная и просветительская работа являются основными формами реализации деятельности по противодействию терроризму и экстремизму среди молодежи в образовательных учреждениях высшего юридического образования. Изучение правовых последствий участия в террористический и экстремистской деятельности, совершенствование форм идеолого-пропагандистской работы в юридический вузах является перспективным направлением развития педагогических исследований.

Литература:

  1. Тесленко Е. С., Пеструилова Н. Н. Феномен «ИГИЛ» // Виктимология. 2015. № 1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-igil (дата обращения: 17.06.2019).
  2. Якимов Г. Н. Государство и экстремизм // Вестник ОмГУ. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-ekstremizm (дата обращения: 15.11.2019).
  3. Silva S. Role of Education in the Prevention of Violent Extremism // URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/448221510079762554/120997-WP-revised-PUBLIC-Role-of-Education-in-Prevention-of-Violence-Extremism-Final.pdf
  4. Кускарова О. И. Профилактика экстремистских проявлений в образовательной и молодежной среде // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-ekstremistskih-proyavleniy-v-obrazovatelnoy-i-molodezhnoy-srede (дата обращения: 15.11.2019).
  5. Добаев И. П. Основные направления усиления противодействия терроризму в молодежной среде России в идеологической сфере // Россия и мусульманский мир. 2018. № 3 (309). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-usileniya-protivodeystviya-terrorizmu-v-molodezhnoy-srede-rossii-v-ideologicheskoy-sfere-1 (дата обращения: 17.06.2019).
  6. Наука и образование против террора. URL: http://scienceport.ru/.
  7. Международный опыт борьбы с терроризмом URL:http://www.vui.fsin.su/news/detail.php?ELEMENT_ID=418637 (дата обращения: 17.06.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): экстремизм, терроризм, противодействие, высшее юридическое образование, обучающийся, одномерный взгляд, педагогическая деятельность, проявление экстремизма, юридический вуз, явление.


Похожие статьи

Теоретический анализ конфликтного взаимодействия в образовательной среде

Проблемы противодействия политически мотивированному экстремизму (региональный аспект)

Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Гражданское общество как фактор профилактики идеологии и проявления терроризма

Патриотизм как составная часть борьбы с национальным и международным терроризмом в России на современном этапе.

Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании

К вопросу о механизме противодействия экстремизму

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Похожие статьи

Теоретический анализ конфликтного взаимодействия в образовательной среде

Проблемы противодействия политически мотивированному экстремизму (региональный аспект)

Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Гражданское общество как фактор профилактики идеологии и проявления терроризма

Патриотизм как составная часть борьбы с национальным и международным терроризмом в России на современном этапе.

Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период

Музейная педагогика как технология в школьном историческом образовании

К вопросу о механизме противодействия экстремизму

Социальная адаптация детей с ОВЗ как аспект духовно-нравственного воспитания

Роль культуры и национальности в процессе обучения студентов неязыковых специальностей вуза английскому языку

Задать вопрос