Что такое самообразование? К понятию самообразования есть несколько подходов: педагогический, психологический, философский, технологический, литературный в конце концов. «Ничего так не помогает пониманию основ образования, как самообразование через литературные рукописи», — писал русский публицист и литературный критик Писарев Д. И. [5, с.112]. Он утверждал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Итак, разберемся с этим комплексным и всеобъемлющим понятием.
По одним данным, самообразование это — образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала. Банально, просто, но в этом задумка возможности учиться всегда. Русский книговед, библиограф и писатель Николай Александрович Рубакин утверждал: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
А вот еще один взгляд на рассматриваемое понятие. Самообразование — это приобретение человеком с его точки зрения нужных ему навыков, знаний и умений через самостоятельные занятия вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя [3].
Что же может подтолкнуть человека работать над собой, двигаться вперед, повышать свои возможности и множить свои знания, как не самообразование?
Именно оно является системой внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование — это мощный фактор, восполняющий и обогащающий образование, организованное обществом. Если не прямой, то косвенной целью бытия является собственное развитие человека. А, уважая труд и знания своих предков, развивать себя и свое поколение было во все времена задачей любого цивилизованного общества.
Наличие учителя при образовании вполне допустимо (куратор, наставник, покровитель). Но гораздо важнее, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить. А уж как будет он это делать, с помощью чего-то или кого-то — это совсем не важно. Без сомнения, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека — он сам должен хотеть учиться, используя для этого любые доступные ему возможности.
А вот можно ли обойтись без самообразования, как считают многие? Конечно, можно. Вопрос только в том, какой эта жизнь будет, если в ней предпочитают обходиться без таких важных вещей, как развитие и преумножение своих знаний? Вероятно, не самой успешной и интересной, потому что без новых знаний и без навыков ими пользоваться люди будут слабее тех, кто знает много больше и у кого мышление развито на порядок лучше. И зачем без него обходиться, ведь оно ничего уникального от человека не требует, кроме его времени и активных волевых усилий? Мы же все равно тратим свободное время, например, на развлечения. Почему бы его хотя бы частично не потратить и на самообразование, ведь часто учиться новому тоже может быть настоящим развлечением? Вам нужно постараться почувствовать к изучению нового интерес, желание познания.
Самообразование важно еще и потому, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь лишь в любых учебных заведениях, ему вряд ли будет хватать в современном динамически развивающемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку прогресс цивилизации увеличивается в геометрической прогрессии.
Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования [1, с.13].
Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самооценка и самоанализ. А вот умение оценить себя — сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.
Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут никогда не пригодиться. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не дать. Так уж установлено, что в образовании не обучающийся устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. В связи с этим обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или такое образование может не соответствовать его целям.
А вот самообразование может быть таким, каким Вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать — используя различные источники информации, а не те, которые кем-то были отобраны. Выходит главная разница между классическим образованием и самообразованием: самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.
Сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться каждые пять-семь лет. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования мира и средств взаимодействий.
С возрастом человек отбрасывает «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от неактуальных и неугодных вариантов развития.
Итак, самообразование — постоянный процесс, уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.
И главная задача самообразования — самостоятельное развитие и совершенствование личности для наибольшей подготовки ее к жизни; построение личности, всегда способной не только познавать существующий мир, но и к лучшему изменять его.
И еще один важный фактор. Квалифицированный работник должен быть конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, ответственным, готовым к постоянному профессиональному росту. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы.
Что же включает в себя профессиональное развитие студентов?
Это потенциальная цель самообразования, точнее сказать, одна из целей. Чтобы понять, является ли самообразование фактором для активного профессионального развития обучающихся, важно видеть: из чего состоит это самое профессиональное развитие студентов.
Нахлынувший как огромное цунами век информационных технологий предъявляет новые требования к системе образования. Смена цели и парадигмы образования на профессиональное развитие, на развитие личности человека — оправданна и своевременна.
Информационное современное общество характеризуется высокой степенью динамизма, неопределенности, непривычно высокими темпами перемен. Именно динамизм и неопределенность проявляются на всех уровнях — глобальном, социальном, региональном, индивидуальном и становятся характеристиками всех сторон нашей жизни. Новые условия выдвигают иные, более системные требования на всех уровнях профессионального образования к подготовке современных специалистов.
Конечно, современный работодатель заинтересован в таком работнике, который, во-первых, умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, во-вторых, обладает критическим и творческим мышлением, ну и в-третьих, владеет богатым словарным запасом.
И, кроме того, специалист, работающий и живущий в современном обществе, должен обладать определенными необходимыми качествами личности, в частности:
– гибко адаптироваться в произвольных динамичных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, оперативно находя достаточно надежные источники, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
– самостоятельно объективно критически мыслить, быть способным генерировать новаторские проекты, творчески мыслить;
– быстро и грамотно работать с имеющейся информацией и уметь ее получать в необходимых количествах;
– уметь работать сообща в разных областях;
– самостоятельно трудиться над воспитанием и развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
И, таким образом, новое качество подготовки специалистов с разными уровнями профессионального образования требует иных критериев его оценки. Современные научные исследования подтверждают, что лишь на 16 % преуспевание в финансовом отношении обусловливается знаниями своей профессии, а умением обращаться с коллегами — на 84 %. Это и склонять людей к своей точке зрения, и рекламировать себя и свои идеи, т. е. с личными качествами и способностями. Реальная жизнь и практика демонстрируют, что наиболее часто успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются те студенты, которые проявляли активность, темперамент, творческие качества, реализовывали себя в различных видах деятельности: экономической, общественной, культурной, научной и др.
Самарин Ю. А., известный психолог-социолог, автор книг о психологии подросткового возраста, увидел в развитии студенческой молодежи ряд характерных черт и противоречий социально-психологического характера [7, с.73]. В подростковый и ранний юношеский период человек определяет свой жизненный путь, овладевает профессией и начинает пробовать себя в разнообразных областях жизни; планирует свою деятельность и поведение; отстаивает активно самостоятельность своих суждений и действий.
Под влиянием нового положения, которое молодой потенциальный специалист начинает занимать в обществе начинает складываться личность студента в системе общественных отношений, которые происходят в его жизни с поступлением в образовательное учреждение. Специфика студента учреждения среднего профессионального образования, в том числе студента техникума, определяется особенностями возраста студентов (16–20 лет), характеризующегося сменой видов деятельности при переходе от старшего подросткового к юношескому. Д. И. Фельдштейн считает, что в этом возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность [8, с. 59].
Студенты сталкиваются с видами деятельности, являющимися компонентами их будущей профессии, которые требуют большей самостоятельности и ответственности. Производственная практика — особый вид деятельности студента. В ходе практики молодой человек (или девушка) знакомится с деятельностью трудовых коллективов и сам участвует в процессе производства, происходит активное общение с членами производственного, трудового коллектива, изучение и принятие новых требований, норм поведения. Молодой индивидуум сделал ответственный социальный выбор — выбор специальности. Если выбор сделан сознательно, то наблюдается большая активность по овладению этой специальностью. Поэтому дальнейшее развитие студентов связано с возложением на них социально значимых обязанностей, которые обусловлены подготовкой к будущей профессиональной деятельности.
Как следствие, важным становится вопрос профессионального развития будущего специалиста. Профессиональное развитие студента обязательно должно носить системный характер, реализовываться во всех направлениях деятельности образовательной организации.
В концепции ведущей деятельности субъекта, которая стала определяющей в отечественной психологии на многие годы, процесс развития стал рассматриваться как процесс самодвижения субъекта благодаря его деятельности. Индивидуальный стиль деятельности Климов Е. А. характеризовал, как индивидуально своеобразную систему психических средств, к которым стихийно или сознательно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности [2, с.26].
В соответствии с общенаучной методологией мы определяем развитие как закономерное, необратимое и направленное изменение качества материальных или идеальных объектов.
Под профессиональным развитием понимается происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам.
В психологическом словаре И. Кондакова [3] дается другая трактовка понятия — под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития.
Здесь главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. Тут же другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации человека.
В распространенной в настоящее время концепции Д. Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие «Я-концепции» при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей.
В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка на основе взаимодействия психологических инстанций (Оно, Я, Сверх-Я), разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных потребностей ребенка.
Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека легли в основу разработанной концепции Л. М. Митиной, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость.
Все выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (в разной степени). Каждая интегральная характеристика в отдельности представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, во многом существенных для успешного проявления в рамках той или иной конкретной профессии. Базовым условием развития интегральных характеристик личности профессионала являются осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т. е. повышение уровня профессионального самосознания.
Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека, и модели профессионального развития, основанной на втором способе жизнедеятельности [6].
При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. В модели профессионального развития (вторая модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее.
Исследуя профессиональное развитие, как непрерывный процесс самопроектирования личности, Митина Л. М. выделила в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию [5, с.102].
Современной психологической основой образовательных проектов и программ профессионального развития личности является принцип саморазвития, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности сформулированных в культурноисторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л. С. Выготского, психологической теории личности и деятельности А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других [4].
Из вышесказанного следует, что развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности. Выбор профессии — это выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде — с другой. А значит, профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является и результатом, и средством развития личности.
Кроме этого, профессиональное развитие связано с профессиональной обучаемостью — открытостью к дальнейшему профессиональному развитию, предполагающей готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта.
Базовым подходом в исследовании проблемы профессионального развития обычно считают системный, основная задача которого состоит в конструировании сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.
Воспитание профессиональных работников — это сложный и многосторонний процесс, поэтому системный подход является основополагающим. Это объясняется тем, что создание комфортности учебной деятельности представляет собой целостную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Педагогические системы отличаются своей сложностью. Сложность их обусловлена, с одной стороны, формальным многообразием элементов, связей, функций, возможных путей развития (например, образовательных отношений). Особенностью педагогических систем является их не стихийное функционирование и развитие. Происходящие в них изменения носят упорядоченный характер, благодаря управлению.
Творческое развитие студента — одно из условий профессионального развития, которое может быть реализовано, например, средствами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Выделяют минимум два пути реализации ТРИЗ через учебный процесс. Во-первых, введение специального курса ТРИЗ для студентов образовательной организации; во вторых внедрение инновационных педагогических технологий, изменение структуры учебных занятий и наполнения их оригинальным содержанием.
А теперь отследим профессиональный путь студента образовательной организации. Во время обучения в образовательной организации закладывается фундамент будущей карьеры, студент вступает в новые взаимодействия, получает ценный опыт профессиональной коммуникабельности. Требования к современному выпускнику достаточно высоки.
Рис. 1. Схема: модель выпускника нового поколения
Все умения делятся на две категории. Это умение учиться и умение общаться, то есть строить эффективные отношения с людьми. Умение учиться — важная составляющая любого перспективного специалиста. Сегодня скорость устаревания знаний выше, чем раньше, поэтому они требуют постоянного обновления. Умение учиться проявляется в умении организовывать свое время, планировать и контролировать свою учебную работу, организовывать поиск необходимой информации, выбирать соответствующие методы, налаживать взаимное сотрудничество. Это еще и способность принимать решения относительно собственного процесса учения и самомотивация. Учебный процесс включает теоретические и практические занятия. К теоретическим относятся преимущественно лекционные занятия, получение необходимого в работе пакета информации, к практическим занятиям относятся семинары, практикумы, лабораторные работы и практика учебная или производственная, а также самостоятельные практические упражнения, отрабатывающие усвоенные знания на примерных задачах (при самообразовании).
Важно в процессе обучения расширять количество источников самообразования путем привлечения внешних ресурсов. К внешним ресурсам в данном случае относятся традиционные: книги, периодические издания, средства массовой информации, электронная сеть, дистанционное самообразование.
Вторым источником является исследовательская деятельность. В процессе исследования окружающего мира, будущий специалист упорядочивает свои знания и формирует личный профессиональный стиль, профессиональное и личностное мировоззрение. Исследовательская деятельность повышает уровень самообразования и помогает в поиске единомышленников.
Третьим источником систематического самообразования является обучение на разных курсах. Это могут быть курсы стенографии, изучения иностранного языка, курсы ораторского мастерства и так далее.
Дополнительным источником самообразования может стать работа. Во время учебы существует прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, побывать в разных профессиональных ролях.
Окружающая действительность — пятый источник самообразования, который включает события, происходящие вокруг; людей, с которыми проходит общение, их знания и опыт. Необходимо научиться преобразовывать информацию из окружающего мира в полезную для себя, пропускать ее через профессиональную призму. Такой подход развивает рефлексивные навыки и помогает вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных ситуациях. Особое значение для педагогов имеет навык командной работы. Он включает:
– умение подключать других для помощи в вашей деятельности;
– умение нивелировать конфликты;
– умение планировать свою деятельность;
– умение редактировать работу группы;
– умение обобщать разрозненный материал.
Для будущего специалиста очень важен еще один источник самообразования — его увлечения, так называемые «специальные умения».
Что включает в себя стимулирование профессионального развития студентов?
При массовом совершенствовании деятельности государственных учебных организаций, внедрения новых стандартов и педагогических технологий возникла и получила приоритетное внимание специалистов всего мира новая система ценностей и целей образования, базирующаяся на идеях личностно-ориентированной педагогики. Смена акцентов добивается рассмотрение студента не как объекта, получающего знания и приобретающего систему умений и навыков, а как самоорганизованного субъекта профессиональной подготовки, нацеленного на самосовершенствование с учетом личных интересов, способностей и мотивов.
Целевые психолого-педагогические исследования, а также результаты практической деятельности свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда является результатом осознанного взаимодействия обучаемого и конкретной социальной среды, в процессе которого он реализует потребности выработать у себя важные личностные качества, которые обеспечивают успех в учебной деятельности и в жизни в целом. А значит, профессиональное самосовершенствование студентов можно изучать, как целенаправленный, сознательный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.
Основаниями рассматриваемого феномена являются требования общества и профессии к личности современного специалиста, причем они должны быть выше наличных возможностей рассматриваемого студента. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности человека, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало профессионального самосовершенствования, является отношение самого обучаемого к предъявляемым требованиям. Закономерно, что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований студент будет испытывать потребность в самосовершенствовании.
Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования студентов находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности. «Человек как личность, — подчеркнул М. И. Рожков, — всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию».
Таким образом, современное профессиональное образование приобретает смысл и значение лишь через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой. Оно связано со становлением личности, и в этом его высшая ценность.
Базовым этапом большой и кропотливой работы студента по самосовершенствованию является этап самопознания. Он представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития и обновления требуемых личностных качеств.
Далее на основе самооценки и самопознания у студентов начинает вырабатываться логическое стремление заниматься саморазвитием и самосовершенствованием. Процесс принятия этого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. Именно на данном этапе создается модель работы над собой. Важно волевым путем преодолеть самолюбование и эгоизм, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.
На этапе планирования укрепляется решение о самосовершенствовании, конкретизируется круг задач.
У любой личности планирование самосовершенствования — процесс многозначный, помогающий организовать, структурировать и упорядочить работу над собой. Происходит определение цели и основных задач самосовершенствования, разработка программы личного развития, далее определяются организующие основы своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).
Высокая эффективность самосовершенствования студентов может быть достигнута, если они приложат достаточные усилия на этапах и самоконтроля, и самокоррекции. Сущность деятельности обучающихся на данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой, постоянно держат ее в пределах своего активного сознания. На этой основе своевременно устанавливают или предотвращают возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшей работы.
Преподаватели учебного учреждения с этой целью могут рекомендовать воспитанникам вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.
Тогда самосовершенствование можно рассматривать как производную взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительного потенциала развития будущих специалистов.
Самосовершенствование предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Наставнику следует это помнить,
Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя адаптивную и творческую стороны в любой деятельности. Адаптация, по его мнению, позволяет человеку ознакомиться и ассимилировать имеющиеся уже наработанные знания, умения и навыки из арсенала своей будущей профессии, а самостоятельная творческая деятельность дает ему возможность развивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и на основе этого «двинуть себя вперед». А, как известно, творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Поэтому на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности будущего педагога, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой.
При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель может использовать разнообразные приемы развития мотивации профессионального самосовершенствования [7, с.58]:
– установка временных ориентиров выполнения заданий для выработки навыков планирования бюджета времени;
– сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки;
– убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях;
– проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке;
– применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой;
– применение методов активного обучения (анализ профессиональных ситуаций, дискуссии, тренинги, деловые игры и др.);
– выдача студентам методических указаний, содержащих подробный алгоритм выполнения работы, разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, задачи для решения и методические указания;
– рейтинговый метод контроля и результатов самостоятельной познавательной деятельности;
– присвоение статуса «студент-консультант» наиболее продвинутым и способным студентам и др.
Итак, самостоятельная работа формирует совокупность умений и навыков, а кроме этого, профессионально важные качества современного высококвалифицированного специалиста.
Литература:
- Бекоева, М. И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования М. И. Бекоева//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 22–25.
- Климов, Е. А. Индивидуальная деятельность [Текст] / Е. А. Климов. — Казань, 1974. — С. 49
- Кондаков, И. Психологический словарь И.Кондаков, 2000 г.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя: [Текст]. Монография, Флинта — Московский психолого-социальный институт, 1998–200 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн- СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.: ил.
- Самарин, Ю. А. Психология студенческого возраста и становление специалиста [Текст] / Ю. А. Самарин. — М., 1969. — 209 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.