В данной статье рассматривается сложившаяся ситуация с проектной деятельностью в школе.
Ключевые слова: проектная деятельность, школа, проект.
Согласно государственному образовательному стандарту, любое образовательное учреждение обязано в своей работе реализовывать проектную деятельность. ФГОС однозначен, однако данное требование выполняется не везде. Подобное случается по причине низкого материального состояния школы, зачастую не всегда хватает средств для приобретения учебных материалов. Однако даже в малоснабжаемой школе необходимо и возможно обучать школьников ведению проектной деятельности. Что такое проектная деятельность? Для чего она нужна? Это интеллектуальный или физический продукт, получаемый в результате проведённой учащимся работы. Проектную деятельность возможно и нужно воплощать в любом образовательном направлении, в рамках любого преподаваемого школьного предмета, исходя из личной предрасположенности и интересов учащегося.
Для чего нужна проектная деятельность. Действительно, ранее целью образовательных учреждений была передача знаний учащимся, которые, получив аттестат о среднем образовании, в теории подготовлены к самостоятельной взрослой жизни, поступлению в высшие и средние учебные заведения. Образовательный стандарт ранее не задавался вопросом насколько ученик готов применять полученные знания в реальных условиях. Таким образом не было никакого исследования практического использования полученных учеником знаний. Современная система образования уходит от предположения и наоборот хочет быть уверена в том, что каждый учащийся получивший аттестат зрелости способен применять полученные знания на практике. Таким доказательством может являться проект (исследование).
На выполнение проекта или исследования обычно выделяется определённый промежуток времени, учащийся может выполнять проект от нескольких дней до нескольких лет, в зависимости от цели проекта. Проект (исследование) может проводить как один ученик, так и группа. В любом случае необходим взрослый куратор, направляющий деятельность юного (юных) исследователя. Такой куратор может вести одного или нескольких исследователей (до трёх). Важно не забывать, что исследование проводит ученик, а куратор (он же тьютер) только модерирует процесс, помогая преодолеть организационные сложности.
Выполнение проекта можно разделить на следующие этапы:
- Поисковый этап
- Исследовательский этап
- Планирование исследовательской деятельности
- Поэтапное выполнение
- Испытание
- Презентация (защита)
Поисковый этап
Учащийся выбирает тему проекта, используя все возможные информационные ресурсы. Что может стать информационным ресурсом: друзья, родители учащегося, учителя, средства массовой информации и, конечно же, Интернет. Основными требованиями для проекта или исследования являются выявление актуальности вопроса, поиск качественной информации, синтез и переработка данных, внесение нового компонента и презентация. Другими словами, учащийся выбирает близкую ему тему, изучает уже имеющуюся информацию выбранному вопросу, перерабатывает её, на основе полученных результатов добавляет новые данные, в заключение получая готовый продукт, который необходимо презентовать.
Исследовательский этап
На данном этапе учащийся уже выбрал направление работы и выясняет какая информация уже есть. Важно уметь не только находить информацию, но и проверять её качество. Для этого необходимо использовать несколько источников.
Планирование
На данном этапе учащийся разбивает весь объём работы на несколько этапов-модулей, для наилучшего достижения результата.
Выполнение
Согласно созданному поэтапному планированию учащийся производит ряд работ. Возможно изменение и увеличение или уменьшение этапов в процессе.
Испытание
Предзаключительный этап, в котором учащийся проводит контрольные испытания полученного продукта, при необходимости внося корректировки.
Презентация
Один из наиболее важных этапов проектной деятельности. Умение презентовать сделанную работу вырабатывается учащимися на протяжении всех одиннадцати лет обучения. Презентация домашней работы перед классом у доски, чтение реферата, исследования реферата на школьной научной конференции, даже обнародование результатов проведённой работы в сети Интернет — так же является репетицией навыка презентации.
Учащемуся должно быть интересно заниматься изучением вопроса. Проект и исследование должны находиться в зоне его (учащегося) непосредственных интересов. Важно соизмерять возможности интеллектуальные и материальные. За адекватное оценивание сил учащегося ответственны старшие товарищи: кураторы, учителя, тьютеры. Именно они помогают учащемуся разглядеть свой потенциал.
Проектом может стать любое явление окружающие учащегося: количество осадков, выпадающих за определённый период времени, степень и способ прожарки картофеля в регионе, выяснение причин роста цен на топливо.
Так или иначе важно, чтобы тема, выбранная учеником, была актуальна и удобна для наработки алгоритма изучения (производства) явления (проекта).
Хотя итогом любой проектной деятельности должен стать продукт (интеллектуальный или физический), всё же основной педагогической ценностью является процесс поиска, производства проекта. Такой вывод можно сделать в связи с тем, что при подготовке любого проекта ученик нарабатывает метапредметные навыки от элементарных, существующих раннее, до сверхновых, востребованных сегодняшним днём. Умение ориентироваться в информационном поле, исследовать историю исследуемого вопроса, отличать качественную информацию от некачественной, сопоставлять данные из разных источников, компилировать данные и делать выводы на основе полученных результатах. Конечно, перед учащимся лежит непростая задача, однако то, что многие называют научной деятельностью в школе, на поверку оказывается базовыми знаниями, которые должны быть присущи портрету выпускника любой среднеобразовательной школы. Можно легко предположить, что количество подобных метапредметных навыков в ближайшее время будет только расти, вслед за ростом технологического прогресса. Если мы не хотим походить на двоечников, пропустивших несколько базовых предметных тем, необходимо уже сегодня отслеживать малейшие технологические изменения и составлять как текущий учебный процесс, так и введение проектной деятельности соответственно этим актуальным изменениям.