Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.11.2019

Статья просмотрена: 594 раза

Библиографическое описание:

Мамаева, С. Ю. Взаимодействие государства и гражданского общества в реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации / С. Ю. Мамаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64120/ (дата обращения: 16.11.2024).



В преамбуле Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», — тем самым подчёркивая многонациональность и поликонфессиональность государства. Россия имеет более чем 1500-летний опыт государственно-правового регулирования межнациональных отношений. В летописях создание нашего единого государства описывается, как воля разных народов, славянских и финно-угорских племён. Россия изначально складывалась как многонациональное государство. За многие века в истории России сохранены её народы, их языки, обычаи и традиции, культура. За всю историю нашего многонационального и многоконфессионального государства не было религиозных войн. Ещё в Указах Екатерины II была сформирована модель взаимоотношений двух мировых религий — православия и ислама. Некоторые народы искали защиты у российского государства от культурного, религиозного давления и физического истребления, другие — оказались в составе России в результате геополитических процессов, по воле обстоятельств. Независимо от этого они получили возможность на сохранение своей веры, культуры, языка. Письменность многих народов была создана в рамках российского государства, а ряд народов в ХХ веке получили национально-территориальное устройство в рамках единого государства [1].

Проблемы сегодняшнего дня в области экономики, финансов, бюджетного процесса определяют новые подходы к проведению внутренней и внешней политики России. Такие изменения не могли не коснуться очень значимого направления общественно-политической деятельности — межнациональных отношений. Так, на сегодняшний день одним из важнейших нормативно-правовых актов в области национальной политики является утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия). Указанная Стратегия была разработана Советом по межнациональным отношениям по поручения Президента РФ В. В. Путина. Проект Стратегии прошёл общественную экспертизу, в обсуждении которой приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты РФ, представителей Русской Православной Церкви, Духовного управления мусульман РФ, религиозных объединений буддистов, иудеев, национальных общественных объединений, научных организаций. Кроме того, указанный проект был направлен во все субъекты РФ, где он обсуждался экспертами, активистами и лидерами национально-культурных организаций, этнических групп, общин, диаспор. В проект было внесено 3500 поправок и корректировок с учётом всех высказанных мнений, многие из которых были учтены редакционной комиссией. Это позволяет говорить, что ни один документ, ни одна концепция, принятая в стране в последние годы, не проходили такой массовой экспертизых [2].

После принятия Стратегии был принят ряд решений управленческого характера федерального и регионального уровней.

Правительством РФ принята Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» [4]. Указом Президента РФ от 31.03.2015 № 168 образовано Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации (далее — ФАДН России) с прямым подчинением Председателю Правительства РФ, принято соответствующее Постановление Правительства РФ, в котором прописываются назначение, функционал новой структуры исполнительной власти [5, 6].

ФАДН России, совместно с представителями гражданского общества активно участвует во многих проектах, реализуемых в различных субъектах РФ. Впервые в октябре 2016 года по всей стране была впервые проведена Всероссийская акция «Большой этнографический диктант», в которой приняли участие около 90 тыс. человек. Уже к 2017 году акция приобрела международный статус. В 2019 году свои знания решили проверить 454 тыс. человек в 85 субъектах Российской Федерации и 42 зарубежных странах на всех 5 континентах, было организовано 5800 площадок. Самому младшему участнику — 6 лет, самому старшему — 95 лет [7].

В период с 8 по 10 октября 2019 года в Ханты-Мансийске прошел VI Всероссийский форум национального единства, который проводится ежегодно при поддержке Совета при Президенте по межнациональным отношениям и Федерального агентства по делам национальностей в целях повышения эффективности реализации государственной национальной политики Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Традиционно в его работе принимают участие члены президентского Совета по межнациональным отношениям, делегации исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представители научно-экспертного сообщества, религиозных и общественных объединений.

За период реализации Стратегии с целью повышения доверия гражданского общества к органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также национально-культурным объединениям, организациям местного населения, Министерством образования и науки РФ утвержден Государственный образовательный стандарт подготовки специалистов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Так, с целью повышения квалификации руководителей, работающих в этнокультурной сфере, сложились научные школы в Российской академии наук (Институт этнологии и антропологии РАН, Институт социологии РАН), Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также в Поволжском государственном технологическом университете и Санкт-Петербургском государственном университете.

По поручению Президента РФ в Российской академии наук при Президиуме Российской академии наук в 2017 г. создан Научный совет РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений. Научные, экспертные советы создаются сегодня при различных общественных организациях, при органах законодательной и исполнительной власти. Экспертное сопровождение политики государства в сфере межнациональных отношений выходит на новый качественный уровень, прежде всего, в отношении сохранения этнокультурной самобытности этнических сообществ России и укрепления гражданского единства россиян [3].

Одним из недостатков в реализации современной этнополитики, как отмечается в Стратегии, является отсутствие межведомственной координации. В определенной степени эта задача начинает решаться в президентской вертикали власти и управления, как в Администрации Президента РФ, так и в системе консультативных органов (Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям, аппараты полномочных представительств Президента РФ и общественные советы в федеральных округах РФ).

В 2017 г. на ФАДН России возложены задачи по обеспечению адаптации и социальной интеграции мигрантов. Таким образом на него возлагаются более обширные полномочия. В связи с этим эксперты придерживаются мнения о возможности разрастания этого органа до уровня профильного министерства с функциями координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этнополитике [8]. В. Ю. Зорин считает такая перспективу целесообразной. Между тем отмечает, что в работе этой организации должно быть существенно усилено взаимодействие с научным и экспертным сообществом [3].

Осуществляется перенос центра тяжести практической работы по реализации Стратегии на уровень субъектов РФ и муниципальных образований. Здесь особая ответственность ложится на органы местного самоуправления — город, село, район. Ведь именно там принимаются практические решения, выделяются места для строительства культовых сооружений, образуются общественно-консультативные советы и дома национальных культур, формируются школьные классы с этнокультурным содержанием образования. Именно там зарождаются и противоречия, которые могут приводить к конфликтам на этнической основе.

Вместе с тем, особое значение в реализации государственной национальной политики имеют некоммерческие организации, деятельность которых связана с межнациональным сотрудничеством, сохранением и защитой культуры, традиций, языков народов России, социальной адаптацией мигрантов, поэтому их взаимодействие с органами власти и экспертным сообществом играет важную роль в укреплении межнационального мира в стране и российской национальной политики в целом.

Подводя итоги деятельности органов государственного и муниципального управления и некоммерческих организаций по выполнению Стратегии государственной национальной политики, следует отметить, что в ходе работы возникают новые взгляды и подходы к её реализации. Тем самым современные реалии требуют постоянных изменений в области нормативно-правового обеспечения национальной политики. Её главной задачей является сохранение многообразия страны, этнокультурного развития отдельных общностей и регионов, реализации проекта российской гражданской нации и обеспечения гражданского единства. Многонациональность и поликонфессиональность являются важнейшими ресурсами укрепления общественного согласия в России.

Литература:

  1. Зорин В. Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации(2012–2017 годы реализации) // Жизнь национальностей. — 2017. — № 4. — С. 2–23.;
  2. Зорин В. Ю., Аствацатурова М. А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление духовной общности российской нации// Исследования по прикладной и неотложной этнологии. — М.: ИЭА РАН, 2014. Вып.236. — С.16;
  3. Государственная национальная политика России: экспертное мнение: научное издание. — М.: ИЭА РАН, 2018. — с. 8–9, 13;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)»» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: «Консультант Плюс»;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей»: // [Электронный ресурс] — Режим доступа: «Консультант Плюс»;
  6. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2015 г. № 368 «О Федеральном агентстве по делам национальностей»: // [Электронный ресурс] — Режим доступа: «Консультант Плюс»
  7. Международная акция «Большой этнографический диктант 2019" состоялась! / режим доступа: http://miretno.ru/news/mezhdunarodnaya_aktsiya_bolshoy_etnograficheskiy_diktant_2019_sostoyalas_/
  8. ФАДН займется адаптацией мигрантов без увеличения бюджета и штата / режим доступа: http://nazaccent.ru/content/26222-fadnu-oficialno-poruchili-adaptaciyu-migrantov.html (09.11.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, государственная национальная политика, исполнительная власть, местное самоуправление, орган, отношение, Российская академия наук, гражданское общество, Федеральное агентство.


Похожие статьи

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации

Исследование проблем и перспектив реформирования и развития государственной гражданской службы на региональном уровне

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Похожие статьи

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Актуальные проблемы взаимосвязи региональной экономики и региональной политики на уровне субъекта Федерации

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации

Исследование проблем и перспектив реформирования и развития государственной гражданской службы на региональном уровне

Формирование и совершенствование стратегии поддержки инновационной деятельности в регионах Республики Узбекистан

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Концепция региональной инвестиционной стратегии социально-экономического развития субъектов РФ

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Задать вопрос