На современном этапе развития финансового права всё больше обостряется вопрос соотношения его как самостоятельной отрасли права с другими. Одной из наиболее близких отраслей права в отношении финансового права выступает административное право. Определение общих и различных черт этих двух правовых ответвлений в сфере ответственности позволят наиболее точно разграничить их ключевые аспекты.
Ключевые слова: правоотношение, ответственность, Конституция РФ, юридическая ответственность, финансово-правовая ответственность, административная ответственность.
Финансовая ответственность — это наложение на правонарушителя осуждения либо ограничения как имущественного, так и неимущественного характера за совершенные им правонарушения в отношении охраняемых законом финансовых правоотношений.
Финансово-правовая ответственность представляет собой одну из разновидностей юридической ответственности, которая, в свою очередь, отсылает к ст. 57 Конституции РФ, содержание которой сообщает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Слово «законно» является одним из ключевых терминов, ведь именно оно указывает на то, что осуществление оплаты налогов и сборов законодательно закреплено установленными на территории Российской Федерации нормативно правовыми актами, нарушение которых влечет за собой ту или иную ответственность.
Декан юридического факультета ТГУ Р. Л. Хачатуров считает: «система юридической ответственности — это совокупность норм и институтов права, соблюдение которых обеспечивает правопорядок, а применение их при совершении правонарушения восстанавливает правопорядок. Системное единство юридической ответственности обеспечивается предметом и методом правового регулирования и едиными принципами ответственности». [1, с. 41]. Одним из таких принципов ответственности является принцип правовой определенности — свойство права, которое по-разному может трактоваться в зависимости от рассматриваемой отрасли права, будь то административная или финансовая отрасль права, находит свое отражение в практике ЕСПЧ и представляет собой несколько базовых компонентов, в числе которых: недопустимость пересмотра (отмены) судебных решений, которые вступили в силу (являются окончательными) и не содержат судебной ошибки и (или) нарушений закона; недопустимость обратной силы закона и иных проявлений, которые нарушают строгость установленных законом сроков; ясность, точность, стабильность правового регулирования; недопустимость действий (решений) государственных органов, которые могут ввести в заблуждение относительно правовых последствий; предсказуемость права, недопустимость произвола и применения непрозрачных методов, подрывающих доверие к праву, госорганам, судам. [2].
Довольно-таки тесная связь просматривается между финансовой и административной ответственностью, что провоцирует некоторых ученых полагать, что финансовая ответственность является разновидностью административной. Однако, это суждение является ошибочным по причине существования ряда отличительных особенностей первой: например, финансовое право считается самостоятельной отраслью права ввиду наличия собственного предмета — общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государством его финансовой деятельности — и метода правового регулирования — совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых выражается соответствие его значимости в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений, в то время как предметом административного права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность, а методом является совокупность приемов и способов правового воздействия и регулирования общественных отношений, являющихся предметом административного права.
Возвращаясь к вопросу отграничения финансовой ответственности от административной, можно привести в пример труды ученых правоведов Г. А. Кузмичевой и Г. А. Калининой, отстаивающего такую точку зрения, что налоговая ответственность носит административный характер, однако, сразу же противоречат своему высказыванию, сообщая, что довольно таки большое количество норм об административной ответственности содержится в других отраслях права, например, финансовом. [3. Ст. 10]. Так же можно привести в пример положение Центрального Банка РФ от 5 января 1998 года «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», в котором говорится о том, что «при необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы РФ для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка для работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами». Приведенное выше положение является достаточно ярким примером разграничения финансовой и административной ответственности. [4].
Итак, обращаясь к разновидности общественных отношений, которые составляют предмет финансового права, а так же на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что финансовая и административная ответственность — две совершенно разные категории ответственности, наступающие за совершения правонарушения в абсолютно разных общественных правоотношениях.
Литература:
1. Хачатуров Р. Л. Понятие системы юридической ответственности // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 1. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 1998. С. 41.
2. Принцип правовой определенности (Европейский суд) [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://euroclaim.ru/princip-pravovoj-opredelennosti/ (Дата обращения: 12.11.2019).
3. Кузмичева Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000. С. 10.
4. Вестник Банка России. 1998. N 1.