Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность судебной системы после Октябрьской революции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.11.2019

Статья просмотрена: 1138 раз

Библиографическое описание:

Безродная, Е. Б. Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность судебной системы после Октябрьской революции / Е. Б. Безродная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64152/ (дата обращения: 18.12.2024).



После Октябрьской революции 1917 года, старый государственный аппарат Российской империи был сломлен. В стране, провозгласившей «Власть советов», решалась задача ликвидации старой судебной системы и создания революционного пролетарского суда.

Как отмечал В. И. Ленин, «...безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения, ... а совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно» [14].

Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность новой советской судебной системы, были приняты в период 1917–1921 гг.

22 ноября (5 декабря) 1917 года Советом Народных Комиссаров принят Декрет «О суде», который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. Согласно Декрета, упразднялись окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.

Так, действие существующего ранее института мировых судей приостанавливалось до замены мировых судей местными судами, в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избирались «на основании прямых демократических выборов».

Местным судам были подведомственны все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 рублей, а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы. Решения мировых судов были окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке. Жалобы на приговоры и решения местных судов рассматривались уездными, а в столице — столичными съездами местных судей.

В принятии решений и приговоров мировые судьи руководствовались «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Созданные рабочие и крестьянские революционные трибуналы рассматривали дела о контрреволюционной деятельности, мародерстве, хищениях, саботаже и т. д. Революционные трибуналы избирались губернскими и городскими советами.[1]

При этом, изначально, Декрет «О суде» номера не имел. Декретом № 1 его стали именовать позже, после появления декретов № 2 и 3.

28 февраля 1918 года вступил в действие, утвержден Президиумом ВЦИК Декрет «О суде» № 2.

С утверждением Президиумом ВЦИК 20 февраля 1918 года и опубликованием 22 февраля 1918 Декрета «О суде» № 2 расширяется подсудность местных судов (в компетенцию входят дела из брачно-семейных правоотношений и не подлежащие оценке), создаются окружные народные суды в качестве судов первой инстанции для гражданских и уголовных дел, не отнесённых к подведомственности местных судов по Декрету № 1. Гражданские дела рассматриваются в составе трех постоянных членов и четырёх народных заседателей, а уголовные дела рассматриваются в составе одного председательствующего и двенадцати заседателей. Декрет окончательно отменяется обжалование дел в апелляционном порядке, допуская лишь кассационное обжалование решений и приговоров окружных судов. В качестве кассационной инстанции вводится институт областных народных судов.

Декрет № 2 так же допускал применение судами дореволюционных законов «лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию».

Высшей судебной инстанцией предполагалось создание Верховного судебного контроля, в компетенцию которого входили бы вопросы толкования законов, обязательные для нижестоящих кассационных судов. Однако фактически, данный орган так и не был создан.

Этим же декретом запрещаются споры между казенными учреждениями, а рассмотрение дел о правонарушениях, совершаемых лицами в возрасте до 17 лет, учреждаются «комиссии о несовершеннолетних».

Декрет «О суде» № 3, был издан СНК РСФСР 20 июля 1918 года, после обсуждения в июле 1918 года на II Всероссийском съезде губернских и областных комиссаров юстиции, уже наработанной судебной практики.

Декрет № 3 провел разграничения подведомственности дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами. Компетенция местных судов была расширена, в их подведомственность были переданы все гражданские дела по искам до 10000 рублей и все уголовные дела, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Местный народный суд получил право применять в качестве наказания лишение свободы на срок до 5 лет.

Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве, однако фактически данный орган так же создан не был.

Вопрос о применении судами дореволюционного законодательства, Декретом № 3 не рассматривался и только после утверждения ВЦИК 30 ноября 1918 г. Положения «О народном суде РСФСР», законодательно закреплен запрет на применение судами «старых» норм.

Декретом СНК «О революционных трибуналах» от 4 мая (17 мая) 1918 года сокращено количество рабочих и крестьянских революционных трибуналов. В мелких населенных пунктах и гарнизонах революционные трибуналы были упразднены. Подсудность же сохранившихся в губернских городах, на крупных узловых станциях и в промышленных центрах революционных трибуналов, дополнялась рассмотрением дел о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании советских документов, хулиганстве.

Для решения важнейших дел о контрреволюционных преступлениях, Декретом ВЦИК «О Революционных трибуналах при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете советов» 16 мая (29 мая) 1918 года, учрежден Революционный трибунал при ВЦИК в г. Москве.

Кассационное обжалование и принесение протестов на приговоры революционных трибуналов установлены декретом ВЦИК от 11 июля 1918 года, на основании которого при ВЦИК был создан кассационный отдел.[2]

В 1919 году Революционный трибунал при ВЦИК в г. Москве переименован в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК. Ему передавались изъятые из подсудности местных судов все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти, и его решения не подлежали обжалованию в кассационном порядке[3].

С принятием 30 ноября 1918 года Положения «О народном суде РСФСР», начинается унификация первой судебной системы Республики. Положением учреждается единая форма суда — народный суд, действовавший в пределах района, уездного или городского. В компетенцию народных судов, входит рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением дела, рассмотрение которых входило в компетенцию революционных трибуналов (дела о контрреволюционных деяниях, саботаже, дискредитировании советской власти, шпионаже и т. д.). В зависимости от категории рассматриваемых дел, Положение предусматривало формирование трех судебных составов: народным судьей единолично (наиболее простые гражданские дела), в составе председательствующего судьи и двух заседателей, и в составе постоянного народного судьи и шести народных заседателей (дела о наиболее тяжких, опасных преступлениях).

Кассационной инстанцией по отношению к народным судам являлись Советы народных судей, образуемые на уровне губерний и состоящие из народных судей судебного округа.

Прежний порядок избрания народных судей и заседателей сохранялся. Народные судьи избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а заседателей утверждали исполкомы Советов согласно спискам, составлявшимся волостными и сельскими Советами, рабочими организациями.

Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 года Положение «О Народном Суде РСФСР» не внес больших изменений в деятельность народных судов, лишь устранял некоторые недостатки Положения 1918 года. С 10 марта 1921 года высший судебный контроль возложен на Народный комиссариат юстиции РСФСР, в компетенцию которого входит осуществление общего надзора за деятельностью судебных органов, дача руководящих разъяснений по действующему законодательству, признание не имеющими силы приговоров или решений, требующих пересмотра и возобновление судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Декретом ВЦИК от 23 июня 1921 года «Об объединении всех революционных трибуналов Республики» в качестве единого кассационного органа и органа надзора для всех революционных трибуналов создан Верховный трибунал при ВЦИК, который объединил функции и аппараты революционных трибуналов при ВЦИК, Военно-революционный трибунал Республики[4], Военно-промышленный трибунал и Главный революционный железнодорожный трибунал [15].

Он стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: кассационная, судебная, военная, военно-транспортная.

Развитие советской судебной системы, замедлялось в связи с гражданской войной 1918- 1921 годов. Однако принятые в этот период законы Советского государства, заложили основы советской судебной системы и социалистического правосудия.

Таким образом, результатами введения в действия правовых актов, касающихся судебной системы молодой республики стали: упразднение все ранее существовавших судебных учреждений; законодательное закрепление таких демократические основ в деятельности советских судов, как выборность, участие в отправлении правосудия народных заседателей, открытое рассмотрение дел в судах, право обвиняемого на защиту.

В последующие годы, окончание гражданской войны, позволило проведение новой судебной реформы, главным достижением которой стала ликвидация революционных трибуналов и формирование единой централизованной системы советских судов.

Литература:

  1. Антонова Л. И. Великая Октябрьская революция и создание народных судов (1917–1918 гг.) // Правоведение. 1969. С. 85–94.
  2. Ирошников М. П., Портнов В. П. Об особенностях революционного слома буржуазных карательных учреждений в России // Правоведение. — 1970. — № 3. — С. 90–98
  3. Полянский Н. П. Первые страницы советской науки о суде // Правоведение. 1957. С. 107–111
  4. Резепов В. П., кандидат юридических наук / К 50-летию Декрета о суде № 1
  5. Смыкалин, А. / Создание советской судебной системы //Российская юстиция. -2002. — № 2. — С. 39
  6. Декрет о суде от 22 ноября (5 декабря) 1917 г.
  7. Декрет о суде от 15 февраля 1918 г. № 2
  8. Декрет СНД о суде от 20 июля 1918 г. № 3
  9. Декрет СНК от 04.05.1918 № 471 «О Революционных Трибуналах»
  10. Декрет ВЦИК от 12.04.1919 № 132 «О Революционных трибуналах при Всероссийском Центральном Исполнительном комитете советов»
  11. Декрет ВЦИК от 30.11.1918 «Положение о Народном Суде РСФСР»
  12. Декрет ВЦИК от 21.10.1920 «Положение о Народном Суде РСФСР»
  13. Декретом ВЦИК от 23.06.1921 «Об объединении всех революционных трибуналов Республики»
  14. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 163
  15. Декрет ВЦИК от 27.03.1920 «Положение о Революционных Военных Железнодорожных трибуналах»

[1] 19 декабря 1917 г. Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях, и о порядке ведения его заседаний»

[2] Принципы организации и деятельности революционных трибуналов регулировались Положением, принятым ВЦИК 12 апреля 1919 года.

[3] По судебной реформе 1922 года система трибуналов была упразднена, надзорные и кассационные функции Ревтрибунала переданы Верховному суду РСФСР. А в 1923 г. революционные трибуналы были ликвидированы в связи с созданием губернских судов.

[4] Создан приказом РВСР от 14.10.1918 для руководства деятельностью фронтовых, армейских и других реввоентрибуналов (РВТ)

Основные термины (генерируются автоматически): суд, дело, декрет, трибунал, заседатель, москва, советская судебная система, судья, Верховный трибунал, Октябрьская революция.


Похожие статьи

Основные коллегиальные органы в системе государственно-общественного управления образованием в России в XX веке

Создание института присяжных заседателей в 1864 году как условие формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации

Нормативные документы, регулирующие организацию выплаты заработной платы на предприятиях

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления в сфере образования

В статье автор приводит характеристику законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере.

Понятие, полномочия и положение представительного органа власти в системе местного самоуправления

Развитие уголовно-процессуального законодательства и судебная деятельность по государственным преступлениям в эпоху правления Петра 1

Уставы обществ и союзов в конце XIX — начале XX в. как нормативные акты

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России

Система государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере труда, правовые инновации

Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора

Похожие статьи

Основные коллегиальные органы в системе государственно-общественного управления образованием в России в XX веке

Создание института присяжных заседателей в 1864 году как условие формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации

Нормативные документы, регулирующие организацию выплаты заработной платы на предприятиях

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления в сфере образования

В статье автор приводит характеристику законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления в образовательной сфере.

Понятие, полномочия и положение представительного органа власти в системе местного самоуправления

Развитие уголовно-процессуального законодательства и судебная деятельность по государственным преступлениям в эпоху правления Петра 1

Уставы обществ и союзов в конце XIX — начале XX в. как нормативные акты

Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры в России

Система государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции в сфере труда, правовые инновации

Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора

Задать вопрос