Контрабанда может быть потенциальна опасно для здоровья населения. Неслучайно ответственность за совершение данного преступления предусмотрена в уголовном законодательстве многих зарубежных стран, в том числе посредством выделения в самостоятельный контрабандный состав преступления.
Ключевые слова: контрабанда, нормы уголовного права, таможенные органы, ответственность, Евразийское экономическое сообщество, зарубежные страны, преступление, предупреждение
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) является международной организацией региональной экономической интеграции, созданной в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [1]. Государствами — членами ЕАЭС являются Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.
В соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса (далее — ТК) ЕАЭС таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений [2], в том числе и контрабанды, которая представляет наибольшую общественную опасность.
Сравнительный анализ норм, устанавливающих ответственность за контрабанду, позволил выделить различный подход государств — членов ЕАЭС в определении места контрабанды среди других преступлений.
Предмет контрабанды в государствах — членах ЕАЭС является общим, однако в соответствии с ч. 2 ст. 215 УК Республики Армения гладкоствольное охотничье оружие и патроны к нему не могут быть предметом контрабанды [3, ч. 2 ст. 215]. Данное обстоятельство является основанием уклонения от уголовной ответственности.
В УК Российской Федерации отсутствует указание в статьях, предусматривающих ответственность за контрабанду, на способ совершения преступления как на обязательный признак объективной стороны, а в других государствах — членах ЕАЭС способ указан в каждой статье.
УК каждого из государств — членов ЕАЭС распространяет свое действие только на территорию своего государственного суверенитета, что не соответствует действующему таможенному законодательству. Например, ст. 215 УК Республики Армения устанавливает ответственность за «...перемещение через таможенную границу Республики Армения» [3], а УК Российской Федерации предусматривает ответственность за перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС — Евразийского экономического сообщества, которое в 2014 году было упразднено в связи с созданием ЕАЭС.
В УК государств — членов ЕАЭС уществуют различия в определении крупного размера. Во всех государствах — членах ЕАЭС данный показатель является динамичным, кроме Российской Федерации, где крупный размер установлен в точной сумме в рублях. Так, применительно к размеру базовой величины (далее — б. в.), установленной в Республике Беларусь, крупный размер в пересчете составляет (примерно): в Российской Федерации — 318 б. в. в отношении алкогольной продукции и (или) табачных изделий и 127 б.в. в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, в Республике Казахстан — 2 688 б. в., в Кыргызской Республике — 121 б.в., а в Республике Армения — 9 460 б.в., в Республике Беларусь — 2 000 б. в. Данное обстоятельство предоставляет возможность признавать преступление в одном из государств-членов и не признавать его в другом при наличии идентичных признаков состава.
Различными являются и квалифицирующие признаки. Так, например, квалифицирующий признак «особо крупный размер» выделяется в УК Российской Федерации, УК Республики Казахстан и УК Кыргызской Республики; «неоднократность (повторность)» — в УК Республики Казахстан (УК Республики Беларусь); «лицом, ранее совершившим преступления, выразившиеся в незаконном перемещении наркотических средств, психотропных веществ (их прекурсоров или аналогов), сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ и др». — в УК Республики Беларусь.
В УК Республики Беларусь и Российской Федерации предусмотрено специальное основание освобождения лица от уголовной ответственности за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов [4, ст. 228; 6, ст. 200.1], а в УК Кыргызской Республики — за совершение «экономической контрабанды».
Санкции статей, предусматривающие ответственность за контрабанду, в государствах — членах ЕАЭС в целом идентичны. Однако только в Республике Армения санкции предусматривают лишь два вида наказания: штраф или лишение свободы, а в Российской Федерации возможность конфискации имущества прямо в санкции статьи не предусмотрена, а регулируется специальной конфискацией. Такой вид наказания, как исправительные работы, предусмотрен УК Кыргызской Республики и Республики Казахстан; арест — УК Республики Казахстан.
Таким образом, считаем целесообразным место совершения преступления «экономическая контрабанда» определить как «таможенная граница ЕАЭС», а в отношении товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению, — «и государственная граница», что позволит привлекать к ответственности за контрабанду не только при перемещении из государств, не являющихся государствами — членами ЕАЭС, но и из государств — членов ЕАЭС; установить единый для всех государств — членов ЕАЭС критерий определения крупного и особо крупного размера для криминализации содеянного; унифицировать иные признаки и соответствующие статьи УК. Указанные меры позволят повысить эффективность уголовного законодательства.
Литература:
- Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] [подписан в г. Астане 29.05.2014 г.] (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Минск: Белта- можсервис, 2017.
- Уголовный кодекс Республики Армения [Электронный ресурс] // Национальное Собрание Армении. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1349&sel= show&lang=rus (дата обращения: 21.10.2019).
- Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой Представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. Доступ из справ.-правовой системы «Эталон».