Данная статья рассматривает психологические особенности воображения у детей младшего школьного возраста. Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.
Ключевые слова: младший школьник, воображение, реализм, фантазия.
Во все времена нужны были творческие личности, т. к. именно они определяют прогресс человечества. Для развития воображения и творческих способностей надо, чтобы ребенок почувствовал, что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо научить его правильно видеть окружающий мир.
Реальность детского воображения проявляется во всех формах деятельности это может быть игра, слушиние сказок так же в изобразительной деятельности и пр.
В ходе наблюдения показывают, ребенок изображает более правдиво известные ему события, которые происходили в его жизни, чем те события которые он некогда не переживал.
Реализм воображения у ребенка младшего школьногно возраста особенно проявляется в подборе атрибутов игры. Отбор этот происходит по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка.
Главным атрибутов в игре у детей 1–2 классов является кукла. С ней ребенок может производить любые действия. Так же для детей этого возраста ждя игры дети могут использовать живого щенка или котенка, котого будут кормить, ухаживать и играть [2, с.36].
Вностимые изменения в ситуацию игры придают образам воображаемые черты, которые более приближают их к реальной деятельности.
Эта требовательность основана на способности ребенка к критической оценке, что становится возможным лишь при наличии необходимого опыта, знаний и наблюдательности. Эта критичность, корригирование образов воображения младшего школьника объективной реальностью увеличивается от класса к классу.
Фантазирование, играет еще большую роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. В сознании у ребенка младшего школьного возраста откладывавются конкретные знания и на их основе основе строятся фантастические образы. С возрастом роль фантазии ослабевает, а реальность детского воображения увеличивается [3, с.22].
Наличие элементов простого воспроизведения это еще одна черта воображения ребенка младшего школьного возраста. Эта черта воображения которая выражается в играх. Дети пытаются повторить дейстия котрые видели вжихни взрослых, в мультфильмах, кино. Тема игры — воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей. Сюжетная линия игры — воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.
С возрастом элементы простого воспроизведения в воображении у ребенка младшего школьного возраста становится все меньше и все в большей степени выявляется творческая переработка представлений.
При написании сочинения о прогулке в лесу дети 1–2 классов просто рассказывают о реальной прогулке, то ученики 3–4 классов описыват прогулку в лес творчески преобразуя свои впечатления, придавая им более красочные и реалистичные картины, появляется сюжетную связь и вымысел [2, с. 27].
Конкретность и наглядность это еще одна черта воображения деией младшего школьного возраста.
При чтение или расказывание у детей 1–2 классов требуется опора на картину, на конкретный образ. Если этого у них нет то они не могут воссоздать описываемую ситуацию. Конкретность вообрадения выражается в действиях, игре необходима опора на конкретные предметы, иначе дейстаие не может развиваться.
При развивающемся вербально-мыслительном воображении на первое место становится рассказ, опора на предмет имеет побочное место. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер.
В школьном возрасте из-за отсутствия практического умения воображение редко делается более тусклым. С каждым годом обучения у ребенка младшего школьного возраста развитие воображения происходит на основании использования технческих приемов действий или творческой деятельности.
Вывод: младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Ведущими компонентами воображения младших школьников являются прошлый опыт, предметная среда.
Литература:
- Выготский Л. С. Вопрос о детской психологии. М.: Прометей, 2007. 254 с.
- Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Хрестоматия по психологии. Просвещение, 2005. 96 с.
- Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. Москва: Знание, 1968. 22 с.
- Козубовского «Общая психология» В.М. г. Москва, 2005. 367 с.
- Коррекционная педагогика. Учебное пособие для педагогич. Вузов / Под ред. Кукушина В. С. Ростов-на-Дону: Издат. центр «Марат», 2002. 160 с.
- Мухина В. С. «Детская психология»: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985.272 с.
- Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси: Мецниереба, 2003. 186 с.