В преамбуле к Конституции Российской Федерации — «утверждая права и свободы, человека, гражданский мир и согласие» указаны основные цели, ради которых был принят Основной закон.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина является одной из основ конституционного строя. Он определяет систему взаимоотношений личности и государства, их взаимные права и обязанности. Социальная значимость Конституции Российской Федерации определяется, прежде всего, тем, что она является основным нормативно-правовым средством обеспечения свободы личности, а также основным средством упорядочения отношений человека с обществом и государством. Целью настоящей статьи является рассмотрение конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации и его обеспечение.
Ключевые слова: законный интерес, конституционно-правовой статус человека, государство, обязанность, свобода, Российская Федерация.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина можно определить как юридически закрепленное положение индивида в государственно-организованном обществе. Это комплексная категория, которая отражает отношения между гражданином, обществом и государством.
В наибольшей мере указанный статус определяется системой установленных конституцией страны, гарантированных и обеспеченных государством принципов, прав, свобод, обязанностей, гарантий, в соответствии с которыми индивид как субъект права определяет свое поведение в государстве и обществе. В систему элементов, определяющих конституционно-правовой статус личности, также включаются нормы, регулирующие принадлежность к государству, выраженную в категориях «гражданство» или «подданство».
Гражданство (подданство) как юридически оформленная принадлежность лица к определенному государству является важнейшим элементом правового статуса лица, главным условием распространения на него всей совокупности прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином. Принадлежность к государству гарантирует защиту личности как на территории своей страны, так и за ее пределами. Гражданство (подданство) выступает необходимым условием полной правоспособности лица.
Структурно конституционно-правовой статус человека состоит из шести основных элементов:
- Конституционные права человека — это формально определенные и юридически обеспеченные государством возможности для индивида пользоваться социальными благами, вид и мера возможного поведения человека как личности, официально установленная в государственно-организованном обществе и корреспондированная обязанностями государства.
Рассмотрим признаки прав:
1) права выступают мерой возможного поведения. Мера означает определенный объем, в пределах которого человек волен действовать по своему усмотрению, что отличает право от произвола и вседозволенности. Возможное поведение означает наличие у субъекта свободного выбора совершить действие или воздержаться от него;
2) содержание и объем прав устанавливаются нормами права и определяются наступлением юридического факта;
3) возможность осуществления прав обеспечена обязанностями государства;
4) права предоставляются человеку для удовлетворения его потребностей и интересов;
5) наличие прав состоит не только в возможности, но и в реальном юридическом или фактическом поведении человека;
6) реализация прав возможна только в правоотношениях;
7) права обеспечены государством в форме конституционных и иных юридических гарантий.
- Помимо прав человек обладает свободами, которые признаются государством в Основном законе. Предоставляя свободы, государство не столько наделяет человека определенным правом, сколько предоставляет ему возможность самостоятельно определить свое поведение в общественной жизни, сделать свободный выбор. Еще одно ключевое отличие предоставления свобод от наделения правами состоит в том, что поведение граждан в случае предоставления свободы не регламентируется, государство не устанавливает процедур для пользования ими, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Свобода — это возможность избежать… воздействия со стороны государства. Свобода характеризуется независимостью от государства. Свобода от... цензуры, например».
Cвобода носит безусловный характер. Более того, государство еще и предоставляет гарантии на возможность воспользоваться этой свободой.
- Конституционные обязанности человека — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, виды и меры должного поведения, официально предписанные в государственно-организованном обществе и осуществляемые в интересах государства.
Перечислим признаки обязанностей:
1) обязанности выступают мерой должного поведения. Мера означает определенный объем, в пределах которого человек должен действовать. Должное поведение означает, что у субъекта отсутствует свободный выбор между исполнением и неисполнением определенного действия, ему необходимо поступать именно так, как это установлено государством;
2) содержание и объем обязанностей устанавливаются нормами права и определяются наступлением юридического факта;
3) обязанности устанавливаются в интересах управомоченной стороны: государства, общества или отдельной личности;
4) обязанности — это не столько долженствование, сколько реальное фактическое и юридическое поведение субъекта;
5) обязанности возникают только в правоотношении;
6) обязанности обеспечены государством, неисполнение обязанностей влечет меры государственного принуждения. Конституция РФ предусматривает небольшое число обязанностей по сравнению с правами и свободами.
В частности, в Конституции закреплены основные обязанности: в ст. 15 — обязанность соблюдать Конституцию РФ и другие законы; ст. 38 — обязанность заботиться о детях и о нетрудоспособных родителях; ст. 43 — обязанность получить основное общее образование и т. д.
- Еще одним важным и редко упоминаемым элементом, определяющим конституционно-правовой статус человека, являются законные интересы. Законный интерес — абстрактный термин, который конкретно не определен законодателем, поскольку в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и притязания индивида. Под законным интересом понимаются социально значимые, юридически допустимые и индивидуально оправданные притязания человека на материальные и духовные блага, не охватываемые содержанием прав и свобод. Следует отличать конституционные права и законные интересы, несмотря на то, что они имеют много общего.
Перечислим общие черты конституционных прав и законных интересов.
Обе категории:
1) выступают в качестве самостоятельных элементов конституционно-правового статуса личности;
2) обусловлены материальными и духовными условиями жизни общества;
3) обеспечивают формирование и развитие социальных связей, обусловливают определенное сочетание личных и общественных интересов;
4) осуществляют регулирование общественных отношений, выступая средствами правового воздействия;
5) представляют собой юридические дозволения со стороны государства;
6) обеспечивают удовлетворение собственных интересов личности, выступая юридическими средствами (инструментами) реализации этих интересов и способами их правового опосредования;
7) имеют диспозитивный характер осуществления — субъект реализует их по своей воле;
8) осуществляются в такой форме реализации права как использование;
9) являются объектами правовой охраны и защиты, гарантируются государством;
10) выступают специфическим критерием законности и допустимости деяния.
Но есть и существенные различия между этими двумя правовыми категориями, которые состоят в следующем:
1) конституционные права и законные интересы не совпадают по своей сущности, они являются правовыми дозволениями различного рода. Конституционное право представляет собой дозволение, либо обеспеченное конкретной юридической обязанностью самого государства, либо гарантированное возможностью государственного принуждения. Законный интерес — это правовое дозволение, которое не нуждается в юридически необходимом поведении других лиц как средстве своего обеспечения.
2) субъективное право и законный интерес не совпадают по содержанию. Субъективное право состоит из четырех элементов (правовых возможностей), а законный интерес — только из двух (право на фактические и юридические действия). Право требования отсутствует, поскольку отсутствует конкретное обязанное лицо. Нет и права притязания. Законный интерес — это простая незапрещенность стремиться получить определенное благо, допускаемая государством, а не твердо гарантированная возможность. Поэтому «правомочие притязания» выражается чаще всего в просьбе.
3) субъективное право и законный интерес различаются по структуре механизма реализации. Субъективное право не может существовать без корреспондирующей ему обязанности. Это обеспечивает устранение препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов, которые отражены в субъективных правах. Законному интересу не соответствует четкая юридическая обязанность контрагента. При реализации законных интересов юридические обязанности не участвуют в нейтрализации имеющихся помех. В этой связи законный интерес часто называют «усеченным правом». Этому усеченному праву корреспондируется лишь предельно общая юридическая обязанность — признавать, уважать и не нарушать это правовое дозволение.
4) субъективное право — это возможность, позволяющая субъекту пользоваться благом в границах, строго установленных законом. Законный интерес — это тоже «возможность», позволяющая субъекту пользоваться благом, но уже не имеющая четких границ дозволенного поведения (вида и меры) и конкретной возможности требования определенных действий от других лиц. Следовательно, законный интерес отличается от субъективного права своими сущностью, содержанием и структурой.
- Конституционные гарантии — это правовые средства, обеспечивающие возможность реализации индивидом принадлежащих ему прав и свобод.
- Юридическая ответственность. Она состоит в исполнении лицом, совершившим правонарушение, обязанности претерпевать определенные меры государственного принуждения, выраженные в лишениях различного рода.
Признаки юридической ответственности:
1) является разновидностью юридической обязанности;
2) возникает за правонарушение;
3) предусмотрена санкцией юридической нормы;
4) выражается в применении мер государственного принуждения или возможности их применения;
5) характеризуется наступлением негативных последствий в форме определенных лишений личного, имущественного или организационного характера.
6) привлечение к юридической ответственности осуществляет государство в лице компетентных органов власти;
7) привлечение к юридической ответственности осуществляется только в строго установленном порядке и форме в ходе правоприменительной деятельности.
Принято различать три основных вида правового статуса личности: общий, групповой (специальный) и индивидуальный. Общий конституционный правовой статус — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.
Общий конституционный правовой статус имеет следующие отличительные особенности:
1) опосредует наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальное существование как отдельного человека, так и государства в целом невозможно;
2) получает правовое закрепление в Основном законе государства, тем самым обладает высшей юридической силой и имеет повышенную государственно-правовую охрану;
3) носит всеобщий характер, обладание таким статусом не связано с наличием у лица какого-либо иного статуса;
4) является юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо содержит исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений;
5) является одинаковым для всех граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому;
6) выступает индикатором степени демократичности общества.
Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, участников войны и т. д.), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.
Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности, стажа работы и т. д.
Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, индивидуальных — столько, сколько граждан. Наряду с основными в теории выделяют: 1) привилегированный статус (статус с повышенными правовыми гарантиями); 2) особый статус: статус физических и юридических лиц, иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев или вынужденных переселенцев. Фактический статус личности определяется индивидуальными физическими или социальными характеристиками человека, которые имеют правовое значение и от которых зависит его юридический статус: возраст, пол, психическое состояние, национальность, принадлежность к определенному сословию (в государствах, где правовой статус зависит от этого).
Являясь высшей ценностью, права и свободы человека требуют не только юридического закрепления, но и эффективной реализации, ведь они имеют смысл и ценность, только если реализуются. Существенной проблемой, связанной с теоретическим осмыслением прав человека с точки зрения потенциального и действительного права, является анализ их практической реализации. Именно возможность практического осуществления прав человека подтверждает реальность законодательных норм, обеспечивающих должный уровень жизни каждого члена общества и государства в целом.
Гарантии правомерного пользования правами человеком призваны создавать соответствующие условия и такую социально-правовую сферу для каждого члена общества и для данного лица, которые способствуют осуществлению всех прав и свобод последнего.
Необходимость защиты прав и свобод лица, как правило, возникает в случаях их нарушения, когда создаются препятствия для их реализации, или одна из сторон правоотношения не выполняет свои юридические обязанности и т. д. Защита прав и свобод человека и гражданина предусматривает совершение действий по восстановлению нарушенных или ущемленных прав и свобод человека и гражданина или по предотвращению аналогичных поступков судебными, административными и другими органами. А также создание соответствующих правовых гарантий.
Объективная сущность основных прав человека и гражданина предполагает не только исключение неправомерных действий государственных органов, но и их защиту от посягательств частного лица.
Представляется, что государственное обеспечение гарантий прав и свобод человека и гражданина носит всеобщий и обязательный характер, то есть ключевой гарант этих прав — само государство, что и является основной обязанностью государства перед человеком.
Таким образом, права, свободы и обязанности человека и гражданина выступают в качестве необходимого и важнейшего признака современного правового государства. В правовом государстве конституционно-правовой статус человека и гражданина приобретает своеобразное и самостоятельное юридическое звучание и действие. С точки зрения защиты общечеловеческих ценностей правовое государство можно охарактеризовать как олицетворение государственной власти, основанной на вере и доверии граждан.
Литература:
- Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М.: Норма, 2017. С. 134.
- Малько А. В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 2018. № 4. С. 58–70.
- Субочев В. В. Законные интересы / под ред. А. В. Малько. М.: Норма, 2018. 496 с.
- Рудинский Ф. М. Права человека в современном мире (марксистская оценка) // Право и жизнь. 2015. № 25. С. 4–24;
- Субочев В. В. Теория законных интересов: дис.... д. юрид. наук. Тамбов, 2019. 490 с.
- См., напр.: Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Юрид. лит., 2016. С. 29–31.
- Рудинский Ф. М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2015. № 31. С. 42–80.