Современное общество предъявляет высокие требования к сельскому образованию, следовательно, к педагогам сельской школы. Они должны обладать общепедагогическими и методическими навыками, обладать новым педагогическим мышлением, быть способными стать активными участниками инновационных процессов в образовании, владеть высоким уровнем знаний своего предмета и т. д.
Л. М. Митина считает, что профессиональным развитием является качественное активное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутреннюю детерминацию активности учителя, которая приводит к принципиально новому способу профессиональной самореализации и жизнедеятельности [4].
В «Словаре по педагогике» профессиональное развитие личности определяется как «рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии» [3].
Исследования Дзюбенко С. В. указывают на то, что ресурсом эффективного развития исследовательских компетенций учителя выступает инновационная среда общеобразовательной организации, которая как открытая образовательная среда, имеющая отличительные признаки и состоящая из структурных компонентов, характеризуется способностью к развитию, диалогичности, гибкости, творческой направленности [1].
Понятие «малокомплектные школы» в некоторых регионах заменились «малочисленными», в результате постановления администрации. Таким школам относят начальные, основные и школы среднего общего образования с численностью учащихся соответственно: 15, 80 100 человек.
Выделим факторы, определяющие специфику современной малокомплектной школы:
– низкий уровень образования и общей культуры сельского населения; отсутствие социокультурных учреждений;
– наличие традиционного уклада села, обычаев, национальной специфики;
– наличие колхоза (СПК), индивидуального хозяйства; низкая материально-техническая оснащенность школы;
– близость к природе, позволяет привлекать детей к посильному труду на пришкольных учебных участках.
По данным Единой межведомственной информационной статистической системы (ЕМИСС) в Российской федерации в 2017 году было 40672 школы из них 23895 сельские, что составляет 59 % от общего числа школ страны. В Кировской области в 2017 году насчитывалось 523 школы из них сельские — 344 школы, что составляет 66 % от общего числа школ Кировской области [2].
По данным Росстата, с 2015 по 2016 гг. расходы на образование составляли 3,6–4,1 % от ВВП, тогда как в других странах они были заметно выше, например, в США — 5,4–5,6 % от ВВП. Так же, в период с 2015 по 2017 гг. отношение среднемесячной заработной платы работников образования к среднемесячной заработной плате в экономике составляло от 56 % до 68 % [5]. В тоже время, в среднем по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития, этот показатель был 80 %, а в Германии, Норвегии, Корее — 100 % и выше [6].
В 2015–2016 гг. 479,8 тыс. педагогических работников, из них 416,4 тыс. учителей были заняты в сельской местности, где обучалось 3 млн. 667 тыс. учеников (26,7 % от всех учеников в общем образовании). Сельские учителя несколько моложе по возрасту и имеют более низкий уровень профессионального образования. Если в среднем по Российской Федерации доля учителей с высшим образованием в городских школах составляет 88,4 %, то в селе — 77,8 %. Среди других педагогических работников высшее образование имеют 77 % работников в городской местности и 61,4 % — в сельской [5].
Сокращение кадров в российских школах (как городских, так и сельских) привело к исчезновению высокообразованных специалистов. В 2017 г. доля учителей, окончивших вузы, составляла 88 %, что явилось одним из самых высоких показателей в мире. В 2017 г. в среднем по РФ доля «других педагогических работников» в структуре школ составляла всего 8,8 %. Ещё 4,9 % составлял учебно-вспомогательный персонал (вожатые, помощники воспитателя, младшие воспитатели и др.) [58].
В целом, под понятием «профессиональное развитие», следует понимать процесс активного преобразования личностью своего внутреннего мира, формирования и развитие профессионально значимых в педагогической деятельности знаний, умений и навыков, способностей и качеств личности, способствующих успешной творческой самореализации педагога в его профессиональной деятельности.
Особенностями профессионального развития учителей малокомплектной сельской школы являются:
– многогранность профессиональной деятельности учителя обуславливается недостаточной укомплектованности сельских школ кадрами;
– учителя проводят разнообразную внеклассную работу: организации кружков, вечеров, игровых форм занятий;
– учителя проводят наблюдения в природе, обогащая уроки и внеклассные мероприятия конкретным материалом;
– деятельность сельских учителей способствует решению задачи, связанной с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей;
– общение сельских учителей с обучающимися происходит не только в школе, но и в повседневной жизни;
– педагогу сельской школы легче состояться профессионально, так как учитель является носителем культуры села;
– педагоги приобщают обучающихся к посильному социально полезному труду, воспитывая уважение к аграрным профессиям сельских тружеников;
– деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля.
Литература:
- Дзюбенко, С. В. Развитие исследовательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации: автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 — Москва, 2016. — 24 с.
- Единая межведомственная информационная статистическая система Российской федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/37517
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике [Текст]/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «МарТ», 2005. — 448 с
- Митина, Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения. Вестник образования России. — 2005. — № 7. –
- С.33–49
- Народонаселение современной России: воспроизводство и развитие / Под ред. В. В. Локосова. М.: Изд-во «Экон-Инфо», 2015. C. 89.
- Россия и страны мира 2012. Статистический сборник / Росстат. М., 2012 г.