Обобщенный типовой механизм реализации муниципальной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения современного крупного российского города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 842 раза

Библиографическое описание:

Слатюхин, Н. В. Обобщенный типовой механизм реализации муниципальной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения современного крупного российского города / Н. В. Слатюхин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 382-385. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64220/ (дата обращения: 15.11.2024).



На сегодняшний день в специальной учебной и научной литературе крайне редко встречается подробная информация с описанием непосредственного содержания деятельности органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения. Вследствие этого перед молодыми специалистами и учеными встает проблема, связанная с ограничением возможности относительно быстрого и полного осмысления рассматриваемой сферы муниципального управления.

В целях устранения названного теоретико-методологического пробела, автором настоящей статьи, на основании собственного сравнительного анализа вопросов правового обеспечения и нормативного регулирования деятельности уполномоченных органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения, была предпринята попытка самостоятельного исследования и обобщения практики организации рассматриваемой сферы, на основании нормативных документов десятка крупных отечественных муниципалитетов. В результате исследования был сформирован представленный ниже обобщенный типовой алгоритм работы — механизм реализации полномочий — профильного отраслевого органа местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения крупного отечественного муниципалитета.

Отправной точкой муниципального управления вопросами транспортного обслуживания населения являются установленные в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления городского округа в рассматриваемой сфере. К ним отнесены «вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, а также сопутствующая им дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1].

Практически всегда аналогичная норма содержится и в Уставе муниципального образования. Например, в соответствии с положениями статьи 9 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» [2] к вопросам местного значения муниципального образования, с учетом предмета настоящего исследования, относятся: «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования».

Непосредственными правами на реализацию названных полномочий (собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в рассматриваемой сфере) обычно обладает исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования. Как правило, это администрация города, которой руководит ее глава или глава города на принципах единоначалия. Администрация города подконтрольна и подотчетна городской Думе (собранию депутатов). Администрация города в подавляющем большинстве случаев обладает правами юридического лица.

Структуры администраций городов чаще всего разрабатываются главами администраций и либо утверждаются, либо не утверждаются городскими Думами (советами депутатов). Штатное расписание администрации города, типовая структура администраций его районов устанавливаются главами администраций городов самостоятельно.

Структуру администраций городов образуют отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Отраслевые (функциональные) органы администрации города осуществляют полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы. Территориальными органами администраций городов являются администрации районов. В целях организационного, юридического, информационного, материально-технического обеспечения деятельности главы администрации города, администрациями городов формируются аппараты администрации города.

Организация работы и полномочия органов администрации города, не наделенных правами юридического лица, определяются положениями об этих органах, утвержденными правовыми актами администрации города.

Основным субъектом муниципального управления сферой транспортного обслуживания населения города является уполномоченное подразделение местной администрации. Например, это может быть Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга [3].

Уполномоченный орган в сфере организации транспортного обслуживания населения является отраслевым органом администрации города.

В его цели, как правило, входят вопросы организации и развитие пассажирских перевозок на территории города; обеспечение эффективного функционирования дорожного движения на улично-дорожной сети города.

Задачи деятельности такого специализированного подразделения крайне разнообразны, поэтому их перечисление в рамках настоящей статьи автором не осуществляется.

Достаточно распространенным является ситуация, при которой специализированное отраслевой подразделение администрации города осуществляет свою деятельность под руководством руководителя, который, в свою очередь, назначается на должность, освобождается от должности и подотчетен либо непосредственно главе администрации города (главе города), либо заместителю главы администрации города (главы города) по вопросам благоустройства, транспорта и экологии и тому подобное.

Внутри специализированного подразделения функции его отделов закрепляются соответствующими положениями.

Достаточно часть специализированное подразделение администрации города, ответственное за вопросы организации транспортного обслуживания населения, имеет свои подведомственные организации, учрежденные в организационно-правовом статусе муниципального бюджетного учреждения.

Осуществляя возожженные на него задачи и функции, специализированное подразделение администрации города, ответственное за вопросы организации транспортного обслуживания населения, непосредственно взаимодействует с федеральными органами государственной власти, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации, с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города и их подведомственными учреждениями, с общественными организациями, с организациями различной формы собственности.

Как показало проведенное автором настоящей статьи в ходе её подготовки теоретическое исследование, по общему правилу, деятельность органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере транспортного обслуживания населения (далее по тексту статьи также «муниципальная политика») осуществляется на принципах программно-целевого управления в рамках разработанных и принятых отраслевых документов стратегического планирования. Как показывает практика, программно-целевой метод и системный подход к управлению процессами решения вопросов местного значения, основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния муниципальной экономики, с учетом актуальных проблем и задач, стоящих перед городом и его административно-территориальными единицами, а также других, в том числе социальных, факторов, полностью себя оправдывает. Программно-целевой подход позволяет переориентировать деятельность органов местного самоуправления по управлению системой транспортного обслуживания населения города, целенаправленно использовать бюджетные средства снаибольшей отдачей и эффективностью.

Классическим инициатором разработки положений муниципальной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения выступает либо администрация города, либо городская Дума (совет депутатов).

В укрупненном виде, содержание деятельности уполномоченного подразделения местной администрации, ответственного за вопросы организации транспортного обслуживания населения города, включает в себя:

  1. Разработку и принятие муниципальных правовых актов, необходимых для выполнения муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения;
  2. Ежегодное формирование перечня основных мероприятий муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения на очередной финансовый год и на плановый период с уточнением затрат по основным мероприятиям муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения;
  3. Информирование общественности через средства массовой информации и сеть Интернет о ходе и результатах реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения, финансировании основных мероприятий муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения;
  4. Совершенствование организационной структуры муниципального управления вопросами транспортного обслуживания населения с четким определением состава, функции, механизмов, координации действий ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

Организация транспортного обслуживания осуществляется посредством размещения муниципальных заказов на выполнение работ, закупку и поставку продукции, оказание услуг на основе муниципальных заказов на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для муниципальных нужд, заключаемых муниципальными заказчиками с исполнителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также на основе соглашений между социальными партнерами администрации города.

Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения, их эффективности осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Уполномоченное профильное (отраслевое) подразделение администрации города, выступая координатором реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

Во-первых, обеспечивает в ходе реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения координацию деятельности исполнителей муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения, ответственных за реализацию основных мероприятий муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения, и контролирует их исполнение.

Во-вторых, вносит в установленном порядке предложения о распределении финансовых средств и материальных ресурсов, направляемых на проведение основных мероприятий муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения, формирует сводную бюджетную заявку на очередной финансовый год совместно с исполнителями муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

В-третьих, контролирует выполнение основных мероприятий муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

В-четвертых, готовит отчет о ходе реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения и использовании финансовых средств.

В-пятых, осуществляет текущий мониторинг реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

В-шестых, ежегодно проводит оценку эффективности реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

Непосредственными исполнителями муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения города могут являться подведомственные уполномоченному подразделению администрации города муниципальные бюджетные учреждения. Например, в городе Екатеринбурге к таковым относятся МБУ «Центр организации движения», МБУ «Городская служба автопарковок», МКУ «Муниципальная транспортная инспекция» [3].

В таком случае непосредственные исполнители муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения:

1) в соответствии с основными мероприятиями муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения направляют предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий и расчетов в стоимостном выражении с соответствующим обоснованием;

2) ежемесячно представляют аналитическую информацию о ходе выполнения основных мероприятий муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения, эффективности использования финансовых средств, оценку значений целевых показателей реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

Исполнители муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения несут ответственность за рациональное, целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Документы, обосновывающие объемы финансирования мероприятий за счет средств бюджета города, направленных на реализацию положений муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения города, согласовываются финансовым органом местной администрации.

В заключение статьи отметим, что как показало осуществленное теоретическое исследование, предоставление субсидий из бюджета города организациям автомобильного транспорта в целях возмещения затрат, возникших в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров в границах муниципального образования по регулируемым тарифам и организациям водного транспорта на возмещение недополученных доходов от социально значимых перевозок пассажиров водным транспортом на пригородных линиях по согласованным тарифам, чаще всего и как правило, осуществляется в соответствии с утвержденными администрацией города порядками предоставления субсидий.

Литература:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О принятии Устава муниципального образования «город Екатеринбург»: Решение Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об утверждении Положения о Комитете по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга: Распоряжение Главы Екатеринбурга от 24.05.2019 № 73-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное обслуживание населения, муниципальная политика, сфера, местное самоуправление, муниципальное образование, администрация города, Российская Федерация, транспортное обслуживание населения города, муниципальное управление, рассматриваемая сфера.


Похожие статьи

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Современные методологические подходы к управлению качеством технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации

Практика и перспективы функционирования системы электронных торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России

Современное состояние и возможности административной интеграции различных видов общественного транспорта в мегаполисах (на примере Санкт-Петербурга)

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Принципы и подходы создания единой геоинформационной системы геологической среды г. о. Саранск

Похожие статьи

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа организации в процессе разработки корпоративного сайта (на примере предприятия курортно-туристической отрасли)

Современные методологические подходы к управлению качеством технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации

Практика и перспективы функционирования системы электронных торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд в России

Современное состояние и возможности административной интеграции различных видов общественного транспорта в мегаполисах (на примере Санкт-Петербурга)

Уровневый подход к исследованию сущности и принципов политики интеграции в российской экономике

Современная организация внедрения инновационной образовательной и воспитательной систем в условиях СПО

Проблемы практического внедрения систем менеджмента качества на предприятиях России

Основы функционирования и рычаги управления качеством гостиничных предприятий в Российской Федерации посредством внедрения систем менеджмента качества

Принципы и подходы создания единой геоинформационной системы геологической среды г. о. Саранск

Задать вопрос