Девиантное поведение дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 8840 раз

Библиографическое описание:

Бокалина, Н. А. Девиантное поведение дошкольников / Н. А. Бокалина, И. А. Ряскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64222/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современном мире, где встречаются многочисленные ситуации агрессивного поведения, невоспитанности, хамства, где с экрана телевизора льётся поток негативной информации, к сожалению, растёт число дошкольников, которые проявляют агрессию и непослушание. Педагоги и родители всё чаще и чаще сталкиваются с неприемлемым негативным поведением детей, отсутствием интереса к обучению, неумением общаться в детском коллективе. Здесь может выступать на первый план и агрессия, и жестокость, и привлечение внимания различными способами (крики, плохие слова, смешки и т. д.), упрямство. Педагоги часто называют такого ребёнка -«трудным», а психологи- ребёнок с девиантным поведением. Что такое девиантность? «Девиантность — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых общественных норм» [6]. «Иначе говоря, девиация — это результат нежелания ребенка приспосабливаться к общественным правилам, адаптироваться в социуме. Такое принципиальное несоблюдение правил ведет к провалу в становлении личности и социализации в целом. Предпосылками социальной дезориентацией могут являться отставание ребенка в развитии (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью, в дошкольном возрасте — нарушение игровой деятельности)». (5. Л. Б. Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков)

Согласно Л. Б. Шнейдер, существуют несколько подходов к определению девиантности:

«…В педагогике девиантность — это социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определённой общественной среде. Эти явления становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.

– В медицине девиантное поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.

– В психологии отклоняющееся поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба себе и окружающим.

По длительности формы девиантного поведения, могут быть разделены на:

– кратковременные, случайные (обмолвки);

– длительные, стойкие (неврозы, психозы);

– постоянные дефекты поведения». [5]

Чаще приходится сталкиваться с кратковременными отклонениями. Радует то, что данные отклонения в поведении поддаются коррекции.

Причины девиантного поведения у дошкольников разнообразны и сложны и, выявить одну бывает очень сложно. Чаще всего в основе проблемного поведения ребёнка лежит несколько мотивов.

Причины девиантного поведения дошкольников:

  1. Медико-биологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Данную группу причин девиантного поведения детей можно разделить на три группы:

– наследственные,

– врождённые,

– приобретённые причины.

Наследственные причины вызваны поражением генов, наследственными заболеваниями, влияющие на формирование мозга. Наследственные или генетические причины — те, которые передаются по наследству. Примером таких отклонений являются дети с ЗПР, дети с расстройствами слуха.

Врожденные медико-биологические причины девиантного поведения ребенка объясняются внутриутробными поражениями плода во время беременности.

Приобретённые причины возникают в процессе жизни ребёнка. Это могут быть: и черепно-мозговая травма, и соматические, и нервные заболевания, и хронические болезни с осложнённым течением.

  1. Социально-психологические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. К одной из данных причинам возникновения девиантного поведения в детском возрасте можно отнести семейное неблагополучие. Психологи выделяют несколько видов неблагополучных семей: неполная, где воспитанием ребёнка занимается кто-то один из родителей; конфликтная семья, для которой характерны постоянные психологические конфликты и общение на повышенных тонах; семья «алкоголиков»; асоциальная семья, в которой родители своим негативны м поведением показывают негативный пример своим детям; формально-благополучная семья.(.Евтехова И. Д. Профилактика девиантного поведения) Несмотря на то, что психологическая картина этих семей различна, а вот стили воспитания могут совпадать: это может и безнадзорность, и жесточайшие наказания, и гиперопека, и неприятие ребёнка.

Неблагоприятная семейная обстановка и неправильные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими- всё это может стать предпосылкой девиантного поведения ребёнка дошкольного возраста.

  1. Психолого-педагогические причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. К этим причинам относятся: недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка, искажение взрослыми представлений ребенка о нормах поведения, вседозволенность со стороны родителей, отрицательный пример взрослых, злоупотребление запретами, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, педагогическая запущенность детей.

Необходимо помнить, что в период дошкольного детства ребенок переживает два кризиса, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка. Эмоциональное неблагополучие во время кризисных периодов приводит к различным типам девиантного поведения.

Как показывает практика, основе девиантного поведения дошкольника лежит несколько причин. Например, в нашей группе был ребёнок, который постоянно мешал на занятиях другим детям (он мог залезть под стол, мог закукарекать во время занятия, словом, привлекал внимание к себе как мог.) При этом у ребёнка не было никаких психических отклонений и умственные способности были даже выше, чем у других детей. И началось такое поведение не сразу после посещения детского сада, а где-то с конца старшей группы. Были проведены беседы с мамой, во время которых она говорила, что у них всё хорошо и нет никаких проблем. Но однажды мама заплакала и заявила, что папа ушёл из семьи, и ребёнок стал злым и капризным. При этом мама категорически запрещала отцу видеться с сыном. С ребёнком было проведено тестирование по методике «Нарисуй свою семью». Данный тест показал, что для дошкольника папа является значимой фигурой, и он по нему скучает. Плюс ещё и кризис 7лет. Поэтому проявилось такое девиантное поведение у ребёнка. Маме объяснили последствия такого негативного поведения сына в будущем, она нашла в себе силы пойти на компромисс с бывшим мужем (отец стал встречаться с сыном, и поведение дошкольника выровнялось.)

Психологи выделяют 3 типа девиантного поведения

I тип поведения: неуравновешенное, со вспышками агрессии и гнева, с драками; характерно для быстровозбудимых детей.

II тип поведения: устойчивое негативное отношение к общению. Такие дети сдержаны в поведении, но обидчивы, не хотят ходить в детский сад.

III тип поведения: присутствие многочисленных страхов, нежелание общаться. (Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения)

Выявление девиантного поведения

Для выявления девиантного поведения используются прежде всего: метод наблюдения, исследования эмоционально-волевой сферы дошкольников; а иногда и одной беседы с ребёнком бывает достаточно, чтобы понять причины и корни проблемы. Так у нас в практике был такой случай. Девочка очень часто стала капризничать, проявлять упрямство, вплоть до негативизма. Один раз категорически отказалась идти на прогулку, никакие педагогические приёмы и методы не помогали, ребёнок отказался разговаривать с мамой по телефону. Из разговора с мамой выяснилось, что дома девочка отказалась спать на кровати и легла на пол. При чём такое девиантное поведение началось недавно. Из разговора с ребёнком выяснилось, что «папа с нами больше не живёт, и Вы о нём больше не говорите». Таким образом, стало понятно, что папа ушёл из семьи, а в семье ещё есть другой ребёнок, соответственно и внимание дочке стали меньше уделять, плюс кризис 7 лет. Вот отсюда и все проблемы. Маме было рекомендовано уделять девочке больше внимания, к счастью, и папа вскоре вернулся. И поведение ребёнка улучшилось.

Профилактика икоррекция девиантного поведения

Таким образом, из описанных выше примеров становится понятно, в основе девиантного поведения дошкольников, чаще всего лежат необдуманные поступки взрослых, а ребёнок своим негативным поведением пытается донести до нас, что ему так некомфортно, неуютно. Он просто не знает, как донести информацию словами. Нередко бывает, что плохое поведение дошкольников бывает вызвано неумением контролировать свою эмоционально-волевую сферу. В таких случаях следует спокойно объяснять ребёнку правила поведения, умения понять окружающих, лучше это делать в игре. При коррекции поведения хорошо помогает сказкотерапия и пескотерапия. Способствуют улучшению поведения и занятия музыкой. При коррекции агрессивного поведения необходимо помнить, что всегда нужно оставаться спокойной, лучше отвлечь ребёнка, переключить внимание.

В наше непростое время взрослым следует помнить, что дети во всём берут с нас пример, и даже когда они играют и увлечены своим делом, они слышат о чём мы говорим с другими взрослыми. Поэтому нам –родителям, педагогам необходимо следить за своими поступками, речью, что смотрим мы по телевизору, для чтобы дети видели положительные примеры. А если вдруг вы заметили у ребёнка признаки девиантного поведения, то необходимо проводить коррекционную работу. Оказание своевременной квалифицированной помощи помогает снизить риск возникновения девиации в поведении старших детей, способствует изменению нежелательных черт в поведении и характере ребенка, формированию гармонически развитой личности.

Литература:

  1. Адеенко Т. Р. Психология развития ребенка. — М.: 2004., 341с.
  2. Евтехова И. Д. Профилактика девиантного поведения. — М.: 2009. — 505с.
  3. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения — СПб.: Речь, 2007. — 413с.
  4. Мигачева С. А. Отклонения норм поведения у дошкольников. — СПб.: 2009. — 300с
  5. Л. Б. Шнейдер, Девиантное поведение детей и подростков. — 2-е изд. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. — 336 с.
  6. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, дошкольный возраст, причина, ребенок, отклоняющееся поведение детей, тип поведения, агрессивное поведение, девиантное поведение детей, девиантное поведение дошкольников, детский сад.


Задать вопрос