Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная идентификация и дифференциация, маскулинность, фемининность.
Чаще всего гендерные стереотипы описывают как мнения в вопросах становления личностных качеств и специфику поведения женщин и мужчин [2]. На данный момент определяют несколько групп гендерных стереотипов [6].
Первая группа сочетает феминистские и маскулинные стереотипы в вопросах личностной идентификации. Для определённого пола характерны вполне различные личностные и психологические характеристики, присваиваются совершенно разные шаблоны темпераментов и моделей поведения. К мужественным относят: агрессию, энергичность, желание действовать, внимательность (добиваться цели), напыщенность, склонность к азарту. Среди женственных: пассивность, волнение, привязанность, плохое внимание, чувствительность. Большинством людей традиционно принято считать, что спорт в своей роли института социализации развивает в человеке только маскульные черты.
Вторая группа включает проблемы распределения семейных и профессиональных ролей в соответствии с гендером человека. Мужской пол в первую очередь оценивают по их достижениям, в связи с их стремлением добиваться результата, в то время как оценка женской половины зависит от наличия семейных уз и детей. В таком случае спорт, как дисциплина, целью которой является достижение определённых целей, никак не вяжется с женскими целями и является приоритетом именно маскулинных черт характера.
Третья группа связана с различной направленностью выполняемого труда в зависимости от гендера человека. Мужчина чаще выполняет силовой, грубый труд, в то время как женский пол куда лучше проявляет себя в аккуратной, творческой работе.
Исходя из этих данных, такое же деление по половым критериям существует и в спорте. Для примера, наилучшими занятиями для женщин считаются те, в которых доминирует мягкость, эмоции и способность впечатлять [9]. Стереотипное мышление на гендерной почве устанавливается ещё со школы, а после, в ВУЗе, продолжает укрепляться. Чтобы снизить пагубное влияние этих факторов важно избегать в процессе реализации воспитательного пространства ВУЗа условия свободной реализации всего потенциала учащихся независимо от их половой принадлежности. Включение в программу обучения различных гендерных исследований позволит создать фундамент для формирования у студентов и преподавателей толерантного мышления. Стимулом к этому могут служить многочисленные противоречия, возникшие в процессе смешения высоких требований социума к компетенции и традиционной системой обучения, которая не берёт во внимание гендерные характеристики той или иной личности. В связи с этим проведение учебного процесса становится неэффективным, так как гендерным предпочтениям далеко не всегда уделяется должное внимание в учебных планах и программах, при выборе учебно-методической литературы, а также при разработке технологий обучения [5]. Передача ученикам информации о половой дискриминации поспособствует созданию компетентной личности.
Именно поэтому наше исследование направлено на изучение взглядов нынешней молодёжи в области гендерной характеристики человека. Для достижения цели были поставлены задачи: 1. Изучить теоретический аспект гендерных стереотипов для понимания их сущности и причин возникновения в обществе; 2. Экспериментально исследовать роль гендерных стереотипов в жизни студентов начальных курсов. В эксперименте участвовали студенты 1-го курса в количестве 50-ти человек (25 парней и 25 девушек). С целью анализа респондентам предоставили анонимную анкету с подробной инструкцией, по заданию которой от респондента требуется свой вариант ответа из таблицы.
Таблица 1
Таблица для опроса респондентов
Опрос на тему «Гендерные стереотипы оспорте» Ваш возраст: ____ Ваш гендер: ______Фамилия иинициалы: _____________________ |
|
Часть 1 Выберите ответ иответьте на вопросы |
|
Считаете ли Вы, что спорт влияет на формирование уженщины мужских черт характера? Да / Нет |
Считаете ли Вы, что спорт влияет на формирование умужчины женских черт характера? Да / Нет |
Перечислите виды спорта, которые, по вашему мнению, подходят только женскому полу:
*если таковых нет, поставьте прочерк |
Перечислите виды спорта, которые, по вашему мнению, подходят только мужскому полу:
*если таковых нет, поставьте прочерк |
Какими видами спорта занимаетесь / хотели бы заниматься Вы?
*если таковых нет, поставьте прочерк |
Считаете ли Вы, что пол человека играет важную роль ввыбранном вами спорте?
Да / Нет / Затрудняюсь ответить |
Проведение опроса и получение ответов от респондентов даёт нам следующие данные:
Среди мужчин 64 % респондентов считают, что спорт формирует у женщины мужские черты характера, хотя со стороны женщин данный вопрос оставался на относительно равной отметке: всего 52 % представителей женского пола считают, что спорт формирует у них маскулинные черты.
Ко второму опросу оба пола отнеслись скептически: всего 44 % мужчин и 32 % женщин считают, что спорт может формировать у мужчины женские черты характера.
Из видов спорта, которые можно считать исконно женскими, респонденты выделили:
1) Среди мужчин: фигурное катание (60 %), худ. гимнастика (44 %), лёгкая атлетика (36 %);
2) Среди женщин: фигурное катание (72 %), худ. гимнастика (48 %), легкая атлетика (28 %).
Среди дисциплин, ориентированных на мужскую часть населения, респонденты выделили:
1) Среди мужчин: бокс (84 %), борьба (76 %), хоккей (56 %);
2) Среди женщин: борьба (72 %), бокс (60 %), хоккей (40 %).
Всего из всех опрошенных спортом занималось 13 мужчин (56 %) и 12 женщин (48 %). Из дополнительного опроса выяснилось, что мужчины, занимающиеся спортом, убеждены в том, что их спорт влияет на противоположный пол (57 %). Среди женщин нет такой тенденции, и всего четверо из них (33 %) согласились с данным тезисом.
Исходя из результатов исследования, студенты получили возможность представить реальную картину влияния гендерных стереотипов в нашем обществе. Найденные заблуждения, несомненно, являются препятствием на пути развития профессионализма среди современной молодёжи.
Литература:
1. Анкер, Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель к. э. н. Е. Б. Мезенцева. — М, 2002. с. 299–328.
2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн.- СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2001.- 320 с.
3. Ворожбитова, А. Л. Гендерные компоненты теории физической культуры, Автореф. дисс… канд. пед. наук / А. Л. Ворожбитова.- Майкоп. 2008. — 28 с.
4. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Л. В. Загрекова.- М.: Высшая школа. 2004.
5. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н. Исаев, Б. Е. Каган.- Л.: Медицина, 1988.- 160 с.
6. Клецина, И. С. Гендерная социализация: Учебное пос. / И. С. Клецина.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 92 с.
7. Тупицына, И. А. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека// Практикум по гендерной психологии / И. А. Тупицына, под ред. И. С. Клециной.- СПб., 2003. с.- 143–152.
8. Цикунова, Н. С. Доминанты маскулинности и фемининности в сознании спортсменов: Дис…. канд. психол. наук / Н. С. Цикункова.- СПб.- 28 с.
9. Gender and Health in Ad olescence / Editors P. Kolip, B. Schmidth. — Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 1999. — 38 p.