Гендерные стереотипы о физкультуре и спорте в молодёжной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Булавский, А. А. Гендерные стереотипы о физкультуре и спорте в молодёжной среде / А. А. Булавский, Т. М. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64226/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная идентификация и дифференциация, маскулинность, фемининность.

Чаще всего гендерные стереотипы описывают как мнения в вопросах становления личностных качеств и специфику поведения женщин и мужчин [2]. На данный момент определяют несколько групп гендерных стереотипов [6].

Первая группа сочетает феминистские и маскулинные стереотипы в вопросах личностной идентификации. Для определённого пола характерны вполне различные личностные и психологические характеристики, присваиваются совершенно разные шаблоны темпераментов и моделей поведения. К мужественным относят: агрессию, энергичность, желание действовать, внимательность (добиваться цели), напыщенность, склонность к азарту. Среди женственных: пассивность, волнение, привязанность, плохое внимание, чувствительность. Большинством людей традиционно принято считать, что спорт в своей роли института социализации развивает в человеке только маскульные черты.

Вторая группа включает проблемы распределения семейных и профессиональных ролей в соответствии с гендером человека. Мужской пол в первую очередь оценивают по их достижениям, в связи с их стремлением добиваться результата, в то время как оценка женской половины зависит от наличия семейных уз и детей. В таком случае спорт, как дисциплина, целью которой является достижение определённых целей, никак не вяжется с женскими целями и является приоритетом именно маскулинных черт характера.

Третья группа связана с различной направленностью выполняемого труда в зависимости от гендера человека. Мужчина чаще выполняет силовой, грубый труд, в то время как женский пол куда лучше проявляет себя в аккуратной, творческой работе.

Исходя из этих данных, такое же деление по половым критериям существует и в спорте. Для примера, наилучшими занятиями для женщин считаются те, в которых доминирует мягкость, эмоции и способность впечатлять [9]. Стереотипное мышление на гендерной почве устанавливается ещё со школы, а после, в ВУЗе, продолжает укрепляться. Чтобы снизить пагубное влияние этих факторов важно избегать в процессе реализации воспитательного пространства ВУЗа условия свободной реализации всего потенциала учащихся независимо от их половой принадлежности. Включение в программу обучения различных гендерных исследований позволит создать фундамент для формирования у студентов и преподавателей толерантного мышления. Стимулом к этому могут служить многочисленные противоречия, возникшие в процессе смешения высоких требований социума к компетенции и традиционной системой обучения, которая не берёт во внимание гендерные характеристики той или иной личности. В связи с этим проведение учебного процесса становится неэффективным, так как гендерным предпочтениям далеко не всегда уделяется должное внимание в учебных планах и программах, при выборе учебно-методической литературы, а также при разработке технологий обучения [5]. Передача ученикам информации о половой дискриминации поспособствует созданию компетентной личности.

Именно поэтому наше исследование направлено на изучение взглядов нынешней молодёжи в области гендерной характеристики человека. Для достижения цели были поставлены задачи: 1. Изучить теоретический аспект гендерных стереотипов для понимания их сущности и причин возникновения в обществе; 2. Экспериментально исследовать роль гендерных стереотипов в жизни студентов начальных курсов. В эксперименте участвовали студенты 1-го курса в количестве 50-ти человек (25 парней и 25 девушек). С целью анализа респондентам предоставили анонимную анкету с подробной инструкцией, по заданию которой от респондента требуется свой вариант ответа из таблицы.

Таблица 1

Таблица для опроса респондентов

Опрос на тему «Гендерные стереотипы оспорте»

Ваш возраст: ____ Ваш гендер: ______Фамилия иинициалы: _____________________

Часть 1

Выберите ответ иответьте на вопросы

Считаете ли Вы, что спорт влияет на формирование уженщины мужских черт характера?

Да / Нет

Считаете ли Вы, что спорт влияет на формирование умужчины женских черт характера?

Да / Нет

Перечислите виды спорта, которые, по вашему мнению, подходят только женскому полу:

*если таковых нет, поставьте прочерк

Перечислите виды спорта, которые, по вашему мнению, подходят только мужскому полу:

*если таковых нет, поставьте прочерк

Какими видами спорта занимаетесь / хотели бы заниматься Вы?

*если таковых нет, поставьте прочерк

Считаете ли Вы, что пол человека играет важную роль ввыбранном вами спорте?

Да / Нет / Затрудняюсь ответить

Проведение опроса и получение ответов от респондентов даёт нам следующие данные:

Среди мужчин 64 % респондентов считают, что спорт формирует у женщины мужские черты характера, хотя со стороны женщин данный вопрос оставался на относительно равной отметке: всего 52 % представителей женского пола считают, что спорт формирует у них маскулинные черты.

Ко второму опросу оба пола отнеслись скептически: всего 44 % мужчин и 32 % женщин считают, что спорт может формировать у мужчины женские черты характера.

Из видов спорта, которые можно считать исконно женскими, респонденты выделили:

1) Среди мужчин: фигурное катание (60 %), худ. гимнастика (44 %), лёгкая атлетика (36 %);

2) Среди женщин: фигурное катание (72 %), худ. гимнастика (48 %), легкая атлетика (28 %).

Среди дисциплин, ориентированных на мужскую часть населения, респонденты выделили:

1) Среди мужчин: бокс (84 %), борьба (76 %), хоккей (56 %);

2) Среди женщин: борьба (72 %), бокс (60 %), хоккей (40 %).

Всего из всех опрошенных спортом занималось 13 мужчин (56 %) и 12 женщин (48 %). Из дополнительного опроса выяснилось, что мужчины, занимающиеся спортом, убеждены в том, что их спорт влияет на противоположный пол (57 %). Среди женщин нет такой тенденции, и всего четверо из них (33 %) согласились с данным тезисом.

Исходя из результатов исследования, студенты получили возможность представить реальную картину влияния гендерных стереотипов в нашем обществе. Найденные заблуждения, несомненно, являются препятствием на пути развития профессионализма среди современной молодёжи.

Литература:

1. Анкер, Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. редактор и составитель к. э. н. Е. Б. Мезенцева. — М, 2002. с. 299–328.

2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн.- СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2001.- 320 с.

3. Ворожбитова, А. Л. Гендерные компоненты теории физической культуры, Автореф. дисс… канд. пед. наук / А. Л. Ворожбитова.- Майкоп. 2008. — 28 с.

4. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Л. В. Загрекова.- М.: Высшая школа. 2004.

5. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н. Исаев, Б. Е. Каган.- Л.: Медицина, 1988.- 160 с.

6. Клецина, И. С. Гендерная социализация: Учебное пос. / И. С. Клецина.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.- 92 с.

7. Тупицына, И. А. Гендерные стереотипы и жизненный путь человека// Практикум по гендерной психологии / И. А. Тупицына, под ред. И. С. Клециной.- СПб., 2003. с.- 143–152.

8. Цикунова, Н. С. Доминанты маскулинности и фемининности в сознании спортсменов: Дис…. канд. психол. наук / Н. С. Цикункова.- СПб.- 28 с.

9. Gender and Health in Ad olescence / Editors P. Kolip, B. Schmidth. — Copenhagen: World Health Organization Regional Office for Europe, 1999. — 38 p.

Основные термины (генерируются автоматически): спорт, вид спорта, мужчина, пол, стереотип, ваше мнение, женская черта характера, легкая атлетика, мужская черта характера, фигурное катание.


Похожие статьи

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Научная статья создана с целью анализа и формирования представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Содержание представлений о мужских и женских профессиях у молодежи

В данной статье рассматривается проблема содержания представлений о мужских и женских профессиях у молодежи.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с личностными особенностями женщин с разным восприятием собственной внешности в гендерном аспекте.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Исследование сложившихся стереотипов о преступной личности среди людей 18–30 лет

Статья посвящена криминальной психологии, области её изучения, психологические характеристики преступной личности. Статья раскрывает сложившиеся стереотипы о преступной личности у людей в возрасте 18–30 лет.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Похожие статьи

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи

Научная статья создана с целью анализа и формирования представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.

Содержание представлений о мужских и женских профессиях у молодежи

В данной статье рассматривается проблема содержания представлений о мужских и женских профессиях у молодежи.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей

В статье рассматриваются сложности формирования гендерных представлений у подростков из неполных семей, представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Личностные особенности женщин с разным восприятием собственной внешности: гендерный аспект

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с личностными особенностями женщин с разным восприятием собственной внешности в гендерном аспекте.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Исследование сложившихся стереотипов о преступной личности среди людей 18–30 лет

Статья посвящена криминальной психологии, области её изучения, психологические характеристики преступной личности. Статья раскрывает сложившиеся стереотипы о преступной личности у людей в возрасте 18–30 лет.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Задать вопрос