Актуальность всестороннего развития политики поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях власти фигурирует в приоритете политической повестки Российской Федерации последние три десятка лет и остается неизменной.
Практическая целесообразность совершенствования деятельности органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства на территории современных российских городов заключается в ряде, например, таких общеизвестных и общепонятных причин:
Во-первых, развитие сферы малого и среднего предпринимательства неизменно способствует ускоренному социально-экономическому развитию любой территории, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни её населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.
Во-вторых, будучи развитой, сфера малого и среднего предпринимательства в значительной сфере оказывает позитивное влияние на рост и стимулирует структурную перестройку муниципальной экономики.
В-третьих, развитие сферы малого и среднего предпринимательства на территории города, является мощным рычагом инновационного развития муниципальной экономики, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в городское хозяйство, а равно — их эффективное приумножение, что в конечном счете, гарантирует рост качества жизни и благосостояния жителей города.
Поскольку в области научных интересов автора настоящей статьи лежат и непосредственно находятся вопросы реализации муниципальной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории отечественных муниципалитетов, то закономерное внимание на определенном этапе осмысления предмета исследования вызвал вопрос о том: каковы же в принципе возможные последствия отказа органов местного самоуправления от надлежащего ведения и последовательной реализации муниципальной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования?
С целью поиска ответа на названный вопрос, автором настоящей статьи, в ходе ее подготовки были исследован существенный массив научной и специальной литературы в области экономики, управления и права, а также ряд первоисточников, в том числе — нормативно-правовых актов и документов стратегического планирования множества крупных и средних отечественных муниципальных образований. Представленный ниже результат собственного теоретического исследования позволил выявить, сформулировать и сгруппировать искомые прямые и косвенные отрицательные социально-экономические эффекты на различных уровнях и горизонтах планирования.
Так, в краткосрочном периоде, вслучае умышленного либо ненамеренного отказа органов местного самоуправления от надлежащего и последовательного ведения деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, с большой долей вероятности велик шанс события (момента наступления) ряда следующих возможных негативных социальных и экономических последствий (эффектов):
Во-первых, снижение ассортимента товаров (работ, услуг) как производимых, так и продаваемых на территории муниципального образования;
Во-вторых, снижение выручки и оборота от реализации товаров (работ, услуг) в структуре муниципальной экономики;
В-третьих, ощутимое отсутствие приемлемого уровня насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, снижение уровня удовлетворенности потребительского спроса со стороны жителей города;
В-четвертых, снижение бюджетных и внебюджетных, налоговых и неналоговых поступлений в муниципальную казну;
В-пятых, общее снижение деловой и экономической активности в границах муниципалитета;
В-шестых, снижение потока привлеченных средств из федерального и регионального бюджетов на реализацию мероприятий государственной и региональной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства;
В-седьмых, снижение шансов привлечения либо полное отсутствие средств из-за рубежа как источника притока валютной выручки, валютных поступлений в муниципальную экономику;
В-восьмых, снижение объема, количества и качества предоставляемых населению города бытовых и смежных с ними потребительских услуг;
В-девятых, стагнация производственных и снижение кооперационных связей как внутри экономики города, так и аналогичных связей с соседними территориями;
В-десятых, проседание рынка недвижимости и спроса на сектор банковских услуг;
В-одиннадцатых, общее ослабление делового климата в границах муниципалитета.
В среднесрочном периоде, вслучае умышленного либо ненамеренного отказа органов местного самоуправления от надлежащего и последовательного ведения деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, с большой долей вероятности велик шанс события (момента наступления) ряда следующих возможных негативных социальных и экономических последствий (эффектов):
Во-первых, падение показателей производительности труда на территории муниципального образования;
Во-вторых, стагнация (отсутствие развития) передовых финансовых и социальных технологий;
В-третьих, увеличение социальной напряженности в границах муниципалитета;
В-четвертых, несвоевременное обновление основных фондов, расположенных в границах муниципалитета предприятий;
В-пятых, замедление развития конкурентной экономической среды на территории муниципального образования;
В-шестых, резкое снижение престижа профессии предпринимателя, а равно — мотивации молодых людей на участие в предпринимательской деятельности как таковой;
В-седьмых, ухудшение финансового положения, отсутствие развития производственного и инновационного потенциала отраслей муниципальной экономики;
В-восьмых, снижение эффективности реализация кредитно-финансовой и инвестиционной политики внутри границ муниципального образования;
В-девятых, постепенное увеличение числа безработных, отсутствие ввода на рынок труда новых и дополнительных рабочих мест, снижение занятости молодежи, отсутствие трудоустройства других социально незащищенных категорий населения;
В-десятых, общее снижение экономической безопасности и социально-экономической устойчивости муниципальной экономики.
В долгосрочном периоде, вслучае умышленного либо ненамеренного отказа органов местного самоуправления от надлежащего и последовательного ведения деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, с большой долей вероятности велик шанс события (момента наступления) ряда следующих возможных негативных социальных и экономических последствий (эффектов):
Во-первых, вымывание широкого слоя среднего класса — сужение его границ, что напрямую приводит к социально-политической нестабильности всего общества;
Во-вторых, деградация государственной молодежной политики в части отсутствие стимулов вовлеченности молодых людей в занятие предпринимательской деятельностью;
В-третьих, снижение конкурентных преимуществе и общее падение конкурентоспособности муниципального образования среди (относительно) соседних территорий;
В-четвертых, общее поступательное снижение повышение благосостояния и качества жизни населения города;
В-пятых, снижение рыночной устойчивости отдельных отраслей муниципальной экономики в условиях жесткой конкуренции с товаропроизводителями из других городов;
В-шестых, деградация информационно-коммуникационной сферы и снижение доступности (увеличение асимметрии) информации на рыночном пространстве муниципального образования;
В-седьмых, снижение узнаваемости и силы бренда города на региональных, общероссийским и международных рынках товаров и услуг;
В заключение статьи, подводя её кратки итог, автор считает возможным отдельно подчеркнуть, что в нормативно-методическом и институциональном плане, то есть для самих (по отношению к самим) органов муниципальной власти, умышленного либо ненамеренного отказа органов местного самоуправления от надлежащего и последовательного ведения деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, приводит к ряду следующих нежелательных управленческих дисфункций:
Во-первых, снижение качества и сужение управленческих (деловых, административных, политических) связей между органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу и в связи с решением вопросов о развитии малого и среднего предпринимательства;
Во-вторых, снижение, вплоть до полной утраты, управленческих компетенций специалистов органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере социального управления;
В-третьих, прерывание опыта (атрофия) практики контрольно-надзорных отношений в сфере малого и среднего предпринимательства;
В-четвертых, прерывание опыта (атрофия) административной практики в вопросах развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
В-пятых, снижение объемов нормотворчества и качества нормативной базы правового регулирования правоотношений в сфере функционирования малого и среднего предпринимательства;
В-шестых, отсутствие предпосылок и условий для повышения профессионального уровня (подготовки и переподготовки) кадров как в самой муниципальной экономике, так и в местной администрации;
В-седьмых, снижение эффективности муниципальным имуществом, вплоть до полного его простоя со всеми вытекающими последствиями;
В-восьмых, снижение динамики и равномерности развития муниципальной экономики, что в свою очередь, приводит к цепной реакции в контрольных показаниях управления всей социально-экономической сферы, а равно — нарушает программно-целевые планы и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
Таким образом, по завершение статьи, её автор считает вполне показанным и доказанным тезис о чрезвычайной важности всестороннего развития сферы малого и среднего предпринимательства при усилии муниципальной власти. Такая деятельность является не просто, как известно, юридических для них обязательной, но и политически должна носить приоритетный и первостепенный характер. Особенно в складывающейся конъюнктуре негативных макроэкономических показателей в стране и мире.