Рассматриваются проблемы правового обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества в Российской Федерации, развития и систематизации информационного законодательства, а также рассматриваются зарубежное законодательства в информационной сфере и международные практики обеспечения информационной безопасности при построении информационного общества.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационное право, информационное законодательство, информационное общество.
В конце XX и начале XXI века общество всё больше использует и развивает информационно-коммуникационные технологии и создаёт новые, что способствует увеличению влияния информации на все аспекты жизни общества, личности, государства. Развитие таких технологий и появления новых создаёт необходимый фундамент для перехода к информационному обществу. Как отмечается в Декларации принципов построения информационного общества [1], такие технологии открывают новые перспективы для достижения более высоких уровней развития.
В современном мире информация становится всё более весомым ресурсом, можно даже сказать — одним из основных. Такая роль ставит актуальным вопрос об обеспечении безопасности подобного ресурса. Возрастающая роль информационной сферы в жизни общества оказывает сильное влияние на составляющие национальной безопасности государства (экономическая, военная, политическая и др.), что в свою очередь повышает важность информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее — РФ). Сегодня, в век быстро развивающихся технологий и постепенного становления информационного общества, как никогда актуален вопрос правового регулирования сферы противодействия угрозам национальной безопасности и важной составляющей современного мира — информационной безопасности, а также актуален вопрос борьбы с кибертерроризмом.
Стратегия развития информационного общества в РФ, утверждённой Президентом РФ 7 февраля 2008г, гласит, что совершенствование правового обеспечения информационной безопасности является одним из приоритетов при построении глобального информационного общества, провозглашенного в Окинавской хартии глобального информационного общества, которая была подписана Президентом РФ 22 июня 2000г. Одна из основных проблем создания информационного общества заключается в недостаточном изучении теоретических вопросов создания этого общества и правового обеспечения информационной безопасности. Основные задачи, принципы и направления в области информационной безопасности РФ определены в Доктрине информационной безопасности РФ [2], Концепции национальной безопасности РФ [3], а также в основных направлениях нормативно правового обеспечения информационной безопасности. Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, информационная безопасность РФ трактуется как состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определённых совокупностью баланса между интересами личности, общества и государства.
В российском законодательстве определены нормы, регулирующие несколько десятков видов тайн. Нормы российского законодательства, что регулируют правоотношения в рамках разных видов тайн, составляют конфиденциальный режим информации ограниченного доступа. Данный режим обладает следующими чертами:
− Третьи лица не имеют доступа к информации;
− Субъекты информации обладают законными интересами в обеспечении защиты информации;
− На законных основаниях ограничен свободный доступ к информации.
В российском законодательстве существует пять разновидностей конфиденциально правового режима:
− Режим государственной тайны;
− Режим семейной и личной тайны;
− Режим коммерческой тайны;
− Режим профессиональной тайны;
− Режим персональных данных.
В данном вопросе имеются проблемы, связанные с обеспечением защиты государственной тайны, проблемы заключаются в незаконности отнесения некоторых видов сведений к государственной тайне согласно Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 г «Об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне», и созданным на его основании ведомственным перечням сведений, составляющих государственную тайну. Обеспечение защиты коммерческой тайны требуют более гибкого подхода к требованиям, устанавливающимся в целях обеспечения защиты коммерческой тайны её правообладателем. Проблемы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, защиты информационных систем, расширения применения информационных систем в сфере государственного управления, развития кибербезопасности, а также ряд других проблем сферы обеспечения информационной безопасности нуждаться в системном правовом регулировании, основываясь на анализе международных правовых норм и практик, законодательства РФ, законодательства других стран, а также ряда правоприменительных практик. Основываясь на изучении международных правовых актов, которые касаются новых угроз в информационной сфере, а также на роли глобализации в национальной стратегии развития информационного общества, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей реализации положений международных правовых актов, которые затрагивают такие важные аспекты в области обеспечения информационной безопасности как: Борьба с коррупцией; Терроризмом и экстремизмом; Обеспечение доступа к публичной информации; Киберпреступности и гармонизации законодательства государств, которые входят в региональные сообщества, такие как СНГ, ЕврАзЭС и др. Проблему информационной безопасности можно без преувеличений назвать глобальной, поскольку проблема затрагивает множество стран и регионов. Решения подобных проблем требуют усилий всего мирового сообщества.
В экономически развитых странах разработаны стратегические программы, основная цель которых — это достижение лидирующих позиций в таких сферах как социальное развитие и экономика. Все разработанные и используемые информационные системы, такие как «электронное правительство», электронная коммерция, информатизация науки и образования и т. д., рассматриваются как совокупность всей информационно-телекоммуникационной сферы, что является необходимым фундаментом для перехода к информационному обществу. В зарубежном законодательстве особую роль занимает учёт принципов, которые закреплены в международных правовых актах, в национальном законодательстве. В зарубежном законодательстве уделяют внимание таким принципам как:
− Принцип свободы обмена информацией;
− Принципы и процедуры информирования общественности о деятельности государственных структур;
− Принцип контроля государств над коммуникационной деятельностью, которая осуществляется под юрисдикцией государств и т. д.
Для стран с разными правовыми традициями, характерным подходом к проблеме информационной безопасности является подход, учитывающий такие термины как «доступность», «целостность», «конфиденциальность». В ряде развитых стран, в настоящее время, разрабатывается концепция «электронного правительства», которая основывается на создании государственных информационных ресурсов и на доступе к гражданам к информации о деятельности органов государственной власти. Наиболее эффективным, правовое регулирование обеспечения информационной безопасности, может быть при условии сформулированных правовых основ информационного общества, а также по причине глобального характера сетей связи, информационная безопасность, должным образом, может быть обеспечена только при международном взаимодействии. В России, в настоящее время, уже сформулированы необходимые для перехода к информационному обществу условия. Одно из основного такого условия — это развитие системы нормативного правового регулирования отношений в области обеспечения информационной безопасности. В современном обществе уделяется повышение внимание именно вопросам информационной безопасности, это подтверждается принятием ряда международных правовых документов, таких как Декларация принципов информационного общества, Окинавская хартия глобального информационного общества, Доктрина информационной безопасности РФ и другие.
Основная проблема развития правового обеспечения информационной безопасности в РФ, связана с реализацией государственной политики в этой области. Система информационного обеспечения государственной политики в области информационной безопасности представляет собой совокупность государственных органов и других уполномоченных субъектов, которые участвуют в осуществлении информационного сопровождения обеспечения государственной политики, а также установленных нормативно правовыми актами общественные отношения. Государственная политика в области информации, должна основываться на научных и методологических разработках, объединённых в единую концепцию, такую концепцию следует формировать как совокупность целей, что отражают национальные интересы в информационной сфере, а также стратегии и тактики управленческих решений и методов их реализации [4, С. 11–12].
Одним из приоритетных направлений государственной политике в информационной сфере, должно быть развитие правового регулирования общественных отношений, которые возникают в области информационной безопасности. Развитие законодательства в сфере информационной безопасности РФ должно основываться как на соблюдении общеправовых принципов, таких как юридическое равенство граждан, гуманизм, законность и т. д., так и на принципах правового обеспечения информационной безопасности, таких как единство информационного пространства, интеграция в рамках системы международной информационной безопасности, а также соблюдения баланса интересов личности, общества и государства.
Литература:
- Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии: декларация принципов от 12.12.2003 г. // Законодательство и практика масс-медиа. 2004. Вып. 1.
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: [утверждена 9 сентября 2000 г.] // Российская газета. 2000. № 187.
- Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента [издан 17 декабря 1997 г.: в ред. от 10 января 2000 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52. Ст. 5909.
- Нисневич Ю. А. Информация и власть. М., 2000.