В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юридической наук, а также выявляют противоречия в современных научных публикациях о периодизации института государственной службы в России, определяют правовой статус первых государственных служащих в Древней Руси.
Ключевые слова: бояре, воеводы, Древняя Русь, дружинник, епископ, институт государственной службы, князь, митрополит, нарративные источники.
История развития государства и права свидетельствует о том, что первые государства сформировались в IV-V тысячелетии до н. э. Это были государства Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Вавилона, то есть государства, возникшие на Востоке [2].
При возникновении государств власть встала над обществом и становилась политической, то есть обеспеченной аппаратом насилия и принуждения. Она стала цементирующим элементом государства, обеспечивая целостность общества и его управляемость.
Государственная власть реализуется через систему государственных органов, которые в своей совокупности представляют институт государственной службы. Таким образом, институт государственной службы представляет собой обязательный элемент государства необходимый для осуществления его целей и функций [4].
В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственное управление не может быть осуществлено без государственного аппарата, который состоит из людей, профессионально занимающихся управленческим трудом [4].
Институт государственной службы, как управленческий аппарат государства, состоит из органов управления и принуждения. Соответственно, его можно исследовать с правовой и социальной точек зрения.
Рассматривая институт государственной службы через призму права следует анализировать совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения связанные с порядком поступления на государственную службу, требования к кандидатам, их права и обязанности и т. д. Социальное значение этого института состоит прежде всего в деятельности специально уполномоченных лиц, действующих от имени государства.
Обращаясь к институту государственной службы в российском государстве следует отметить, что его зарождение имеет глубокие исторические корни, уходящие в VIII-IX века, т. е. к периоду, когда у славянских племен сложился государственный уклад. Во времена Древней Руси уже были заложены основы государственного управления, а соответственно — института государственной службы [2].
Институт государственной службы России становился одновременно с Русью, известной в истории как Киевская Русь. В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением российских исследователей В. А. Тонких и Н. А. Летневой, что институт государственной службы в России возник в ХV- ХVI веках, и имеет всего пять столетий своего развития. Так, в частности, они утверждают, что «История российской государственной службы насчитывает пять столетий. Зародившись на рубеже XV-XVI веков с формирования централизованного государства, государственная служба выполняла важную работу по укреплению государства». [6].
Система государственного управления зарождается одновременно с государством, ибо без государственного управления невозможна реализация властных полномочий, а значит и невозможно существование государства. В Киевской Руси, начиная с VIII века осуществлялось исполнение актов князей, обеспечивался порядок в стране, вершилось правосудие, взимались налоги и охранялись государственные границы [7]. Перечисленные факты свидетельствуют о наличии, пусть и слабого, неполноценного, но института государственной службы.
Древнерусское государство земского периода (IX-XIII вв.) представляло собой своеобразный союз княжеств (племен, общин), которые обозначались терминами «земля», «княжение», под главенством одного из княжеств. За это главенство происходили постоянно междоусобные войны. Эти государства были разбросаны на огромном пространстве Восточной Европы, и потому сложно говорить о наличии в них какого-то централизованного и четко регламентированного института государственной службы, тем более что и в исторических документах это никак не отражено. Но это связано с тем, что основным источником права в Древней Руси оставался еще правовой обычай. Однако, в летописи «Повесть временных лет», в летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах и произведениях общественно-политической мысли Древней Руси упоминается о государевых людях. Кроме того, информация о них содержится в отдельных актах государственного управления и государственной службы России и в некоторых византийских и европейских нарравтивных источниках.
«Повесть временных лет» содержит в себе сведения об установлении налогов, о завоеваниях дружинами Рюрика, Олега и Игоря земель, что является прямым указанием на то, что существовала система государственного сбора налогов, управления завоеванными землями [3].
В классических исторических источниках [1] принято считать 862 год началом русской государственности, когда в Новгороде, или сначала в Старой Ладоге стал княжить Рюрик. И этот год начала княжения Рюрика, как основателя Древнерусского государства вполне справедливо считать датой начала исторического пути института государственной службы в России.
Согласно «Повести временных лет» Рюрик централизовал Русь из междоусобных княжеств в единое государство и присоединил к нему Муром, Смоленск, Ростов и многие другие города и укрепил границы государства. Все это было сделано силами его дружин. При Рюрике государственное управление и государственная служба были нераздельно связаны с военной организацией. Рюрик и его преемники почти во всех вопросах опирались на военную организацию на дружины, служившие опорой князю. Дружиной, в то время, был вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе [3]. Дружинники служили князю опорой, им отводились наиболее почетные и ответственные должности быть воеводами, тысяцкими, сотскими и прочими. Дружинники были необходимым элементом древнерусского общества. Князь не мог управлять без военной силы для наведения внутреннего порядка и обороны от внешних угроз. Некоторые из дружинников становились советниками князю. Князь обеспечивал содержание дружины за счет военных завоевательных походов, отчислений от дани, от судебных сборов [10]. За этот же счет дружинники постепенно обрастали собственностью.
В XII-XII веках дружинники становились из военных слуг слугами при дворе княжеского хозяйства, сборщиками налогов и писцами.
Силами военной организации дружин к 882 году великий князь Новгородский и Киевский Олег сумел объединить племенные союзы славян вокруг Киева, Новгорода, Рязани, тем самым соединив эти земли в единое государство — Киевскую Русь.
Дружинники в российской истории были первыми государственными служащими, заложившими фундамент института государственной службы в России.
Со становлением Киевской Руси как единого государства начинают формироваться все присущие институты и механизмы полноценной государственной службы.
В X веке племенные земли русских славян окончательно объединились под властью киевских князей, и это стало прорывом в развитии и становлении российского института государственной службы. Русские князья стали издавать постановления в форме уставов об учреждении епархии, о княжеской дани, о привилегиях дружинников, о церковных судах, людях и мерилах торговых и др. [10]. Содержание этих источников права Древней Руси позволяет утверждать, что стране стали вводится должности государственных служащих.
В X веке появились бояре [8]. Боярами становились сильные «лучшие люди», богатые землевладельцы и мужественные воители. Боярин — это заслуженный член дружины, получивший особую самостоятельность. Бояре были вторыми людьми после великого князя — главы государства. Из среды бояр выбирались правители городов.
В этот же период были выделены должности биричей — помощников князя по судебным и дипломатическим делам. В их обязанности входило объявлять по улицам и площадям постановления князя или воеводы; собирать подати, вызывать ответчиков в суд. Биричи были низшими административными работниками. За свою работу они получали так называемый «корм» за счет специальных сборов с населения [7].
В X веке появились воеводы — государственные и военные начальники, исполнявшие административные и военные функции на определенной территориальной единице.
Нельзя не отметить, что общество Древней Руси рассматриваемого периода состояло из 3-х классов [5, 10]:
– бояр — «лучших людей» общины и дружинников княжеского двора;
– горожан («мужей») — всего свободного населения городов, включая иноземцев, купцов и прочих;
– смердов, т. е. всего сельского населения, населения сельской общины. Класс смердов состоял из людей свободных, прикрепленных (полусвободных0 и несвободных — челяди и холопов.
С принятием христианства на Руси князем Владимиром в 988 году как основной государственной религии начался новый этап развития государственной службы, поскольку это был новый этап развития государства. Принятие и распространение христианства усилило процесс феодализации, так как христианство оформило феодальную идеологию. В Киеве стал жить присланный из Византии митрополит — предстоятель церкви, а в княжеских уделах — епископы, и во многом светская власть вольно и невольно стала подчиняться церковной власти. Так например, в уставе князя Владимира провозглашалась принадлежность русской церкви к православной христианской и ее преемственности от Византии; введение десятины, сбора в пользу церкви десятой части всех доходов; освобождение церковных людей из-под юрисдикции светского суда; введение церковного суда и определение дел, находящихся в его компетенции [9].
В этот период появились первые управленцы, те, кто стоял на защите страны, ее экономическом и политическом развитии и, во многом, благодаря этим людям Русь обретала признаки государства.
Завершая краткий исторический обзор истории института государственной службы в России, можно утверждать, что эта тема одновременно и историческая, и юридическая. Она — часть истории юриспруденции и России, а вместе с тем и часть мировой истории. Она стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил. Как часть юридической науки история института государственной службы в России заявляет своим объектом правовые институты России в определенный исторический период. История института государственной службы России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их хронологической последовательности, взаимозависимости и взаимосвязи.
Литература:
- Карамзин Н. М. История государства Российского. — Москва. — Эксмо, 2018, с.211–230.
- Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран. — Москва. — Юрайт, 2013, с.36.
- Нестор Летописец преподобный, Повесть временных лет // Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/ (дата обращения 11.11.2019).
- Кочетков А. В., Сульдина Г. А., Халилова Т. В., Государственная и муниципальная служба. Учебник и практикум для СПО. — Москва. — 2019. с.19–26.
- Буравлев Ю. М., Исторический опыт развития государственной службы в России. — Рязань. — 2008. с.44, 52–53.
- Тонких В. А., Лытнева Н. А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность // Молодой ученый. — 2017. — № 15. — С. 310–312. — URL https://moluch.ru/archive/149/42208/ (дата обращения: 11.11.2019).
- Бондаренко Е. Ю. История государственного управления России. — Владивосток. — 2011. с. 4–6.
- История государственной службы России. Учебное пособие под редакцией д. э.н. Игнатова В. Г. — Ростов-на-Дону. — 2002. с. 17–19.
- Зуев Ю. П. История государственно-конфессиональных отношений В России // Азбука веры. — 2019. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-gosudarstvenno-konfessionalnyh-otnoshenij-v-rossii-20-nachalo-21-veka-vypusk-1/1 (дата обращения 11.11.2019).
- Щапов Я. Н. Государство и церковь в Древней Руси. — Москва. — Наука. 1989, с.49–54.