В данной статье рассмотрено понятие психосоматических расстройств, их особенности и влияние на развитие ребенка. Также в работе отмечены особенности детско-родительских отношений и индивидуально-типологических свойств в подростковом возрасте, как факторы риска возникновения психосоматических расстройств.
Ключевые слова: психосоматика, факторы риска, подростковый возраст, детско-родительские отношения, индивидуально-типологические особенности, психосоматические симптомы, подростковый кризис, психика, тело, соматопсихика.
Проблема психосоматических соотношений — одна из наиболее сложных и многогранных проблем современной медицины, несмотря на то, что тесная взаимосвязь психического и соматического замечена и изучается в течение нескольких веков, со времен Гиппократа и Аристотеля. В 1818 г. немецкий врач из Лейпцига Хайнрот ввел термин «психосоматический». В 1822 г. немецкий психиатр М. Якоби ввел понятие «соматопсихическое» как противоположное и в то же время дополняющее по отношению к «психосоматическому». Термин «психосоматика» вошел лишь столетие спустя. Термин «психосоматический» занял свое место в медицине благодаря венским психоаналитикам и с этого момента психосоматическая медицина обозначилась как «прикладной психоанализ в медицине». Среди тех, кто развивал это направление, следует назвать таких известных аналитиков, как Адлер, Сонди. В России наиболее близко к этому направлению подошли ученые школы И. П. Павлова при разработке метода экспериментального невроза.
Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, которое сопровождается функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.
Существует огромное количество факторов, которые способны вызвать психосоматическое заболевание. Некоторые из них хорошо известны, о характере других можно рассуждать лишь по косвенным признакам. Развитие знаний в области этиологии психосоматических заболеваний — далеко не завершившийся процесс. Актуальность феномена психических аспектов хронических соматических расстройств обусловлена частотой встречаемости и ежегодным приростом показателей заболеваемости среди детского и подросткового населения за последние годы [1].
Имеется множество научных работ, в которых психосоматические заболевания связывают с индивидуально-типологическими особенностями. Также проведено множество исследований, между типом личностного склада, возрастными рамками, поведенческими особенностями как устойчивость к определенным соматическим заболеваниям. Например, в своих работах, Ю. Ю. Елисеев считал, что индивидуальное видоизменяет реагирование, способствует появлению отклонений в клинике болезни от ее усредненного профиля. Поскольку каждый человек представляет собой единственное и неповторимое явление природы, то атипичное в болезни более закономерно, чем типичное. Ф. Данбар в 1943 г. выделила «профили личности» — особенности психологии человека, при которых имеется склонность к развитию определенных форм соматических заболеваний. Она утверждала, что эмоциональные реакции на проблемные жизненные ситуации являются производными от структуры личности больного.
Индивидуально-типологические особенности в подростковом возрасте сильно изменяются, в следствии кризиса идентичности. На целостность подростка особое значение влияет социальное окружение, происходит заострение черт характера, изменение потребностей и интересов, также всплеск на гормональном уровне. Эмоциональный спектр очень широкий и справиться подростку довольно трудно, амбивалентные чувства — например, желание разделить свои переживание и напротив, отгороженность и замкнутость, может послужить фактором возникновения внутриличностного конфликта, который может привести к психосоматическим заболеваниям.
Современный подросток подвержен воздействию различным стрессовым факторам. Большой поток аудиовизуальной информации, перегрузка в школе, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены. Также особую проблему составляет изменение качества питания и распространенность алкоголизма, курения, токсикомании, особенно наркомании среди подростков. Хочется отметить, что комплекс этих факторов оставляет за собой негативные последствия как на психологическом, так и на физическом уровне [2].
Большинство авторов, изучающих причины возникновения психосоматических заболеваний, признают важную роль родителей в развитии психически и физически здорового ребенка. С точки зрения Ф. Дольто, большое значение в возникновении психосоматических заболеваний принадлежит невысказанным семейным конфликтам. По ее словам, «все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле». Она указывает также, что заболевания являются результатом «межличностных отношений, связей, складывающихся у детей с взрослыми, и у взрослых с детьми». Ребенок, страдающий психосоматическим заболеванием, представляет собой «симптом родителей» [4].
С. Н. Воронина выявила преобладание сверхактивных, сверхзаботливых и во все вмешивающихся матерей, что приводит к формированию чрезмерной зависимости ребенка [5].
Во многих исследованиях особо выделяется роль ранних взаимоотношений матери с ребенком в формировании психосоматической патологии. Различные нарушения этих отношений приводят, как правило, к отклонениям в развитии ребенка. (М.Малер, Э. Т. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис). Идея о ключевой роли дисфункциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста в развитии психосоматических заболеваний развивается в работах Д. Винникотта и М. Кляйн. По мнению М. Кляйн, соматизация является одним из защитных механизмов. Соматизация является примитивным защитным механизмом и используется при очень слабой способности индивида к переработке психического опыта, характерной для детей раннего возраста. Фактором возникновения психосоматических расстройств, как психологической защиты, являются неудовлетворительные отношения между ребенком и матерью.
Д. Винникотт рассматривал психосоматические заболевания как результат интрапсихической дезинтеграции. Причиной дезинтеграции является, по словам автора, отсутствие адекватной заботы со стороны матери («недостаточно хорошее материнство») [4].
Таким образом, множество психогенных факторов приводит к различным проявлениям стресса, тревоги, депрессии, что может повлечь за собой нарушение нормального функционирования организма и возникновение заболевания. Подростковый возраст — это сложный период определения собственного «Я». Особого изучения требуют такие феномены как индивидуально-типологические особенности личности и детско-родительские отношения. Так как каждый человек отличается уникальностью и отношением к миру, которому он учится на основе паттернов поведения своих родителей или лиц, которые их заменяют. В результате дисбаланса на психологическом уровне внутриличностный конфликт может оставить «отпечаток» на физическом фоне, и как следствие возможно возникновение психосоматического заболевания. Таким образом, множество психогенных факторов приводит к различным проявлениям стресса, тревоги, депрессии, что может повлечь за собой нарушение нормального функционирования организма и возникновение заболевания
Литература:
- Старшенбаум Г. В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2008. — 496 с.
- Сандомирский, М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия /
- М. Е. Сандомирский. — М.: Класс, 2007. — 592 с.
- Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс: психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. ‒ СПб.: Речь, 2005
- Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика / И. Г. Малкина-Пых. ‒ М: Эксмо, 2008