Психологическое сопровождение развития карьерной компетентности государственных служащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Томилина, Т. А. Психологическое сопровождение развития карьерной компетентности государственных служащих / Т. А. Томилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 465-468. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64261/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается проблема развития карьерной компетентности государственных служащих в профессиональной детальности. Предполагается, что оптимальному развитию карьерной компетентности государственных служащих способствует программа психологического сопровождения развития карьерной компетентности.

Ключевые слова: карьера, карьерная компетентность, развитие карьерной компетентности, психологическое сопровождение, профессиональная детальность, государственные служащие

Изучение карьеры государственных служащих считается важнейшей государственной задачей. Акцентирование внимание на развитие карьеры государственных служащих, в настоящее время связано с тем, что значительно возросла роль государственной службы в жизни общества.

Изучение карьеры и карьерных целей, процесса управления карьерой государственных служащих, факторов, способствующих успешному развитию индивидуальной карьеры, становлению и развитию личности в ходе карьерного продвижения проводятся в рамках психологии управления, психологии личности, акмеологии, социологических и экономических науках. Для того, чтобы эффективно управлять карьерой, необходимо чёткое понимание, как её строить и как она развивается. Это также важно для процесса психологического сопровождения развития карьерной компетентности государственных служащих.

Карьеру человека, в том числе государственного служащего, понимают в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «карьера» — это активное продвижение человека в освоении и совершенствовании своего способа жизнедеятельности, обеспечивающего устойчивость в потоке социальной жизни. Сюда также можно отнести профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму, переход от одних профессиональных уровней и позиций к другим [2]. В узком понимании понятие «карьера» раскрывается, как должностное продвижение, достижение определенного должностного и социального статуса в профессиональной деятельности. Карьера в данном случае представляет собой сознательно выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу — должностному, квалификационному, социальному — что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение личности [3].

Карьера является объектом исследований различных научных направлений и школ. Её изучали социологи (Н. И. Дряхлов, В. И. Добренков, А. И. Кравчеко, Е. А. Охотский, А. И. Турчинов, В. В. Щербин), специалисты в области экономики, труда и менеджмента (В. В. Гончаров, В. И. Курбатов, И. М. Слеценков). Также большинство исследователей при всем разнообразии их подходов и точек зрения, раскрывает понятие карьеры как постепенного продвижения по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей и квалификационных возможностей специалиста.

Понятие «карьерная компетентность» впервые появилось в трудах зарубежных психологов Г. Хаккет, Н. Бец, М. С. Доти (1985 г.), использовавших этот термин для описания способностей, необходимых для развития академической карьеры женщин, и обосновали необходимость формирования карьерной компетентности женщин на всех уровнях образования в связи с социальными барьерами [1].

В отечественной науке понятие «карьерная компетентность» в последние несколько лет изучают в психолого-акмеологическом, педагогическом и организационно-педагогическом направлении. Карьерная компетентность рассматривается в качестве элемента профессиональной компетентности, характеризующего ее стремление, готовность и способность к профессиональной самореализации, сопровождающегося рефлексивным видением себя, адекватной самооценкой и определяющего целенаправленный процесс и результат развития профессиональной карьеры.

С точки зрения Е. А. Могилевкина, карьерная компетентность специалиста представлена в двух основных аспектах: как набор метаумений, позволяющий свободно оперировать знаниями и инструментами для решения карьерных задач и реализации карьерных целей, и как способность четко осознавать собственный карьерный потенциал, выстраивая карьерный путь и преодолевая все возможные препятствия и затруднения в соответствии с ним [5].

В структуре карьерной компетентности Е. А. Могилевкин выделяет следующие компоненты: мотивационный (самоэффективность, мотивация к карьере, умение решать карьерные проблемы); когнитивный (карьерное целеполагание и планирование); личностный (ответственность и адаптивность); аксиологический (характеризующий систему жизненных ценностей и карьерных ориентаций человека) [4].

Е. В. Садон уточняет предложенную А. Е. Могилевкиным четырехкомпонентную модель структуры карьерной компетентности, ссылаясь на изменчивость развития понятия в течение жизнедеятельности человека, добавляя пятый компонент — процессуальный [6]. С учетом процессуального подхода структурная модель карьерной компетентности, основанная на процессе построения карьеры человека, а именно на периодизации ее этапов, кризисов осознания сформированных ранее приоритетов и целей карьеры, а также их реализации в рамках выбранной профессиональной деятельности, дополняется процессуальным компонентом (тактика построения карьеры: фазы, этапы, периоды и темп).

В своём исследовании мы придерживаемся точки зрения точки Е. А. Могилевкина, и под карьерной компетентностью понимаем метаумение специалиста виртуозно оперировать знаниями и инструментами, дающими возможность решать, помимо основных, нетипичные и нестандартные карьерные задачи, а также эффективно выстраивать собственный карьерный путь.

Основное внимание в исследовании мы уделили психологическому сопровождению развития карьерной компетентности государственных служащих. Мы считаем, что процесс психологического сопровождения способствует государственному служащему повысить уровень развития карьерной компетентности.

В качестве методов исследования мы используем такие методы исследования, как теоретические: анализ литературы по теме исследования, анализ научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, обобщение научной литературы по проблеме исследования, а также эмпирические: тестирование, опрос, статистические методы обработки материалов.

В качестве диагностического инструментария применялись: методика многофакторного исследования личности Кэттелла (16PF), тест «Диагностика мотивации достижений» согласно концепции Д. МакКлелланда, методика «Мотивация к карьере» разработана А. Ноэ, Р. Ноэ, Д. Баххубер, адаптирована Е. А. Могилевкиным, тест самооценки возможностей карьерного развития М. Эггерта.

Проектная идея исследования заключается в том, что с помощью разработанной программы психологического сопровождения удастся развить уровень карьерной компетентности государственных служащих в процессе их осуществления профессиональной служебной деятельности.

Мы предполагаем, что оптимальному развитию карьерной компетентности государственных служащих способствует программа психологического сопровождения развития карьерной компетентности.

На аналитическом этапе мы сравним результаты предпроектного и проектного исследования с помощью предложенного диагностического инструментария.

После апробации программы государственные служащие должны обладать высоким уровнем развития карьерной компетентности, а именно: проявлять интереса к карьерному росту, проявлять стремления к приобретению знаний, профессиональных знаний и профессионально важных качеств, обладать наличием необходимого мотива достижения, стремления к успеху, владеть знаниями о возможных путях развития карьеры и требуемых компетенциях для успешного карьерного роста, владеть знаниями о процессе планирования карьеры, осуществлять оценки своих знаний, умений, навыков, компетенций, возможностей, способностей, обладать стремлением реально смотреть на свои успехи и неудачи, уметь ставить достижимые цели в карьере.

Литература:

  1. Hackett G., Betz N., Doty M. The Development of a Taxonomy of Career Competencies for Professional Women. Sex Roles., 12(3/4), 1985
  2. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А. Я. Кибанов. — 2-е изд. — М.:ИНФРА-М, 2007.
  3. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / А. Я. Кибанов [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2009
  4. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. — СПб.: Речь, 2007.
  5. Могилевкин Е. А. Современные технологии оценки карьерных компетенций // Справочник по управлению персоналом. — 2006. — № 4.
  6. Садон Е. В. Профессиональные компетенции как фактор становления профессиональной карьеры будущего специалиста: дисс. канд. психол. наук. — Владивосток, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): карьерная компетентность, психологическое сопровождение развития, служащий, психологическое сопровождение, должностное продвижение, изучение карьеры, карьер, оптимальное развитие, профессиональная детальность.


Ключевые слова

карьера, психологическое сопровождение, государственные служащие, карьерная компетентность, развитие карьерной компетентности, профессиональная детальность

Похожие статьи

Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов

В статье рассказывается о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма в ...

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требования...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Похожие статьи

Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов

В статье рассказывается о проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма в ...

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Результаты исследования развития профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы

В статье приводятся данные исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагога в области воспитания. Анализируются особенности развития личности педагога, его профессиональных качеств.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требования...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Профессионально важные качества сотрудников следственных органов

В статье рассматриваются необходимые качества как личностные, так и профессиональные, которыми должен обладать следователь для эффективного осуществления своей деятельности. Исследуются технологии формирования необходимых профессиональных качеств у с...

Задать вопрос