В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правового анализа выделяются основные положения, указанные в нормативно-правовых актах, регулирующие общественные отношения в сфере финансового контроля.
Ключевые слова: негосударственный финансовый контроль, хозяйствующие субъекты, внутрихозяйственный контроль, контроль со стороны коммерческих банков, общественный контроль, аудиторский контроль, рыночная экономика.
This article discusses the legal support of the activities of private financial control entities. analysis of the legislation of the Russian Federation is carried out, on which the activities of the above entities are based. By means of comparative legal analysis, the main provisions identified in regulatory legal acts regulating public relations in the field of financial control are highlighted.
Keywords: private financial control, business entities, on-farm control, control by commercial banks, public control, audit control, market economy.
В результате отказа от административно-командных форм и методов ведения экономики и перехода к рыночной экономике роль финансового контроля в Российской Федерации резко возросла. Причем речь идет в первую очередь о негосударственном финансовом контроле.
Киреева В. В. отмечает, что основоположником основы теории негосударственного финансового контроля является Е. В. Терехова [1, 1303]. Так, Она понимает негосударственный финансовый контроль как деятельность, регламентированную правовыми предписаниями уполномоченных субъектов, по контролю за правильностью и своевременностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых ресурсов, эффективностью и точностью их применения [2].
Котов В. В. считает, что негосударственный финансовый контроль это деятельность, осуществляемая негосударственными контрольными органами направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности [3, 106].
Таким образом, мы видим, что кардинального различия между толкованиями данного термина не имеется, однако Котов В. В. оказывает акцентированное внимание на противоправные действия, возможные при проведении управления хозяйствующими субъектами, в то время, как Киреева В. В. делает упор на возможные нарушения финансового планирования, поступления и движения финансов.
В научной литературе точки зрения в вопросе классификации видов негосударственного финансового контроля различаются по своему субъектному составу.
Как отмечает Полякова Е. В., в совокупность субъектов негосударственного финансового контроля входят внутрихозяйственный, контроль со стороны коммерческих банков, аудиторский контроль [4].
По мнению Поляк Г. Б., негосударственный финансовый контроль осуществляется внутрифирменными подразделениями (корпоративный контроль) и аудиторскими организациями (внешний контроль) [5, 342].
Белозеров С. А. считает, что в негосударственный финансовый контроль входят: контроль банков за организациями, внутрифирменный и аудиторский контроль [6, 55].
Грязнова А. Г. наряду с внутрихозяйственным и аудиторским контролем выделает еще и общественный контроль [7, 145]
Можно сделать вывод, что в целом многие ученые выделяют схожие виды контроля, входящие в негосударственный финансовый контроль, но при этом следует заметить, что некоторые авторы, например, Поляк Г. Б., приводят более узкий список видов негосударственного финансового контроля, чем их коллеги (например, Полякова, Е.В., Белозеров С. А. Грязнова А. Г.).
В рамках данной статьи необходимо привести характеристику отдельных видов негосударственного финансового контроля и провести законодательный анализ каждого из них.
Внутрихозяйственный финансовый контроль занимает особое место как в научной отечественной литературе, так и в законодательстве. Интерес научной сообщества обосновывается тем, что данный феномен является относительной новеллой российской экономики и российского права, поскольку указанный вид негосударственного финансового контроля не применялся из-за преимущественного применения финансового контроля со стороны государства в вплоть до конца XX века [8, 89].
С 1 января 2012 года вступил в законную силу ФЗ «О бухгалтерском учете» Одним из положений, которые можно назвать новеллой, является норма, содержащаяся в ст. 19 вышеназванного закона. Указанная статья обязывает всех экономических субъектов организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. При этом ч. 2 ст. 19 определяет, что экономические субъекты, которые подлежат обязательному аудиту, обязаны организовывать и осуществлять контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исходя из этого, можно сказать, что речь идет о внутреннем финансовом контроле в организации. Однако, учитывая положения ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», что «настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей»... [9].
Субъектами внутреннего финансового контроля являются различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и должностные лица. Можно выделить субъекты общей компетенции, субъекты финансово-хозяйственной компетенции, субъекты специальной компетенции и внешние субъекты, которые выполняют функции внутреннего контроля.
К субъектам общей компетенции относятся лица, принимающие решения по широкому перечню вопросов деятельности организаций. В частности, к ним относят директора (руководителя), наблюдательный совет, общее собрание акционеров, совет директоров, и др.
Главного бухгалтера, финансового директора (менеджера), работника бухгалтерии (финансового отдела), планово-экономического отдела и другие относят к субъектам финансово-хозяйственной компетенции.
Таким образом, внутренний финансовый контроль (внутрихозяйственный контроль) включает в себя большое количество структур, подразделений и должностных лиц, каждый из которых имеет свои строго определенные компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренним локальным актам. Учетная политика организации является основным локальным нормативным актом по бухгалтерскому учету.
Особое место в структуре негосударственного финансового контроля занимает общественный контроль, который только начал зарождаться в Российской Федерации. Говоря о правовом обеспечении данного элемента, необходимо отметить, то главенствующее место сохраняет Конституция РФ. Так, в соответствии со статьей 32 рассматриваемого закона, граждане имеют право на участие в управлении делами государства. Статья 24 Конституции РФ закрепляет за гражданами РФ право на ознакомление с документами и материалами, которые так или иначе затрагивают их личные права и свободы [10].
Также на территории России действует Федеральный закон «Об Общественных объединениях», в соответствии с которым общественные объединения вправе: вносить предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления [12].
Так, реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности финансового. Однако следует отметить, что на данный момент указанный вид финансового контроля применяется достаточно ограниченно по сравнению с другими государствами. Во многом это связано с отсутствием этого механизма контроля на протяжении истории Советского Союза и в 90-ые годы после его распада уже на территории современной России. При этом важно отметить, что общественный контроль постепенно развивается в нашей стране, но все же остается в числе малозадействованных институтов финансового контроля
Аудиторская деятельность — вид негосударственного финансового контроля, который появился в России в 80-ые годы. Это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый для проверок правильности ведения учета и бухгалтерской отчетности. Главным законом, регулирующим порядок функционирования рассматриваемого феномена, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Так, аудит делится на обязательный, который проводится в соответствии со статьей 5 указанного нормативно-правового акта, и инициативный. При этом в данном ФЗ отсутствует понятие «инициативный аудит». Он проводится по решению уполномоченного органа той или иной организации либо ее собственником. Так, пп. 10 п. 2 ст. 33 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет, что компетенция назначить аудиторскую проверку принадлежит общему собранию участников. При этом статья 48 названного закона гласит, что по требованию любого из участников может быть проведена аудиторская проверка, однако есть одно важное условие, исполнение которого необходимо для реализации данного права — данное лицо обязано оплатить услуги аудита. Не мало важно, что указанные расходы могут быть возмещены по решению общего собрания участников [14].
По поручению Банка России коммерческие банки проводят мероприятия в сфере финансового контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов, которые, в свою очередь, являются их клиентами. К ним могут относиться как юридические, так и физические лица. В предмет финансового контроля входят порядок ведения расчетно-кассовых операций и соблюдение валютного законодательства указанными субъектами [15]. Коммерческие банки вправе по собственной инициативе анализировать и проводить проверку финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с целью определения кредитоспособности их клиентов при решении вопроса о выдаче ссуды, а также со стороны банков осуществляется мониторинг за использованием ссуды, в случае ее выдачи, и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с определенными процентами в указанные сроки [4, 58]. При выполнении своих компетенций в области финансового контроля коммерческие банки должны руководствоваться ФЗ «О банках и банковской деятельности», в котором определен порядок деятельности банков.
Таким образом, негосударственный финансовый контроль играет важную роль для обеспечения соблюдения законодательства различными организациями и физическими лицами в сфере финансовых отношений. В зависимости от вида негосударственного финансового контроля различны нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных субъектов контроля. В целом же можно сказать, что нормативная база развита достаточно хорошо, однако общественные отношения, в частности, финансовые отношения, постоянно преобразуются, поэтому законодатель обязан быстро реагировать на эти изменения, ведь в противном случае, в законодательстве РФ будут образовываться пробелы и коллизии, что в конечном счете пагубно влияет и на экономику страны тоже.
Литература:
- Киреева В. В. Негосударственный финансовый контроль: понятие, виды // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1303–1305;
- Терехова Е. В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 207;
- Котов В. В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 434;
- Полякова Е. В. Финансы и кредит: Учеб. пособие для студентов. Изд: Саратовский гос. технический ун-т. С. 97;
- Поляк Г. Б. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. — Ф59 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. —2004. С. 607;
- Белозеров С. А. Финансы: учебник / С. А. Белозеров, Г. М. Бродский, С. Г. Горбушина [и др.]; отв. ред. В. В. Ковалев. — М.: Проспект, 2015. С. 928;
- Грязнова А. Г., Е. В. Маркина, М. Л. Седова и др.. Финансы: учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М. Л. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.,2012. С 496;
- Завьялова Лилия Владимировна, Шилехин Константин Евгеньевич Внутренний финансовый контроль в условиях нового законодательства // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2013. № 4. С 88–99;
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, N 50, ст. 7344;
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
- Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об Общественной палате Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 11.04.2005, N 15, ст. 1277;
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1930;
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об аудиторской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, N 1, ст. 15;
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 785;
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 26.07.2019) «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492.