В данной статье рассматривается влияние международного права на российское финансовое право, его интеграция. С помощью сравнительно-правового метода исследуются положения международно-правовых норм, которые стали частью правовой системы России.
Ключевые слова: интеграция международного права, финансовое право, влияние международного финансового права, ратификация, финансово-правовые нормы, финансовая система.
This article discusses the impact of international law on Russian financial law and its integration. Using the comparative legal method, we study the provisions of international legal norms that have become part of the Russian legal system.
Keywords: integration of international law, financial law, the impact of international financial law, ratification, financial and legal norms, financial system.
В современном мире наметилась тенденция унификации норм международного права, которая позволяет создать если не единое правовое пространство, то схожие по своей сущности правовые институты в различных государствах мира. Такая организация права играет огромную роль в формировании взаимодействия и открытости финансовой системы государства.
Тенденция влияния международного права на государственное формируется посредством взаимовлияния правовых систем или же влиянием одной правовой системы на другую. Всё большую популярность набирает метод «распространения» и «внедрения» типовых и модельных нормативно-правовых финансовых актов, разработанных международными финансовыми организациями.
Так, каждое государство защищает свои интересы в финансовой сфере с учетом внешней и внутренней политики. Однако вместе с тем, государство должно быть ориентировано на взаимодействие с иностранными государствами, поскольку такое взаимодействие позволяет развивать как сотрудничество в финансовой сфере, так и в политической.
Огромную роль на внутригосударственное финансовое право оказывает процесс глобализации. Главной задачей финансовых отношений, складывающихся между государствами, является сотрудничество в международной финансовой системе, её бескризисное функционирование и развитие. Однако проблема видится в том, что различные государства или группы государств видят разные способы достижения данной цели [1].
Так как Российская Федерация является непосредственно участником ООН, то, соответственно, Конвенции, принимаемые в рамках ООН, распространяют свое действие на Российскую Федерацию. Однако стоит учесть, что все международные нормативно-правовые акты должны быть ратифицированы в порядке, установленным законодательством.
Так, 11 февраля 1964 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была ратифицирована Венская конвенция от 1961 года [2], которая устанавливала освобождение представительств от всех налогов и сборов в отношении помещений представительства, кроме налогов и сборов, представляющих плату за конкретные виды обслуживания. В Венской конвенции от 1963 года в ст. 32 также декларируется освобождение консульских помещений от налогов [3]. Данные конвенции распространяют своё действие и в настоящее время, т. к. Россия является правопреемником СССР.
Еще одним международным нормативно-правовым актом, оказавшим огромное влияние на формирование финансового права РФ, является Лимская декларация руководящих принципов контроля от 1977 года [4]. Данная декларация закрепляла цель контроля, принципы контроля, формы и виды контроля, методы контроля, взаимоотношения между внутригосударственными органами и обмен опыта между государствами, а также отчетность в финансовой сфере. Все положения, которые закреплялись в Лимской декларации руководящих принципов, были отражены в финансовом праве РФ, отдельными главами были включены в НК РФ [5], БК РФ [6], ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании» [7], ФЗ «О Центральном Банке РФ» [8] и других нормативно-правовых актах. В свою очередь это оказало большое влияние на построение всей финансовой системы РФ.
Мексиканская декларация о независимости высших органов финансового контроля от 2007 года [9] развила положения Лимской декларации, а также установила, что высшие органы финансового контроля (ВОФК) могут выполнять свою задачу эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемой организации и защищены от внешнего влияния. Данное положение распространилось и на ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 8) [10].
Немало важным нормативно-правовым актом, который интегрировался во внутреннее законодательство РФ стало Мараккешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации [11], которая возложила обязанности по уплате финансовых взносов на государства-участников данного соглашения, а также установила определенные правила функционирования финансовых отношений.
Ярким примером влияния международного права на внутригосударственные финансовые отношения является законодательное закрепление вопросов борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Процесс глобализации помимо положительных факторов, имеет и отрицательный, к числу которых стоит отнести появление международной преступности в финансовой сфере. К созданию криминальных корпораций и криминальных схем привели усиление взаимосвязей между государствами в финансовой сфере, формирование международных финансовых сетей, системы международного расчета и т. п. Все вышеперечисленные факторы привели к тому, что необходимо было защитить финансовую сферу от негативного влияния преступности.
Одним из первых актов в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, была Конвенция Совета Европы N 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» [12], где Россия является полноценным участником данной Конвенции.
Также, под влиянием международных финансовых норм был принят ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [13], а также в уголовное законодательство включена ст. 174, которая предусматривает ответственность за легализацию денежных средств [14].
В 1989 г. была создана группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая представила программу из 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием денег. На базе этих рекомендаций ЦБ РФ с 1997 года издал специальные акты: Методические рекомендации по вопросам работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации [15], Положение об организации внутреннего контроля в банках [16] и др.
Таким образом, стоить отметить, что международные нормы, регулирующие отношения в сфере финансов, играют большую роль в построении не только международной финансовой системы, но и отдельно взятых государств. Достигается такая цель путем интеграции таких финансовых норм в законодательство стран.
Литература:
- Крохина Ю. А. Влияние международного права на развитие финансового права Российской Федерации // Финансовое право, № 4, 2010. С. 9–11.
- Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961), ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11.02.1964 N 2208-VI с оговоркой и заявлением // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221.
- Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963), СССР присоединился к данному документу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.1989 N 10138-XI. // Сборник международных договоров СССР, вып. XLV.- М., 1991. С. 124–147.
- Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г. Лиме 17.10.1977–26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) // СПС Гарант (Дата обращения: 10.11.2019).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859.
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
- Мексиканская декларация независимости (Принята в г. Мехико в ноябре 2007 г. XIX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) // Сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 15.
- Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (Вместе с «Многосторонними соглашениями по торговле товарами») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2514–2523.
- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Заключена в г. Варшаве 16.05.2005) // Собрание законодательства РФ», 19.02.2018, N 8, ст. 1091.
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Письмо Банка России от 03.07.1997 N 479 «О Методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации» // Вестник Банка России, N 43, 1997.
- Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2004 N 5489) // Вестник Банка России, N 7, 04.02.2004.