Развитие приграничного сотрудничества отнесено руководством Российской Федерации к общенациональным приоритетам. В связи с этим объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправления муниципальными органами в приграничных территориях. Предмет исследования составила нормативно-правовая база, сложившаяся в период становления местного самоуправления с 2003 года по настоящее время. Цель исследования — выявление проблем местного самоуправления в приграничных территориях и характерных особенностей. При написании работы использовались методы системного подхода и анализа, синтеза, дедукции. Написание работы позволило прийти к следующим выводам: анализ обстановки в приграничных регионах РФ и федерального законодательства показывает грамотное решение проблем местного самоуправления в таких регионах, путем создания института экономических привилегий и предоставления особых полномочий.
Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, приграничное сотрудничество, особая экономическая зона.
Одним из основных признаков создания и развития на территории России современного демократического общества является институт местного самоуправления. Закрепление данного института в отдельной главе основного закона государства – Конституции Российской Федерации – показывает, что МСУ является неотъемлемым атрибутом современного общества. Согласно 130 статье Конституции [3] местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Вопросы местного самоуправления регулирует ФЗ-2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5]. Согласно ч.2 ст.1 данного федерального закона, местное самоуправление- форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Российская Федерация – государство со сложным этническим составом, неравномерно распределенным по субъектам РФ. Это обстоятельство вкупе с большим количеством субъектов (85) и различием их конституционно-правовых статусов заставляет законодателя выделять отдельные категории территорий с местным самоуправлением. Это ЗАТО, города-наукограды и приграничные территории Российской Федерации.
Приграничные территории Российской Федерации включают в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где устанавливается пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административный районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» [6] пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов,и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан [1].
Местное самоуправление на приграничных территориях отличает ряд особенностей, закрепленных в статье 37 ФЗ № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» [6]. Во-первых, органы МСУ, муниципальные учреждения и предприятия, физические и юридические лица действуют в особых условиях, предполагающих установление определенных ограничений (правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; особенности хозяйственной и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных мероприятий).
Во-вторых, органы МСУ МО, расположенных на приграничных территориях, обладают полномочиями в сфере защиты Государственной границы РФ:
1) предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы РФ, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства об охране окружающей среды;
2) оказывают помощь пограничным органам, другим государственным структурам, осуществляющим контроль на Государственной границе РФ, исполняют их законные предписания, предоставляют информацию, необходимую для их деятельности;
3) создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории.
Из граждан формируются народные дружины [4].
Дружины выполняют функции:
1) обеспечения контроля за соблюдением режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
2) участия в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации;
3) разъяснения гражданам правил режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Помимо этого, местное самоуправление на приграничных территориях обладает рядом особенностей. В первую очередь, это приграничное сотрудничество, регулирующееся Федеральным законом от 26.07.2017 N 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» [7].
Так, согласно статье 8 данного ФЗ-179, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества относятся:
1) проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств;
2) заключение соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств;
3) создание организаций приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации создание органов приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности;
4) участие в деятельности международных организаций в сфере приграничного сотрудничества в рамках органов, созданных специально для этой цели;
5) участие в разработке и реализации проектов международных программ приграничного сотрудничества;
6) иные полномочия в сфере приграничного сотрудничества в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заключение международных договоров позволяет привлекать инвесторов в регион и повышать уровень бюджетных доходов. О. В. Цветкова в своей статье «Роль местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных территорий Российской Федерации (на примере Псковской области)» предлагает следующие пути развития сотрудничества [2].
- Межмуниципальные приграничные проекты на уровне администраций субъектов на сопредельной приграничной территории. В качестве примера таких совместных программ и проектов были названы инфраструктурные проекты (строительство железных дорог, оборудование морских портов), экологические, природные и культурно-исторические проекты.
- Локальные межрегиональные проекты на уровне муниципалитетов.
- Частное приграничное взаимодействие. Это взаимодействие носит самостоятельный характер, реализуется и развивается прежде всего за счет личной мотивации муниципального образования (предпринимателей, образовательных и научных учреждений, общественных организаций).
- Приграничное взаимодействие населения (трудовая миграция, туризм, шоппинг в пределах приграничной зоны).
Также важным элементом приграничного взаимодействия является создание Особых экономических зон (ОЭЗ), как одного из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.
ОЭЗ — часть территории региона, которая обладает особым юридическим статусом [8], где действует льготный режим предпринимательской деятельности (в том числе льготные налоговый и валютный режимы), а также может применяться процедура свободной таможенной зоны (в том числе принцип «единого окна»). ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
На территории Российской Федерации созданы ОЭЗ 4-х типов:
– промышленно-производственные (ППТ ОЭЗ); («Моглино», «Тольятти», «Алабуга», «Ступино Квадрат», «Узловая»)
– технико-внедренческие (ТВТ ОЭЗ); («Томск», «Иннополис»)
– туристско-рекреационные (ТРТ ОЭЗ); («Ворота Байкала», «Курорты Северного Кавказа»)
– портовые (ПОЭЗ). («Лотос») [9]
Из приграничных территорий ОЭЗ созданы в Астраханской и Псковской областях, Алтайском крае. Это тем более видится важным в современной экономической обстановке, что развитие отдельных областей промышленности помогает регионам решать собственные задачи и менее зависеть от дотаций федерального правительства.
Таким образом, анализ обстановки в приграничных регионах Российской Федерации на основе изучения федерального законодательства по вопросам муниципального самоуправления в данных регионах показывает грамотное решение проблем местного самоуправления в приграничных регионах, путем создания института экономических привилегий и предоставления муниципалитетам особых полномочий.
Литература:
- Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с. с.418
- Цветкова О. В. Роль местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных территорий Российской Федерации (на примере Псковской области) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017 Т. 13, № 2. С. 65–76.
- Конституция Российской Федерации с последними изменениями на 2019 г., Гл.8., М.: Эксмо. с.26
- Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 339 «О Порядке привлечения граждан к защите Государственной границы Российской Федерации»
- Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступл. в силу с 01.09.2019),-Омега-Л, 2018
- Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1 Ст.37
- Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» от 26.07.2017 N 179-ФЗ
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
- «Особые экономические зоны в России»:- https://bankingsite.ru (дата обращения 17.11.2019)