План воспитательной работы в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Акиньшина, Е. И. План воспитательной работы в начальной школе / Е. И. Акиньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 19-26. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64276/ (дата обращения: 19.12.2024).



Будем научать детей добродетели, и спрашивать им благословение от Бога — вот величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее больше и больше прибытка.

Иоанн Златоуст

Приоритетные ценности

Духовность — это любовь, добро, вера, честь, стыд.

Актуальность программы

Программа «Храм души моей» определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании на основе православных традиций, как необходимом элементе формирования личности. Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко сказал: «Наше благополучие зависит, прежде всего, от отношений между людьми, их творческой активности, характера и мотивов поступков, а главное — веры, любви, нравственной чуткости». Церковь и государство осознают сегодня, что задачи православия и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе всю нашу образовательную систему.

Целевые ориентиры

Главный целевой ориентир — духовное творение человека, нравственный и духовный потенциал личности, творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению.

Воспитательные задачи:

– Выявлять и развивать добрые наклонности детей живой практической деятельностью.

– Формировать самобытные творческие личности, духовно богатых людей, способных стремиться к доброму бытию.

– Содействовать созданию содружества детей, педагогов и родителей.

Для решения поставленных задач необходимо формировать у воспитанников такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

– самопризнание себя как личности;

– управление самим собой, эмоциональная устойчивость;

– уважение чужого мнения;

– желание действовать и совершать поступки;

– умение противостоять бездуховности, жестокости, насилию, примитивизму. Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют совместно-принятые законы жизнедеятельности в классе.

Законы жизнедеятельности вклассе:

– Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление.

– Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

– Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

– Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

– Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

– Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

– Душа человека обязана трудиться.

Принципы построения воспитательной системы

Принцип природосообразности

Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа — его корни. Воспитание — крона.

Деятельностный принцип

Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки. Чем богаче классная жизнь, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности воспитания

Восприятие ребенка как неразрывное единство биологического, психического, социального, духовного.

Эгоцентрированный принцип

Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

Принцип творчества и успеха

Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «Я — концепции» личности учащегося.

Принцип духовности

Дух доминирует над плотью. В сердце духовного человека живет мир, любовь к ближнему, умение прощать. Духовность — это еще и потребность человека в творчестве, постоянном познании, ориентация на социально-ценностные отношения.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

– воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельности действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

– эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности и т. д.).

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

– личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

– метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

– предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде,вкоторой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знании и начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится, (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

– на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

– на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

1 (50)

Этапы становления иразвития воспитательной системы

В новых стандартах II поколения отмечается, что воспитание личности в третьем тысячелетии должно основываться на гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей, свободе и ответственности, ценности природы, социума, личности. В этой связи основная задача школы состоит в обеспечении условий формирования позитивного социального опыта растущего человека и его гражданского становления. В обществе востребованы граждане, воспитать которых можно, лишь создав условия для самореализации, развития духовно-нравственной сферы каждого воспитанника, начиная с дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

Таким образом, решая глобальные воспитательные задачи, повторно строятся перспективы развития и воспитания детского коллектива в отряде «Доброе сердце» по программе духовно-нравственного воспитания «Храм души моей».

Программа рассчитана на четыре года обучения и носит планомерный характер.

В 1-м классе основной задачей является адаптация детей к школьной жизни. На этом этапе были сделаны первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению коллектива, изучению индивидуальности каждого ребёнка, его способностей, возможностей, желаний. Он пройдет под девизом «Давайте познакомимся».

Во 2-м классе устанавливаются более тесные контакты между учителем, учениками и родителями. Воспользовавшись врождённым чувством красоты, воспитатель просто обязан развить его. Ведь будучи развитым, это чувство даст стойкое неприятие и отторжение от всего безобразного; и на протяжении всей жизни побуждает к человечности. Здесь нельзя обойти область духовных знаний человечества. Начинаем с познания мира, стараемся прочувствовать его сердцем, напитать и отогреть души. «Красота спасёт мир» — под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа на этом этапе.

Между 9-м и 10-м годами жизни ребёнок не только осознаёт себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Пробуждается интерес к самому себе. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Отвечая на эти вопросы, ребёнок учится любить себя и мир вокруг, радоваться жизни, быть лучше. Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении, используя при этом свой духовно-нравственный потенциал. «Я среди людей» — так можно охарактеризовать этот этап.

К 4-ому классу ребёнок уже полностью обогащает свой внутренний мир духовными ценностями и способен раскрыть его для других, проявляя свои способности. Этому способствуют творческие мастерские, персональные выставки, презентации, конкурсные состязания, часы духовного общения, творческие проекты и т. д. Ребёнок хочет быть успешным и умеет быть таковым. По сути дела, он становится самим собой, но способен познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира и себя в этом мире. Происходит «рождение творца». Это и есть новый этап развития воспитательной системы.

235[1]

Механизм построения ифункционирования воспитательной системы

Систематизирующий вид деятельности

Главным системообразующим фактором является духовно-нравственное направление. Основу функционирования воспитательной системы составляют два вида деятельности: духовное общение и коллективная творческая деятельность.

Успешное развитие ребёнка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. С этой целью в классе создан клуб духовного общения.

Сегодня, когда из семейной практики ушли неспешные беседы за семейным столом в кругу сопереживающих взрослых, эту роль необходимо взять на себя классному руководителю.

00036255

Потому на этих часах общения ребёнок не просто развивает свои коммуникативные возможности, но и размышляет вслух, делится сомнениями, обращается за советами. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир, способствует развитию добродетелей. Причём все эти беседы должны обязательно иметь выход на практические дела милосердия.

Коллективная творческая деятельность сплачивает детей, помогает развитию талантов, способствует развитию творческой активности. Творческие мастерские, совместные проекты, презентации — любимые формы работы класса. Благодаря такой форме работы, ребёнок сумеет открыть в себе новые возможности, совершить множество полезных дел. Добрые дела, сделанные ребенком, как неповторимые звуки различных колокольчиков образуют дружный колокольный звон (т. е. «музыку» нашей души). Каждый ребёнок ведет дневник — колокол. Сделав доброе дело, открыв что-то новое, он записывает это в дневник. К концу года у каждого получается «рассказ души». Так рождается творец.

Методы воспитательной работы

В работе по программе духовно-нравственного воспитания «Храм души моей» используются следующие методы: наглядный, словесный, практический, метод создания проблемных ситуаций, диагностико-рефлексивный.

Наглядный метод носит характер созерцания и незаменим при рассматривании картин, иллюстраций и репродукций, икон; просмотре фото- и видеоматериалов; во время целевых прогулок, экскурсий, наблюдений за окружающим.

Словесный метод широко используется в процессе свободного общения детей и взрослых; чтения стихотворений; драматизации поучительных историй; праздников и тематических вечеров; рассказов детей, учителей, приглашённых лиц; бесед с элементами диалога; ответов на вопросы; заучивания пословиц, поговорок; анализа различных житейских ситуаций; рассматривания наглядного материала.

Практический метод занимает важное место в художественно-продуктивной деятельности (изготовление декораций и поделок, выпуск газет и т. д.); в подготовке наглядного материала для занятий (альбомы, фотовыставки, макеты и др.); в трудовой деятельности (уборка территорий школы, храма и памятника, уход за растениями, поддержание чистоты и порядка в классной комнате); в проведении игр и конкурсов (на праздниках и классных часах).

Метод создания проблемных ситуаций имеет ценное значение в плане постановки детей перед выбором, стимулируя умение мыслить, самостоятельно осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, находить способы творческого самовыражения.

Диагностико-рефлексивный метод — это вооружение знаниями возрастных и индивидуальных особенностей и закономерностей психического развития младшего школьника. Ознакомление с личностью ребенка осуществляется посредством диагностики его психологического состояния, поведения в обществе, работы на уроке, раскрытия черт характера.

Рефлексия (от латинского «отражение») — умение размышлять, заниматься самонаблюдением. Это оценка результатов собственной деятельности.

Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.

Самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества

Принципы работы органов самоуправления:

– творчество и добровольность;

– равенство и сотрудничество;

– открытость и доступность;

– непрерывность и перспективность.

Система воспитания получила название «Храм души моей». Она представлена общим собранием коллектива, а также выбираемыми открытым голосованием, «должностями», имеющими постоянные и временные поручения.

Колокольчики, по-разному, но дружно издающие звуки, «питают» наш Храм духовностью. Следовательно, плодотворная работа по разным направлениям (колокольчикам) складывается в один конечный результат — «Храм души», или духовность.

За основу взята система тема целей воспитания Г. К. Селевко «Совершенствование личности», «Начала этики» (I-IV кл.)

Список детей с поручениями:

1.

Учебная комиссия

2.

Творческо-поисковая группа

3.

Любители дисциплины и порядка

4.

Сторонники здорового образа жизни

5.

Группа вежливых ребят

Формирование внутренней и внешней среды воспитательной системы

Воспитательная система класса максимально открыта. Родители, педагоги школы, друзья класса (библиотекарь школьной библиотеки Простит Е. Н. и настоятель Свято-Никольского Храма отец Сергий) — наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности.

00036193 00036210

В развитии детей класса планируется задействовать социокультурный потенциал села и города Белгорода: музеи, театры, музыкальная школа, спортивные сообщества, танцевальные коллективы, библиотеки.

Индивидуальная работа с детьми

Диагностические методы изучения личности учащегося

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

– выявить относительный уровень развития ребенка;

– выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

– определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

– способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;

– определить прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

– иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;

– определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

– использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

– создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников используются следующие методики:

Беседа — является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.

Опросник — дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или класса в целом; уровень тревожности учащихся класса.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты — дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей и степень их значимости в коллективе.

Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения — помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Диагностики изучения детского коллектива

Диагностика № 1 (Н. И. Дереклеева)

Мой портрет винтерьере

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т. д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включает ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Диагностика № 2 (Н. И. Дереклеева)

Десять моих «Я»

Учащимся раздают листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я — умный;

Я — красивый и т. д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Диагностика № 3 (Н. И. Дереклеева)

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность.

Диагностика № 4

Рисунок «Моя семья»

C:\Users\FlatPro\Pictures\1 нов год\post-47503-1193164982.jpg

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся

Диагностика № 5

Диагностика для изучения личности учащегося, его отношение кшколе идетскому коллективу

(Н. И. Дереклеева)

Что уменя на сердце

Учащимся класса раздают вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению».

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

1224188603_pic

Литература:

  1. Воспитание индивидуальности: учебно-методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Горлова Е. В. Настольная книга кл. рук. Начальной школы / Е. В. Горлова — Ростов н/Д: Феникс, 2010., — 286с. — (Библиотека учителя).
  3. Дереклеева Н. И. Справочник кл. рук. Начальная школа. 1–4 классы, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «ВАКО», 2008, 352с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Опыт работы учителя нач. кл. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Г. Пскова Михайловой В. Н.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010. — 191с. — (Стандарты второго поколения). — с. 35–36.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная система, уровень результатов, духовно-нравственное воспитание, Храм души, вид деятельности, детский коллектив, диагностик, духовное общение, классный руководитель, особое значение.


Задать вопрос