В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для описания и изучения предметного мира, явлений и процессов и формирует особенности критического и абстрактного мышления будущих инженеров.
Ключевые слова: внутренняя мотивация, технический вуз, большинство студентов, область физики, получение знаний, студент.
В настоящее время во всём мире идёт развитие высшего инженерного образования, которое направлено не просто на обучение студентов знаниям по общеобразовательным и специальным дисциплинам, но и на формирование у них направленной учебной мотивации.
В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметного мира, явлений и процессов и формирует особенности критического и абстрактного мышления будущих инженеров.
Под мотивацией к изучению курса физики у студентов технического вуза мы будем понимать внутреннюю мотивацию, при которой, по мнению Н. Ф. Талызиной, мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. Только в этом случае имеет место собственная деятельность обучающегося как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность — потребность в познании и понимании [2].
В связи с актуальностью данной проблемы целью нашей научной работы было выявить особенности проявления мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики.
В исследовании приняли участие студенты 2 курса факультета автоматизации производственных процессов Уфимского государственного нефтяного технического университета Республики Башкортостан (всего 168 респондентов), которые характеризовали своё отношение к физике.
В процессе исследования были апробированы следующие методы: анкетирование, нацеленное на выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации к учебной деятельности при изучении физики (методика Т. Д. Дубовицкой); тестирование уровня знаний по дисциплине физика; t-критерий Стьюдента; расчёт ранговой корреляции [1].
Полученные на констатирующем этапе исследования результаты позволили сделать вывод о том, что существенных различий между отношением к физике у студентов различных групп не выявлено. Для большинства студентов была характерна положительная мотивационная установка на изучение дисциплины физика как на первом, так и на втором курсах.
По мнению студентов, главными мотиваторами к изучению физики являются компетентные преподаватели вуза, которые в доступной форме излагают программный материал, используют мультимедийные презентации, компьютерное моделирование и современные образовательные технологии. Познавательный интерес, как считают студенты, повышается во время проведения лабораторных занятий по физике, где они могут не только продемонстрировать усвоенные знания, но и практически продемонстрировать виртуальные (имитационные) картины реального процесса, физических явлений и законов.
Студенты высоко оценили тот факт, что когда они на практике используют моделирование физических явлений, то у них возрастает интерес к таким языкам программирования, как Pascal ABC, Basic, C++.
Для установления связи между внутренней мотивацией студентов, направленной на получение знаний в области физики, и их успеваемостью по данной дисциплине мы использовали вычисление ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции составил значение 0,488164, что указывает на среднюю связь (от 0,32 до 0,68). Достоверность полученных связей подтверждается t-критерием Стьюдента, показатель которого составил чуть меньше 24 единиц, что позволяет говорить о высокой достоверности результатов нашего исследования (p<0,01).
Было выявлено, что 62 % студентов, имеющих средний уровень, и 19 % — высокий уровень успеваемости набрали большое количество баллов, характеризующих проявление положительной мотивации (7–8 баллов) к познанию физики. И наоборот, студенты, набравшие количество баллов, соответствующее низкому показателю уровня мотивации (4–6 баллов), имели слабую успеваемость. Возможно, это объясняется тем, что для данных студентов физика представляет интерес лишь постольку, поскольку она будет полезна им при изучении других дисциплин, в отношении которых их внутренняя мотивация будет выше.
Исследования направленности мотивации позволяют констатировать, что у большинства студентов внутренняя мотивация доминирует над внешней. Это говорит о том, что большинство студентов при изучении дисциплины физика удовлетворяют свою познавательную потребность, получают интеллектуальный заряд от процесса познания и реализуют при этом свой личностный потенциал.
Результаты исследования также показали, что у студентов факультета автоматизации производственных процессов внешняя мотивация находится на среднем и высоком уровнях, что говорит о заинтересованности студентов в получении высокой суммы баллов за семестр, хорошей отметки, сдаче зачета или экзамена, получении повышенной стипендии.
Отметим, что потребности, в том числе и познавательные, возникают у человека в определенных ситуациях, где немаловажную роль играет процесс обучения и его организация.
Таким образом, наше исследование подтвердило эффективность предложенной методики диагностики учебной мотивации студентов, а полученные результаты могут быть использованы при анализе причин неуспеваемости по дисциплине физика, направленности их познавательных интересов и при осуществлении личностного подхода к индивидуальному планированию практических заданий и лабораторных занятий.
Литература:
- Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. — № 6. — 2013. — С.73–77.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М: Просвещение, 2014. — 345 с.