В статье рассмотрены основные особенности правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации. Сделан вывод о необходимости кодификации актов законодательства в сфере инвестиционной деятельности для упрощения правового регулирования и устранения коллизий в правовом регулировании. Рассмотрены основные характеристики правового режима иностранных инвестиций, дана оценка текущему состоянию правового регулирования в этой сфере и предложен ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятной инвестиционной среды в Российской Федерации.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, иностранные инвестиции, национальный режим, гарантии инвесторам, особые экономические зоны.
The article considers the main features of the legal regime of foreign investment in the Russian Federation. It is concluded that it is necessary to codify legislative acts in the field of investment activity in order to simplify legal regulation and eliminate conflicts in legal regulation. The main characteristics of the legal regime of foreign investment are considered, an assessment of the current state of affairs in this area is given, and a number of measures are proposed to improve the investment atmosphere in the Russian Federation.
Key words: investments, investment activity, foreign investment, national treatment, guarantees for investors, special economic zones.
Глобализация экономических процессов в мире привела к созданию единого всемирного рынка капитала. Исходя из принципа всемирного распределения труда, каждое государство пытается привлечь извне в свою экономику необходимый финансовый ресурс для интенсификации экономического развития.
Следует отметить, что легальное понятие инвестиций по-разному сформулировано в ряде нормативно-правовых актов, регулирующих указанный вопрос. Как отмечает М. А. Семочкина, в статьей 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», под инвестициями подразумеваются объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку. В то же время, в соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», критерий денежной оценки не является обязательным. Вместо него применяется критерий объекта гражданских прав, если такие права не выведены из гражданского оборота [6, с. 185].
В данном случае, представляется целесообразным изучать понятие инвестиций через их признаки. Как отмечает А. О. Хомяков, существует два основных признака инвестиций, отличающих указанные операции от финансовых вложений и операций спекулятивного характера:
− Производительный характер использования капитала.
− Цель в виде получения дохода или иного полезного эффекта. При этом следует отметить, что указанный полезный эффект может быть полезным как для всего общества (социально значимый эффект), так и для самого предпринимателя или отдельной группы людей [7, с. 158].
В то же время законодательство Российской Федерации различает просто «инвестиции» и «инвестиции в форме капитальных вложений». При этом, строго говоря, только то, что российский законодатель считает инвестициями в форме капитальных вложений, соответствует понятию инвестиций с точки зрения экономической науки.
Таким образом, целесообразно, по нашему мнению, ограничить понятие инвестиций вложениями, осуществляемыми в производственную сферу. Это позволит разграничить, с одной стороны, инвестиции в производственный сектор, а с другой — финансовые вложения в банковский капитал, фондовый рынок и другие финансовые активы, так как такие вложения в большей степени имеют характер спекулятивных. Более того, провести точную границу между инвестициями и спекулятивным капиталом не всегда представляется возможным [3, c. 2].
Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации представляет собой сложный комплекс, включающий в себя, с одной стороны, гарантии осуществления инвестиционной деятельности, а с другой стороны — установленные соответствующими законодательными актами ограничения на осуществление такой деятельности.
Основой правового режима иностранных инвестиций, безусловно, остается гражданско-правовое регулирование, которое и устанавливает правомочность субъектов инвестиционной деятельности. Публичное регулирование, несмотря на свое огромное значение, все же является факультативным, устанавливая дополнительные гарантии и ограничения с целью, с одной стороны, расширения возможностей для инвестиционной деятельности, а с другой — сохранение баланса между необходимостью экономического роста и обеспечения национальной безопасности.
Следует отметить, что основой правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации является так называемый «национальный режим». Этот режим означает, что ко всем правовым отношениям в Российской Федерации, вне зависимости от того, идет ли речь об отношениях между субъектами российского права либо же об отношениях, усложненных тем или иным иностранным элементом, применяется законодательство Российской Федерации, за исключением случаев, прямо установленных в законе. Однако количество исключений для иностранного инвестора, как положительного, так и отрицательного характера, из этого правила настолько большое, что вопрос о том, является ли национальным установленный для иностранных инвесторов режим, остается спорным.
Исходя из вышеизложенного, можно согласиться с мнением М. А. Семочкиной о том, что в Российской Федерации «Точно не определен инвестиционный режим (либо государство идет на преференции, либо режим равноправный или дискриминационный в пользу внутреннего производителя); не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций [4, с. 247].
Как справедливо отмечет К. Н. Нилов, существующая система гарантий прав инвесторов отличается излишней сложностью [1, с.6]. Данные нормы содержаться в многочисленных двух- и многосторонних конвенциях и других международных актах о защите инвестиций (международно-правовые гарантии), огромном количестве различных актов законодательства Российской Федерации (федеральный уровень защиты). Наконец, в пределах своей компетенции, нормы о гарантиях прав инвесторов могут устанавливать соответствующие компетентные органы власти субъекта федерации, равно как и органы местного самоуправления.
По нашему мнению, признавая право на существование различных уровней правовой регламентации гарантий прав инвестора, целесообразным представляется создать единый кодифицированный акт, в котором изложить как основное правовое регулирование данной сферы, на данный момент регламентированное двумя профильными законами, так и особенности инвестиций в отдельные отрасли экономики.
Помимо общего инвестиционного режима, законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания особых экономических зон. Как отмечает А. И. Салимзянов, особая экономическая зона представляет собой относительно изолированную часть страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включая налоговый, административный, таможенный режим, а также наличие соответствующих гражданских привилегий и гарантий [4, с.134].
Вместе с тем, сам подход, выбранный российским законодателем к созданию ОЭЗ, еще больше размывает принцип национального режима. В Российской Федерации, по состоянию на 2019 г., функционирует более 20 особых экономических зон четырех типов. Очевидно, что такое количество ОЭЗ позволяет говорить о том, что режим ОЭЗ, равно как и национальный режим, также является не исключением, а правилом, применяющимся в целом ряде территорий Российской Федерации, что несколько снижает ценность таких зон и негативным образом влияет на развитие других регионов, не входящих в эти зоны.
Признавая тот факт, что Российская Федерация, равно как и любое другое государство, имеет право вводить ограничения предпринимательской, в т. ч. и инвестиционной, деятельности, следует отметить, что указанные внутренние ограничения, особенно в условиях существования внешних ограничений (экономических санкций) представляются излишне строгими. Так, в РФ до сих пор действует запрет на продажу земли сельскохозяйственного назначения иностранным корпорациям при этом не представляется возможным объяснить, с чем связано существование такого правового запрета. Очевидно, что такой запрет сам по себе радикально снижает уровень иностранных инвестиций в сельское хозяйство.
Российской экономике, для выхода из существующей сырьевой модели развития и активизации экономического роста, бесспорно нужны инвестиции. В условиях экономических санкций и замедления экономического роста [2, с. 56–57], привлечение таких инвестиций в достаточном для развития количестве возможно только путем изменения правового режима инвестирования, либерализации рынков земли, капитала, фондового рынка, создания необходимых налоговых льгот для либерализации правового режима инвестирования в Российскую Федерацию и, особенно, в производственный сектор.
Литература:
- Нилов К. Н. Правовые гарантии осуществления иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации // Балт. рег.. 2011. № 3. С.6–12 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-garantii-osuschestvleniya-inostrannyh-investitsiy-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 06.11.2019).
- Патрикеева В. Е. Привлечение инвестиций в условиях санкций // JSRP. 2015. № 1 (21). С. 55–68 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-investitsiy-v-usloviyah-sanktsiy (дата обращения: 06.11.2019).
- Пенюгалова А. В., Окунь С. А. Диалектика понятий «Финансовые инвестиции» и «Спекуляции» на финансовом рынке // Финансы и кредит. 2014. № 23 (599). С. 2–11 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-ponyatiy-finansovye-investitsii-i-spekulyatsii-na-finansovom-rynke (дата обращения: 06.11.2019).
- Салимзянов А. И. Правовой режим особых экономических зон как основа привлечения иностранных инвестиций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 11. С. 134–135 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-osobyh-ekonomicheskih-zon-kak-osnova-privlecheniya-inostrannyh-investitsiy (дата обращения: 06.11.2019).
- Семочкина М. А. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в РФ // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-pravovogo-regulirovaniya-inostrannyh-investitsiy-v-rf (дата обращения: 06.11.2019).
- Семочкина М. А. Понятие и виды иностранных инвестиций // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1., С.185 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-inostrannyh-investitsiy (дата обращения: 06.11.2019).
- Хомяков А. О. Анализ сущности инвестиций по классификационным признакам // ТДР. 2011. № 12. С.158 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschnosti-investitsiy-po-klassifikatsionnym-priznakam (дата обращения: 06.11.2019).