В статье рассматривается организация занятий по физической культуре в кадетских корпусах в соответствии с требованиями рабочей программы и Федерального государственного стандарта, и требованиями, стоящими перед кадетами во время поступления в вузы МО РФ.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, рабочая программа, физическая культура.
Введение
Модернизация российского образования предполагает значительное обновление его содержания, что относится и к физкультурному образованию учащихся кадетских корпусов. Общеобразовательные учебные заведения военного профиля в процессе организации занятий по предмету «физическая культура», как правило, руководствуются положениями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания основных образовательных программ среднего (полного) общего образования на профильном уровне. В результате изучения физической культуры на профильном уровне в старших классах ученик должен использовать приобретенные знания и умения «для подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации», что предполагает дифференциацию и отбор школьников по направлениям профильного образования.
Основные положения
В специализированных учреждениях физическая культура должна иметь также специализированный характер. Специализированное направление физической культуры используется в различных сферах, таких как трудовая, служебная, оздоровительно-реабилитационная и спортивная.
Физическая культура обучающихся осуществляется во взаимосвязи с воинским, эстетическим и нравственным воспитанием.
В концепции развития образования Российской Федерации до 2020 года и в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», определены современные требования к уровню квалификации выпускников.
В концепции развития образования Российской Федерации до 2020 года и в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», определены современные требования к уровню квалификации выпускников.
Для каждой системы образования и отдельного образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования.
Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.
Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены, но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.
Для качественного освоения предметного и метапредметного содержания программы в кадетских корпусах используется три типа уроков — с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью обеспечивают учащимся объем необходимых знаний; знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий; способствуют формированию навыков и умений по проведению таких занятий с использованием ранее накопленного опыта, а так же с использованием упражнений для развития гибкости, координации движений и формирования правильной осанки; обязательно включаются упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование воспитанниками учебников по физической культуре, различных дидактических материалов и методических разработок учителя.
Уроки с образовательно-предметной направленностью проводятся преимущественно для обучения воспитанников и практическому овладению учебным материалом по легкой атлетике, лыжным гонкам, плаванию, а также по спортивным, подвижным и народным играм, который содержится в разделе «Физическая культура». На этих уроках обучающиеся не только закрепляют ранее полученные знания, но и приобретают новые знания, такие как название упражнений, описание техники их выполнения и др.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются преимущественно для развития необходимых физических качеств обучающихся (выносливости, силы, быстроты, ловкости). Кроме того, на этих уроках воспитанники получают представление о физических нагрузках, их влиянию на функциональное состояние организма человека, способах контроля и регулирования этих нагрузок.
Все уроки носят образовательную направленность и помогают приобщить обучающихся к самостоятельному выполнению различных заданий. Таким образом, приобретенные в процессе урочной деятельности знания, умения и навыки закрепляются в системе самостоятельных занятий во время утренней зарядки, гигиенической гимнастики до уроков, физкультурных минут, подвижных игр. Развитию самостоятельности обучающихся способствуют спортивные соревнования и спортивные праздники. Они особенно полезны и эффективны, если в их содержание включены подвижные и народные игры, технические приемы и двигательные действия, освоенные воспитанниками на уроках физической культуры.
Приобретенные результаты освоения курса обеспечивают обучаемым дальнейшее профессиональное обучение, успешную профессиональную деятельность.
Выводы
Таким образом, создание кадетских корпусов позволяет готовить кадры для дальнейшего профессионального обучения в высших военно-учебных заведениях.
Требования руководящих документов федерального и ведомственного уровня к кандидатам на обучение в высших военно-учебных заведениях, к качественному решению задач физического воспитания на занятиях по физической культуре, соответствие принципам обучения и воспитания должны быть тесно увязаны с психофизиологическими особенностями юношей.
Литература:
1. Вопросы воспитания и обучения в СВУ / Под ред. генерал — лейтенанта В. И. Морозова // Военно-педагогический сборник, 1949–46 с.
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. — http://window.edy.ru.
3. Жаринов Н. М. «Формирование физической готовности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе» Санкт-Петербург: ВВУРЖ, 2007. 316 с. Вып. 4. 136 с.
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся: 1–11 классы. Под общей редакцией В. И. Ляха и А. А. Зданевича. — М.: Просвещение, 2011 г. — 128 с.
5. Концепция Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 г. № 134-р.
6. Приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
7. Приказ Министра обороны РФ от 30.10.2004 N 352 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».