Проблемы здравоохранения не только на региональном, но и уже на федеральном уровне все чаще включаются в приоритетные вопросы, нуждающиеся в немедленном решении со стороны государства. В стране происходит увеличение доли пожилых людей при неуклонном снижении доли трудоспособного населения. Если в 2009 году доля населения старше трудоспособного возраста составляла 19,5 %, а на начало 2018 года эта цифра возросла до 24 %.
На государство возложены сложные задачи повышение продолжительности жизни, при уменьшении смертности и увеличении рождаемости. Решение данных задач возможно только при улучшении качества оказания медицинских услуг и степени профессиональности врачей, повышении доступности медицинской помощи населения.
Основной проблемой, с которой сталкивается здравоохранение в целом, это недостаточная укомплектованность медицинским персоналом, его низкая квалификация и фрагментация системы здравоохранения в целом.
Государство определенно ищет пути решения накопившихся проблем путем издания соответствующих указов и создания различных национальных проектов в сфере здравоохранения. Но реализация государственной политики часто наталкивается на факторы, изначально не учтенные.
Главные положения гос. политики в области оказания медицинской помощи отражены в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в стандартах оказания медицинской помощи, а также «Стратегии-2020».
Основополагающая политика в сфере здравоохранения:
− повышение национальной безопасности в первую очередь обуславливается здоровьем населения
− финансовые затраты на здравоохранение — это приоритетное направление
− всем гражданам гарантируется предоставление бесплатной медицинской помощи, соответствующее стандартам качества оказания медицинской помощи
− интересы граждан и государства в вопросах здравоохранения полностью идентичны
− гражданам в случае утраты работоспособности гарантирована государством социальная защищенность
− приоритетным направлением в здравоохранении является профилактика заболеваний и санитарно-эпидемиологический контроль
Политика в сфере здравоохранения в России осуществляется через Президента, Правительство Российской Федерации, а также Министерство здравоохранения.
В Российской федерации существуют три уровня управления в сфере здравоохранения: федеральный, региональный и местный.
Федеральным уровнем управление здравоохранением возложено на Министерство здравоохранения. На региональном уровне управление осуществляется субъектами РФ. Субъекты реализуют осуществление государственных программ. На региональном уровне происходит управление больницами, узкоспециализированными медицинскими учреждениями. На местном уровне определяются сложности, обусловленные тем, что местные власти не несут ответ перед региональными, но должны исполнять указы Министерства здравоохранения. К местному уровню относятся лечебные и специализированные учреждения городского подчинения.
Система здравоохранения в РФ представлена 3 видами: государственной, муниципальной и частной.
На основании Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи субъекты Российской Федерации выделяют определенные параметры качества и доступности медицинских услуг, которые нужно сделать к завершению действия данной Программы. При оценке этих показателей определяется уровень эффективности реализации государственной политики. Любые мероприятия, направленные на улучшение здравоохранения требуют огромного финансирования. Отсюда вытекает еще одна проблема российского здравоохранения — его недофинансированность, как на региональном, так и на местном уровне. Поэтому часто сами учреждения здравоохранения вынуждены искать дополнительные источники финансирования.
Кроме стратегии развития, рассчитанной до 2020 года, разработана также программа мероприятий, направленных на модернизирование и оптимизацию системы здравоохранения и степени повышения ее уровня. К числу таких мер можно отнести введение целевых программ, которые будут формировать здоровый образ жизни граждан. В последние годы широкое распространение получила практика всеобщей диспансеризации населения, которая должна обеспечить раннее выявление или предупреждение заболеваний.
Территориальная программа по осуществлению бесплатной медицинской помощи в ХМАО-Югре утверждена Постановлением Правительства ХМАО-Югры «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017год, а также на плановый период 2018 и 2019 годов». Данное руководство выделяет перечень медицинских услуг, которые в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения округа предоставляются гражданам бесплатно. Кроме того, определена территориальная программа обязательного медицинского страхования ХМАО-Югры. Территориальная программа диктует объем и качество услуг, которые предоставляются населению. Кроме того, принят закон «Об охране здоровья граждан ХМАО-Югры». Данный закон содержит в себе все основные принципы охраны здоровья, которые были установлены в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законом регламентируются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области здравоохранения ХМАО-Югры. Политика в сфере охраны здоровья граждан осуществляется через губернатора, правительство и департамент здравоохранения. Органами местного самоуправления должны быть организованы условия для получения населением медицинской помощи. Кроме того, ими организуется санитарно-гигиеническое просвещение населения, пропаганду здорового образа жизни и донорства. Данным законом определены положения, которые касаются осуществления обеспечения государственных учреждений в сфере здравоохранения бесплатными лекарствами, медицинскими изделиями, донорской кровью.
Реализуется государственная политика в области оказания медицинских услуг населению ХМАО-Югры.
Все нормативно-правовые акты, которые принимаются в ХМАО-Югре для урегулирования сферы медицинских услуг, базируются на федеральное законодательство данной области. Все законы, постановления, которые издаются, направлены на достижение государственной политики в регионе.
К настоящему времени можно проанализировать изменения, которые произошли до 2019 года включительно. Проходят реализацию многие федеральные и региональные программы, которые осуществляются в рамках государственных программ в сфере здравоохранения. Реализация политики ХМАО-Югры в сфере здравоохранения считается успешной. К примеру, за период 2013–2019 года были сильно улучшены важнейшие целевые показатели. Данные показатели определялись Указом Президента Российской Федерации. Эти показатели касались уровня смертности от различных заболеваний. Целями, которые стояли перед региональными властями и органами местного самоуправления, была разработка ряда мероприятий, направленных на снижение смертности, проведение соответствующих мероприятий и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих данные вопросы, а также разработка Стратегий развития на несколько лет вперед. Перед Департаментом здравоохранения ХМАО-Югры были поставлены определенные цифры по конкретным показателям, эти данные были заложены в планы организации политики в сфере здравоохранения в округе. По ряду показателей, таких как смертность от болезней кроветворной системы, смертность от туберкулёза, были достигнуты огромные положительные результаты.
За последние шесть лет в ХМАО-Югре также были внедрены стандарты оказания медицинской помощи населению. Данные стандарты базируются на федеральных стандартах медицинской помощи, оказываемых населению. С определенной стороны, это позволило повысить качество медицинской помощи. С другой стороны, это достаточно плохо отразилось на работниках системы здравоохранения: проверки, проводимые фондом ОМС и страховыми организациями, наказывают не только за незначительное отклонение от стандарта, но и за те исследования, в которых, по мнению экспертов ОМС, при данном состоянии здоровья пациента не было необходимости. Однако, слишком сильное давление со стороны контролирующих организаций создает неблагоприятную среду для медицинских работников, так как они в случае наказания от контролирующих органов не ощущают результата своей работы и не получают достойную оплату труда. Уход работников системы здравоохранения в частный сектор усугубляет достаточно серьезную проблему нехватки кадров в государственных лечебных учреждениях.
Много проблем, существующих в здравоохранении, как всей территории России, так и конкретно в округе, решается с высокой долей успеха путем адекватного управления в данных вопросах, напрямую связанных с этими проблемами. В настоящее время много внимания уделяется повышении заработной платы медицинских работникам, приводятся усредненные зарплаты. Так как эти цифры не низкие, то может сложиться непонимание, чем же еще недовольны работники медицины. Хотя зачастую приводимые цифры средних зарплат сильно отличаются от реальных. Медицинские работники в 1,5–2 раза получают меньше, чем оглашается в официальных источниках. В ХМАО-Югре заработную плату медицинских работников можно было бы поднять, привлекая к софинансированию дополнительные ресурсы территориального фонда обязательного медицинского страхования, отчисления крупных промышленных, в частности, нефтегазовых предприятий.
Еще одной проблемой в системе здравоохранения является неиспользование уже установленного высокотехнологичного оборудования. Часто оборудование, полностью готовое к эксплуатации, простаивает, так как к нему недополучили комплектующие, расходные средства.
Заключение
В настоящее время очень много внимания уделяется вопросам системы здравоохранения в России. Без сильной, грамотно организованной и четко функционирующей системы медицинской помощи населению развитие всей страны невозможно. Отсталая сфера здравоохранения влечет как демографические, так и социальные проблемы. Исходя из этого, государство предпринимает различные шаги для улучшения здравоохранения.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. М: Юрид. Лит.- 1993. — 64 с.
- Российская Федерация. Правительство. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487–1 от 22.07.1993г (в редакции от 07.03.2005) // Российская газета. — 1993. — 29 июля.- С. 9. — Прил.:
- Российская Федерация. М-во здравоохранения. Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации: Приказ М-ва Рос. Федерации по здравоохранению от 21.03.2003г № 113 // Российская газета.- 2003г. — 3 апр. — С. 12. — Прил.:
- Приказ Департамента здравоохранения № 625 от 23.07.2014 «Об оценке эффективности деятельности медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и их руководителей».
- Предварительные итоги деятельности системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2019 год и меры по дальнейшему развитию.
- Реализация региональной составляющей национального проекта «Здравоохранение» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.