О проблемах мотивации детей в секции робототехники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, Е. А. О проблемах мотивации детей в секции робототехники / Е. А. Степанова, И. Ю. Костикова, А. А. Аракчеева, Н. А. Личак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64301/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассмотрены проблемы мотивации при выборе кружка робототехники в детском оздоровительном лагере им. Горького, проанализированы результаты возрастной характеристики участников кружка, даны рекомендации по совершенствованию программы обучения.

Ключевые слова:мотивации детей; кружковое движение.

В современном обществе формируется потребность в подготовке новых инженерных кадров, деятельность которых будет связана с техникой, программированием. Вырастить серьезного мотивированного специалиста — непростая и длительная задача, поэтому начинать необходимо с детства. В связи с этим возникает необходимость активизации кружковой деятельности, в частности, связанной с развитием робототехнического мышления.

У каждого ребенка есть свои интересы и определенный уровень знаний, соответствующий возрасту [1: с. 72]. Однако при проведении кружковой работы необходимо уделять большое отбору детей и их мотивации для того, чтобы в студию попадали заинтересованные, обладающие необходимым минимальным уровнем знаний дети.

Проблемы мотивации и интереса в обучении детей отображены в исследовательских работах многих ученых. Как отмечал немецкий педагог

А. Дистервег «…ум ребенка невозможно наполнить знаниями, он сам должен схватывать и усваивать их; человеку невозможно сообщить знания, возможно только их предложить, но овладеть ими он может только в результате собственной деятельности (самодеятельности)» [2]. Мотивация — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что «означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника», — отмечает А. К. Маркова [3]. Автор считает, что мотивация обучения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом аспектов. Г. И. Щукина отмечает, что без интереса никакие знания не будут прочными, поэтому задача учителя заключается в стимулировании интереса ребенка к предмету [4].

Эмпирической базой для исследования явилась кружковая работа в детском оздоровительном лагере им. Горького, расположенном на территории Ярославской области. В ходе практики за все четыре летние смены 2019 г. курс «Мир современной инженерии» прослушал 81 ребенок, 51 из которых закончил обучение успешно, получив сертификат от одной из ведущих российских фирм — Компании «1С» [6]. Более 60 % слушателей в качестве поощрения были вручены методические пособия и сертификаты об успешном окончании курса по 1С-программированию. Остальные дети были награждены сертификатами ведущего технического вуза региона ФГБОУ ВО «Ярославского государственного технического университета» [5]. Данные сертификаты были выданы детям, которые в дальнейшем хотели бы продолжить свое обучение в вузе как учащиеся дополнительных курсов и абитуриенты (см. рис. 1).

Рис. 1. Результаты прохождения курса школьниками «Мир современной инженерии» в «Артеке Ярославии»

Курсы посетили дети от 8 до 17 лет. Основной аудиторией, на которую был рассчитан курс, являлись дети в возрасте 14 лет (29 %), 12 лет (22 %) и 13 лет (20 %) (см. рис. 2). Как показала практика проводимых занятий, дети младше 12 лет усваивали материал хуже.

Рис. 2. Возрастная характеристика участников 1–4 смен

Разбирая особенности недостаточно успешного усвоения материала и мотивации в ходе работы, нами были выделены следующие проблемы:

– попадание в кружок по программированию по остаточному принципу;

– отсутствие первоначального отбора, оценки уровня подготовленности детей;

– отсутствие полной информации о предоставляемых образовательных услугах и осознанного выбора секции;

– отсутствие желания у ребенка в принципе заниматься дополнительной кружковой деятельностью в свободное время.

Таким образом, при создании секций дополнительного образования следует учитывать возрастные категории детей и особенности подачи в них интересующей информации. Кроме того, необходимо составлять учебную программу с расчетом на тот или иной возраст, стимулируя и активизируя информационное пространство вокруг ребенка. Обучение должно быть интерактивным, повышая уровень заинтересованности детей. Например, в виде игр, соревнований, где каждый ребенок может показать свои сильные стороны, а педагог посмотрел бы со стороны на юного потенциального программиста. И если все вышеперечисленные механизмы будут работать, то учащийся сможет показать себя при любом уровне знаний и успешно применить полученные навыки в будущем.

Литература:

  1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей// Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.
  2. Беганцова И. С., Карюхина А. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Журнал «Молодой учёный № 21 (80)». 2014. С. 72–76. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/13784/ (05.11.2019).
  3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. 1983. 96 с.
  4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971. С. 22–33.
  5. Официальный сайт ФГБОУ ВО «Ярославского государственного технического университета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ystu.ru/ (05.11.2019).
  6. Официальный сайт компании «1С» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://1c.ru/ (05.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский оздоровительный лагерь, кружковая работа, проблема мотивации, современная инженерия, уровень знаний.


Ключевые слова

мотивации детей, кружковое движение

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников

В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Похожие статьи

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Игра как форма досуга младших школьников

В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших школьников

В статье представлена проблема диагностики сформированности социальной компетентности у младших школьников. Предложены формы работы по ее формированию.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Задать вопрос