В данной статье приведено понятие коммерческой тайны организации и ее составляющих, описаны меры, обязательные для применения организации в целях установления и поддержания режима коммерческой тайны, а также рассмотрена ответственность за разглашение сведений в соответствии с законодательными нормами Российской Федерации.
Ключевые слова: коммерческая тайна, федеральный закон, защита, конфиденциальность, информация.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности регулярно происходит обмен документами между ее участниками: во исполнение требований законодательных норм, в силу обычая делового оборота или же в ходе трудовой деятельности. Однако некоторые сведения, являясь частью коммерческой деятельности, в то же время обладают особой ценностью для их владельца, в связи с чем требуют соблюдения особого порядка работы с ними.
На законодательном уровне коммерческая тайна определена как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1].
К информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [2].
В Российской Федерации положения о коммерческой тайне регламентируются одноименным Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
В условиях интенсивного технического прогресса, развития IT-технологий, продвинутости гаджетов, с помощью которых любой сотрудник компании может осуществлять свои трудовые функции удаленно, зайти в рабочую электронную почту с собственного персонального компьютера или мобильного телефона, скопировать информацию на накопитель и так далее, руководителям компаний невозможно оставаться на месте в вопросах защиты коммерческих интересов компании, они также должны развивать корпоративную культуру в области защиты персональных данных, коммерческой и иной охраняемой законом тайны [3].
Компании стоят в весьма оборонительном положении, поскольку они вынуждены защищаться не только с позиции утечки информации усилиями внешних агрессоров (иных компаний-конкурентов), но и с позиции собственной безопасности.
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, входящей в ее состав, следующих мер [1]:
– определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
– ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
– учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
– регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
– нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Подтверждением установления режима коммерческой тайны могут служить локальные нормативные акты, изданные владельцем информации (приказы, распоряжения, положения и т. д.), а также документы, регулирующие правоотношения владельца информации с третьими лицами, а также иные документы, содержащие требования к охране коммерческой тайны [4].
В случае отсутствия установленного режима коммерческой тайны правила о ее защите не подлежат применению [5].
Необходимо понимать, что меры по защите интересов компании как в рассматриваемой, так и в любой другой сфере подразделяются на две составляющие [3]:
– разработка и утверждение пакета локальных актов компании, регламентирующих режим коммерческой тайны;
– дополнительные меры, направленные на контроль за соблюдением режима коммерческой тайны, выявление нарушений установленного режима коммерческой тайны, принятие мер по пресечению первичных или повторных нарушений, привлечение к ответственности виновных лиц.
При этом первый пункт является минимальным набором средств защиты компании и сам по себе не представляется рабочим. Впрочем, такой механизм применяется в любой сфере деятельности и отвечает разумному подходу к ведению бизнеса.
Согласно п. 5 ст. 10Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если [1]:
– исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
– обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Компании необходимо утвердить положение о коммерческой тайне, содержащее прямой запрет на разглашение коммерческой тайны сотрудниками третьим лицам; перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну; внести соответствующие поправки в трудовые или гражданско-правовые договоры (в форме утверждения актуальных типовых форм или подписания с сотрудниками дополнительных соглашений), должностные инструкции.
Для защиты интересов компании при взаимодействии с контрагентами рекомендуется включать соответствующие положения в договоры, разработать и утвердить специальные правила для контрагентов в области охраны коммерческой тайны и включить их в договор в качестве приложения. Для обеспечения работоспособности данных условий договора необходимо включить условия об ответственности за их нарушение.
С целью избежать спорных ситуаций в положение о коммерческой тайне/специальные правила в области охраны коммерческой тайны следует включить подробные перечни действий и подтверждений соблюдения/нарушения режима коммерческой тайны, а также способы фиксации нарушений. При этом указать, что данные перечни не являются исчерпывающими, что позволит избежать ограниченности в доказывании наличия нарушений, но при этом оформление каких-либо конкретных документов, указанных в таких перечнях, будет являться достаточным подтверждением факта нарушения.
Подразумевается, что со всеми локальными актами сотрудники должны быть ознакомлены под подпись.
Вторую же составляющую защиты коммерческой тайны немыслимо представить без хорошего специалиста в сфере IT и службы собственной безопасности, в чьи должностные обязанности логично внести осуществление перечня конкретных правомерных действий в области контроля за отсутствием утечки информации [3].
Ни одно правило и ни одна норма не будут действенны без возможности наступления негативных последствий для лица, распространившего сведения, составляющие коммерческую тайну или установления ответственности за нарушение режима коммерческой тайны:
– по инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут, если сотрудник разгласит коммерческую тайну, ставшую ему известной в связи с исполнением трудовых обязанностей (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового Российской Федерации (далее — ТК РФ) [6]);
– на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора (ст. 192 ТК РФ [6]);
– сотрудник, распространивший сведения, составляющие коммерческую тайну, несет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба (п. 7 ч. 1 ст. 243 ТК РФ [6]) (при этом законом не запрещено применять одновременно меры дисциплинарной и материальной ответственности);
– административная ответственность установлена для должностных лиц за распространение информации, ставшей им известной в связи с исполнением служебных/профессиональных обязанностей (ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности [7]);
– в определенных случаях предусмотрена ответственность вплоть до уголовной (ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации [6]).
Таким образом, коммерческая тайна по сути представляет собой секретные данные организации, способствующие достижению ее экономических целей. Соблюдение мер, рассмотренных в статье, позволит обеспечить безопасность для сведений организации, относящихся к коммерческой информации, чтобы они не попали к конкурентам и не причинили ущерб организации-владельцу.
Литература:
- Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
- Иванова С. В. Коммерческая тайна как объект защиты // СПС КонсультантПлюс. 2017.
- Кужилина Е. Tesla Motors против Apple и как в России коммерческую тайну сохранить // Трудовое право. — 2019. –№ 8. — С. 95–102.
- Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2016 по делу № А68–2206/2016.
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.09.2016 № 33–17808/2016.
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Кодекс Российской Федерации об административной ответственности
- Уголовный кодекс Российской Федерации