Управление созданием благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе в обеспечении мотивации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.11.2019

Статья просмотрена: 836 раз

Библиографическое описание:

Сбитнева, Е. С. Управление созданием благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе в обеспечении мотивации / Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64309/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются факторы, влияющие на социально-психологическую обстановку в коллективе. Проводится последовательная характеристика этапов управления социально-психологическим климатом коллектива. Предлагаются методы формирования благоприятного климата в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: управление социально-психологическим климатом, благоприятный психологический климат, педагогический коллектив, мотивация.

Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе в большинстве своем зависит от управления им, с целью оптимизации профессиональной деятельности каждого члена коллектива образовательной организации. Между коллегами отношения обусловливаются двумя факторами, такими как: трудовая деятельность (формальные отношения) и межличностные отношения (неформальные отношения) [1].

Благоприятный социально-психологический климат характеризуется чувством доверия и защищенности, безопасности и комфорта, взаимной поддержкой, возможностью свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти.

Создание благоприятного климата требует от руководителя творческого подхода, а также знаний его теории, а именно регулирование и умение предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях педагогических работников. Формирование хорошего социально-психологического климата предполагает осознанного понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, отношений в группе.

На социально-психологическую обстановку в коллективе влияет огромное количество факторов. К данным факторам можно отнести: стиль руководства в коллективе, мотивы трудовой деятельности сотрудников, характер взаимоотношений персонала, сплоченность, организованность, удовлетворенность работой и др.

Формирование благоприятного социально-психологического климата в сфере педагогики — сложный и длительный процесс. Достижение состояния, когда работа приносит специалистам удовольствие, и они выполняют общую работу с радостью — главная цель формирования благоприятного социально-психологического климата, которую должен ставь перед собой любой руководитель. Достичь этого можно только через умелую организацию труда, справедливую оценку и вознаграждение работников, содействуя их профессиональному росту, вникание в их проблемы, профилактику конфликтных ситуаций.

Управление социально-психологическим климатом в трудовой группе состоит из нескольких этапов. На первом этапе руководитель образовательной организации собирает информацию о степени развития коллектива, о структуре взаимоотношений, которая сложилась в данном коллективе, о ценностно-ориентационном единстве его членов и других параметрах его жизнедеятельностим [2].

На данном этапе проводится диагностика (оценка, измерение) социально-психологического климата. На практике диагностика осуществляется с помощью методов наблюдения, беседы, анализа производственной и иной документации, а так же с помощью применения анкетных и экспертных методик.

На следующем этапе руководство образовательной организации ставит перед собой цели и задачи, а так же составляет план работы по оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Далее происходит организация работы по созданию условий, благоприятствующих эффективному исполнению работниками возложенных на них функций.

Руководитель будет способствовать сплоченности коллектива, если в его работе будет преобладать демократический стиль управления, и он будет обладать такими личностными качествами, как справедливость, определенность, осознанность, целенаправленность, тактичность, требовательность, ответственность и др.

Комфортными, доброжелательными и свободными будут отношения людей в коллективе школы при условии, что педагогические работники будут относиться с уважением ко всем участникам трудовой группы, проявлять интерес, выслушивать и принимать их мнения.

В свою очередь, напряженная обстановка в трудовом коллективе, возникающие конфликтные ситуации и межличностная враждебность отрицательно влияют на психологическое самочувствие людей, их качество работы и мотивацию.

Руководство образовательной организации обязано исполнять очень важную роль — создавать условия для мотивации работников и осуществлять ее на практике. Выявляя такой сложившийся психологический климат, в котором организация будет функционировать наиболее эффективно, можно тем самым качественно и целенаправленно оказывать воздействие на профессиональную мотивацию работников.

Преследуя цель сближения коллектива, руководителю образовательной организации необходимо проводить корпоративные мероприятия, которые помогают в неформальной обстановке пообщаться с коллегами, узнать об их интересах. Также следует проводить специальные психологические семинары, курсы с использованием различных активных форм обучения (деловых игр, психологических тренингов и т. д.), с помощью которых можно обучать специалистов и руководство высокой культуре взаимодействия и общения.

Наиболее распространенными социально-психологическими методами формирования благоприятного климата в коллективе являются тренинги, арт-терапия и методы телесной психотерапии.

Таким образом, управление созданием благоприятного социально-психологического климата в общеобразовательной школе положительно влияет мотивацию сотрудников. Достигнуть состояния, когда работа приносит специалистам удовольствие, можно только через умелую организацию труда, справедливую оценку и вознаграждение работников, содействуя их профессиональному росту, пониманию их проблем.

Литература:

  1. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. — М.: МГУ, 2001. 414 с.
  2. Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие/ П.В Шеметов, Л.Е Чередникова, С. В. Петухова.- 2-е изд.стер.- М.: Изд-во Омега-Л, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, социально-психологический климат, благоприятный социально-психологический климат, благоприятный климат, педагогический коллектив, профессиональный рост, социально-психологическая обстановка, справедливая оценка, трудовая группа, умелая организация труда.


Ключевые слова

мотивация, педагогический коллектив, благоприятный психологический климат, управление социально-психологическим климатом

Похожие статьи

Стиль управления руководителя дошкольной образовательной организации как условие создания благоприятного психологического климата в коллективе

В статье рассматриваются понятия стиля управления руководителя дошкольной образовательной организации, социально-педагогический климат. Описано влияние стилей управления руководителя на формирование благоприятного социально-психологического климата.

К вопросу о благоприятном социально-психологическом климате коллектива в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются теоритические основы понятия социально-психологический климат, дается характеристика благоприятного психологического климата, а так же указываются факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Факторы формирования психологического климата в коллективе

В статье затрагивается проблема психологического климата трудового коллектива как фактора эффективности его труда. Актуализируется проблема определения факторов формирования психологического климата в трудовом коллективе, систематизируются представле...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Рентные особенности формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе

В статье автор исследует особенности формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе на примере реальных компаний.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Похожие статьи

Стиль управления руководителя дошкольной образовательной организации как условие создания благоприятного психологического климата в коллективе

В статье рассматриваются понятия стиля управления руководителя дошкольной образовательной организации, социально-педагогический климат. Описано влияние стилей управления руководителя на формирование благоприятного социально-психологического климата.

К вопросу о благоприятном социально-психологическом климате коллектива в общеобразовательной школе

В статье рассматриваются теоритические основы понятия социально-психологический климат, дается характеристика благоприятного психологического климата, а так же указываются факторы, влияющие на психологический климат в коллективе.

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

В статье раскрыты негативные факторы, влияющие на процесс формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся, проанализированы основные задачи здоровьесберегающей деятельности школы, определены некоторые направления в улучшении здоровьесберегаю...

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Факторы формирования психологического климата в коллективе

В статье затрагивается проблема психологического климата трудового коллектива как фактора эффективности его труда. Актуализируется проблема определения факторов формирования психологического климата в трудовом коллективе, систематизируются представле...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Рентные особенности формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе

В статье автор исследует особенности формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе на примере реальных компаний.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Задать вопрос