В статье рассматриваются факторы, влияющие на социально-психологическую обстановку в коллективе. Проводится последовательная характеристика этапов управления социально-психологическим климатом коллектива. Предлагаются методы формирования благоприятного климата в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: управление социально-психологическим климатом, благоприятный психологический климат, педагогический коллектив, мотивация.
Формирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе в большинстве своем зависит от управления им, с целью оптимизации профессиональной деятельности каждого члена коллектива образовательной организации. Между коллегами отношения обусловливаются двумя факторами, такими как: трудовая деятельность (формальные отношения) и межличностные отношения (неформальные отношения) [1].
Благоприятный социально-психологический климат характеризуется чувством доверия и защищенности, безопасности и комфорта, взаимной поддержкой, возможностью свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти.
Создание благоприятного климата требует от руководителя творческого подхода, а также знаний его теории, а именно регулирование и умение предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях педагогических работников. Формирование хорошего социально-психологического климата предполагает осознанного понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, отношений в группе.
На социально-психологическую обстановку в коллективе влияет огромное количество факторов. К данным факторам можно отнести: стиль руководства в коллективе, мотивы трудовой деятельности сотрудников, характер взаимоотношений персонала, сплоченность, организованность, удовлетворенность работой и др.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в сфере педагогики — сложный и длительный процесс. Достижение состояния, когда работа приносит специалистам удовольствие, и они выполняют общую работу с радостью — главная цель формирования благоприятного социально-психологического климата, которую должен ставь перед собой любой руководитель. Достичь этого можно только через умелую организацию труда, справедливую оценку и вознаграждение работников, содействуя их профессиональному росту, вникание в их проблемы, профилактику конфликтных ситуаций.
Управление социально-психологическим климатом в трудовой группе состоит из нескольких этапов. На первом этапе руководитель образовательной организации собирает информацию о степени развития коллектива, о структуре взаимоотношений, которая сложилась в данном коллективе, о ценностно-ориентационном единстве его членов и других параметрах его жизнедеятельностим [2].
На данном этапе проводится диагностика (оценка, измерение) социально-психологического климата. На практике диагностика осуществляется с помощью методов наблюдения, беседы, анализа производственной и иной документации, а так же с помощью применения анкетных и экспертных методик.
На следующем этапе руководство образовательной организации ставит перед собой цели и задачи, а так же составляет план работы по оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Далее происходит организация работы по созданию условий, благоприятствующих эффективному исполнению работниками возложенных на них функций.
Руководитель будет способствовать сплоченности коллектива, если в его работе будет преобладать демократический стиль управления, и он будет обладать такими личностными качествами, как справедливость, определенность, осознанность, целенаправленность, тактичность, требовательность, ответственность и др.
Комфортными, доброжелательными и свободными будут отношения людей в коллективе школы при условии, что педагогические работники будут относиться с уважением ко всем участникам трудовой группы, проявлять интерес, выслушивать и принимать их мнения.
В свою очередь, напряженная обстановка в трудовом коллективе, возникающие конфликтные ситуации и межличностная враждебность отрицательно влияют на психологическое самочувствие людей, их качество работы и мотивацию.
Руководство образовательной организации обязано исполнять очень важную роль — создавать условия для мотивации работников и осуществлять ее на практике. Выявляя такой сложившийся психологический климат, в котором организация будет функционировать наиболее эффективно, можно тем самым качественно и целенаправленно оказывать воздействие на профессиональную мотивацию работников.
Преследуя цель сближения коллектива, руководителю образовательной организации необходимо проводить корпоративные мероприятия, которые помогают в неформальной обстановке пообщаться с коллегами, узнать об их интересах. Также следует проводить специальные психологические семинары, курсы с использованием различных активных форм обучения (деловых игр, психологических тренингов и т. д.), с помощью которых можно обучать специалистов и руководство высокой культуре взаимодействия и общения.
Наиболее распространенными социально-психологическими методами формирования благоприятного климата в коллективе являются тренинги, арт-терапия и методы телесной психотерапии.
Таким образом, управление созданием благоприятного социально-психологического климата в общеобразовательной школе положительно влияет мотивацию сотрудников. Достигнуть состояния, когда работа приносит специалистам удовольствие, можно только через умелую организацию труда, справедливую оценку и вознаграждение работников, содействуя их профессиональному росту, пониманию их проблем.
Литература:
- Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. — М.: МГУ, 2001. 414 с.
- Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие/ П.В Шеметов, Л.Е Чередникова, С. В. Петухова.- 2-е изд.стер.- М.: Изд-во Омега-Л, 2008