В настоящей статье в общем порядке затронуты вопросы об особенностях «мусульманского уголовного судопроизводства». Информация, представленная в данной статье, будет полезна не только специалистам-правоведам, но и достаточно широкому кругу читателей, интересующихся этим вопросом.
Ключевые слова: мусульманское уголовное судопроизводство, чиновник — кади, «шурта», «мухтасиб».
Приступая к непосредственному рассмотрению тематики настоящей статьи под названием — «особенности мусульманского уголовного судопроизводства», необходимо отметить следующее.
Мусульманское уголовное судопроизводство по факту возникло в двух сферах общественных отношений, где с одной стороны выступают отношения верующих с Аллахом, а с другой стороны, выступают отношения между людьми соответствующего сообщества [1.с.3].
Как это и следует из фактического существа настоящего вопроса — «мусульманское уголовное судопроизводство» возникло в процессе последовательного становления древнего мусульманского государства, которое получило свое название в виде — «Арабского Халифата».
Тем не менее, в период своего начального становления «мусульманское уголовное судопроизводство» по сути не существовало и вовсе, поскольку сам пророк Мухаммад и осуществлял суд.
Ввиду особой важности данного вопроса, пророк Мухаммад, постепенно делегировал полномочие осуществлять рассмотрение судебных дел своим халифам.
Которые уже в свою очередь «передоверяли» право осуществлять суд — профессиональным знатокам мусульманского права, которые со временем становились профессиональными судьями.
Уже в последующем, при правлении династии Аббасидов — «мусульманского Халифата», судьи выступали от имени халифа, который таким образом делегировал им часть своих полномочий, в данном случае — право отправлять правосудие.
В последующем непосредственное отправление правосудия в «мусульманском Халифате» было полностью возложено на назначаемых Великим Халифом, чиновникам — кади.
Как следует из фактического существа настоящего вопроса, кандидат в судьи (на должность «чиновника — кади») в обязательном порядке должен быть мусульманином, иметь безупречный образ жизни, а также иметь богословское образование и знать все основные предписания мусульманского права.
В качестве интересного дополнения рассматриваемого вопроса является тот факт, что назначение на должность «чиновника — кади» не предоставлялось мусульманскому обществу, а по факту перепоручалось — главе местной власти, соответственно [2.с.210].
И дополнительно ко всему, еще одной характерной чертой данного вопроса, являлся тот факт, что — то или иное лицо, обладающее всеми указанными выше качествами для непосредственного исполнения должности «чиновника — кади» или по иному «судьи — кади» ни при каких обстоятельствах не мог отказаться от назначения на эту должность.
Еще одной интересной особенностью «мусульманского уголовного судопроизводства», являлся тот факт, что — по отношению к «судье — кади», верховный правитель «мусульманского Халифата», выступал высшей судебной инстанцией.
Продолжая дальнейшее рассмотрение настоящего вопроса, также необходимо отметить следующее, а именно — в соответствии с исламом, «судья — кади» являлся не просто лицом, назначенным на отправление правосудия, но и является доверенным лицом Бога.
Именно поэтому, все итоговые решения «судьи — кади» имеют под собой не только силу авторитета, но и самым прямым образом воплощают в себе — «принцип авторитета мусульманского права».
Сказанное выше утверждение, позволяет сделать вывод о том, что одним из основополагающих мусульманских правовых принципов является коранический по своему происхождению и выражению принцип кади, с чем в данном случае нельзя не согласиться, в силу причин объективного характера и содержания [3.с.619].
На основании всего вышесказанного, необходимо отметить следующее, а именно — «мусульманское уголовное судопроизводство» обладает следующими «характерными особенностями», а именно:
1) Согласно и в соответствии с нормами исламского шариата, «судья — кади» самостоятельно проводит всю досудебную подготовку в виде — «предварительного расследования».
Таким образом, для «мусульманского уголовного судопроизводства» предварительное расследование, является «исключительной обязанностью» «судьи — кади».
И при этом, такого понятия как «Прокуратура» для «мусульманского уголовного судопроизводства» не существует вообще, причем ни в российском, ни в западном понимании этого слова.
Тем не менее, справедливости ради необходимо отметить и то, что вопросами «досудебного производства» мог заниматься не только «судья — кади», но и «шурта» — полиция общественной безопасности и соответственно «мухтасиб» — религиозная полиция.
2) Согласно мусульманской доктрине — «мусульманский уголовный процесс», должен быть скорым и справедливым, без лишних проволочек и иного рода «искусственных задержек».
Естественно, при обязательном соблюдении условия о том, что — это не будет сказываться на справедливости правосудия и подрывать доверие к «судье — кади» [4.с.26].
3) Фактическое признание подсудимым своей вины, в «мусульманском уголовном судопроизводстве» по факту означает следующее, а именно — перед таким лицом, открывается доступ к правосудию или по иному — «формальный допуск к судье».
4) «Мусульманский уголовный процесс» в принципе не приемлет такого механизма как — «уголовно — правовой компромисс».
Поскольку, те или иные наказания, установленные в Коране и Сунне, представляют собой жестко определенные санкции и, следовательно, не могут быть изменены, даже «судьей — кади».
5) Для исламского права характерна зависимость роли в инициировании и прекращении уголовного дела потерпевших, обвиняемых и правительства от характера нарушенных прав и производного от них характера преступления и уголовного преследования, в безусловном порядке настоящего вопроса.
6) Исламский уголовный процесс предполагает защиту прав обвиняемых в совершении преступлений.
Действительно, шариат не только провозглашает такую защиту, но и гарантирует соблюдение достаточно многочисленных основных прав обвиняемых в «мусульманском уголовном процессе».
7) Потерпевший в исламском уголовном процессе играет важную и активную роль.
В особенности процессуальная активность потерпевшего заметна в производстве по делам о преступлениях, посягающих на права верующих.
8) Одним из основных способов доказывания судом виновности обвиняемого является состязательный допрос свидетелей.
9) Судебное разбирательство в отсутствие обвиняемого, как правило, не допускается.
10) Как только постановление суда вынесено, оно становится окончательным и не может быть обжаловано или пересмотрено.
Иначе говоря, согласно мусульманскому праву нет необходимости в апелляционных судах.
На основании всего вышесказанного необходимо резюмировать следующее, а именно — особенности «мусульманского уголовного судопроизводства», представляют собой достаточно понятное и разумное содержание.
Литература:
- Н. Г. Стойко, П. А. Гусенова. «Особенности исламского порядка уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
- Хрестоматия по истории государства и права: История государства и права зарубежных стран. Т.1: Древний Восток. Античный мир. Средние века / сост.Ю. А. Иванов [и др.]. Воронеж, 2014. С.210.
- Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв.ред.А. Я. Сухарев М., 2015. С.619.
- Кибальник А. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права // Уголовное право. 2017. № 1 С.26.