В ходе работы рассмотрены проблемы, возникающие при регулировании общественных отношений, возникающих в сети Интернет. Сделан вывод о юридической квалификации данных правоотношений, урегулирования данной деятельности нормами действующего законодательства, требующих изменений, дальнейшего усовершенствования и развития.
Ключевые слова: Гражданский кодекс, отношения, возникающие в сети Интернет, право, акцепт-оферта.
Двадцать первый век справедливо называют веком цифровых технологий. Мы являемся свидетелями процессов виртуализации многих сфер жизни современного общества, имеющих глобальный характер. Люди все чаще «живому» общению предпочитают виртуальное (посредством, прежде всего, социальных сетей и различных мессенджеров), почтовой переписке — электронную, личному походу в банк — интернет-банкинг, происходит активнейшее развитие предпринимательской деятельности в сети Интернет (далее — Интернет, Глобальная сеть).
Такое стремительное развитие цифровых технологий и виртуализация важнейших сфер общественной жизни попросту не могут находиться вне правового поля. Как справедливо отмечает М. И. Рассолов, в последние годы во всем мире значительно увеличилось количество законодательных коллизий, связанных с электронной экономикой. Человечество впервые столкнулось с ситуацией, когда циркуляция информации приобрела масштабный характер и осуществляется в электронно-цифровой форме, а существующие законы, регулирующие вещные отношения, не всегда подходят для разрешения коллизий, связанных с этим новым видом регулирования отношений [3, с. 102].
В Российской Федерации на сегодняшний день отсутствуют специальные законы, посвященные непосредственному регулированию Интернета и отношений, возникающих в Глобальной сети. Нормы, касающиеся регулирования отношений в сфере Интернета, рассредоточены по нормативным правовым актам различных отраслей. Основное звено в регулировании электронной коммерции составляют нормы гражданского, предпринимательского, потребительского права. То же самое, например, в сфере авторского, информационного, административного, уголовного и прочих отраслей права, где Интернет представляет собой лишь средство, с помощью которого участники правоотношений, являющихся предметом той или иной отрасли права, реализуют свои права и исполняют обязанности.
В то же время есть перечень вопросов (предметных областей), в которых именно Интернет является основным объектом регулирования. Такие отношения не регулируются полноценно никакой другой традиционной отраслью права и в этом смысле могут составлять самостоятельный предмет интернет-права. Например, правовой режим доменных имен, хостинговые правоотношения, отношения между провайдерами и потребителями услуг и др. [4, с. 56.].
На сегодняшний день указанные вопросы отчасти урегулированы Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Кроме того, в настоящее время широко распространена практика заключения договоров через Интернет, преимущественно — это договоры розничной купли-продажи.
Порядок заключения договора в Интернете не имеет принципиальных отличий от обычного порядка, предусмотренного главой 28 ГК РФ. Если размещенное в сети Интернет предложение о заключении договора содержит все существенные условия договора, из него усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, то такое предложение признается публичной офертой (ч. 2 ст. 437 ГК РФ). Как правило, в этом случае предлагается также заполнить электронный стандартный формуляр, т. е. бланк заказа, который затем отсылается путем щелчка мышью по определенному значку на экране. Действия по заполнению и отправке данного формуляра оференту представляют собой акцепт, а заключаемый договор, следовательно, является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).
Если такое предложение не содержит всех существенных условий договора, оно должно рассматриваться как приглашение делать оферты (ч. 1 ст. 437 ГК РФ), а направление электронного сообщения в ответ на него — офертой. Акцепт ее может быть совершен ответным электронным сообщением или путем совершения указанных в предложении определенных действий.
К договорам розничной купли-продажи в интернете применяются правила о дистанционном способе продажи товаров (п. 2 ст. 497 ГК РФ), так как объективно исключается возможность непосредственного (личного) ознакомления покупателя с товаром. Подробнее особенности регламентации заключения, содержания таких договоров отражены в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». В пункте 20 данного Постановления указаны, по сути, два разных момента заключения договора:
а) выдача чека;
б) получение продавцом сообщения покупателя.
При этом не конкретизируется, когда применимо одно и другое, что не отвечает критерию определенности правового регулирования.
Таким образом, исходя из отсутствия ясности в нормативных правовых актах, проблема определения правильного момента заключения договора нуждается в теоретической разработке.
Заслуживает отдельного упоминания практика заключения договоров в информационно-электронной среде с использованием электронных агентов, или программ-роботов, которые могут заключать договоры без участия человека. Эти программные роботы функционируют таким образом, что способны «самостоятельно» принимать решения на основе заложенных в программу данных и фактических данных, существующих на момент принятия решения.
При использовании таких программ для заключения договора этап согласования воль подвергается существенной модификации и порождает сомнения в том, насколько действия таких электронных программ соответствуют реальному волеизъявлению участников сделки. С юридической точки зрения применение указанных программ вызывает сомнения: порождает ли заключенный с их помощью договор правовые последствия для его участников и каковы правовые последствия ошибок, допущенных такой программой?
Программы-роботы не могут быть приравнены к традиционным автоматам, поскольку функционируют значительной вариативностью в процессе выполнения своих функций. Традиционные автоматы же не могут «согласовывать» условия договора и рассматриваются исключительно как форма публичной оферты, когда договор может быть заключен совершением конклюдентных действий со стороны покупателя.
Нормы ГК РФ о продаже товаров с использованием автоматов (ст. 498) в данном случае не могут быть применимы, поскольку особым признаком такого договора является способ вручения товара — посредством автомата. Исключение составляют случаи, когда товар существует в электронной форме и его передача осуществляется в режиме реального времени, например в случае приобретения прав на произведения (например, на музыкальные файлы в цифровом формате).
Кроме заключения договора, в электронной форме происходит также и оплата товара посредством «электронных денег», предоставляемых электронными платежными системами (например, WebMoney, Яндекс; Деньги, MoneyMail). Доставка купленного товара осуществляется курьером или почтой [4, c.180].
В данном случае следует учитывать, что деятельность по организации и осуществлению электронных расчетов через электронные платежные системы в настоящее время законом не урегулирована. Все платежные системы в той или иной форме используют механизм расчетов, представляющий собой учет денежных средств в электронной форме в виде записи на счетах с целью осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами.
Ввиду этих обстоятельств подлежат подробному рассмотрению вопросы юридической квалификации данных правоотношений, регулирования данной деятельности нормами действующего законодательства, а также возможные риски использования такой формы оплаты.
В электронной форме происходит и заключение договора, и оплата товара, и передача товара покупателю — то есть в случаях, когда товар обладает потребительскими свойствами исключительно в электронном виде. Как правило, это относится к случаям приобретения компьютерных программ, аудио- или визуальной информации, размещенной в Сети, случаям платного использования информационных баз. В данной ситуации, учитывая электронную форму такого товара и свойства Интернета, особое значение приобретают проблемы соблюдения авторских прав, а также вопросы, связанные с защитой прав потребителя в отношении качества приобретенного товара.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правоотношения розничной купли-продажи, возникающие в сети Интернет имеют свои особенности. В настоящее время законодателю необходимо принять блок новых правовых актов, чтобы правильно и эффективно регулировать информационные отношения, которые составляют киберпространство. Специфика возникающих общественных отношений обязывает нас выходить за рамки изменений и модификаций действующего законодательства в рамках традиционного права.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 5. — 410 с.
- Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам».
- Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2009 // СПС «КонсультантПлюс».
- Михайленко Е. В. Проблемы информационно-правового регулирования отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2004. — С. 170.
- Мозолин В. П.. Система российского права. / Труды МГЮА. — 2002. -. № 9. — С.250.
- https://base.garant.ru/5190056/