В статье рассматриваются особенности института административной ответственности родителей и иных законных представителей, раскрыты причины обеспокоенности общества проблемами воспитания детей со стороны родителей, определены права детей, взаимообусловленные с обязанностями родителей, обозначены основные административные правонарушения, совершение которых влечёт ответственность для родителей и иных законных представителей, раскрыты некоторые возможные направления дальнейшей модернизации законодательства, а также особенности регламентации ответственности родителей на уровне субъекта федерации.
Ключевые слова: административная ответственность, административнаяответственностьродителейииныхзаконныхпредставителей, права несовершеннолетних, обязанности родителей и иных законных представителей, семья, воспитание.
Проблема ответственного воспитания детей со стороны родителей приобретает особую актуальность. Общественностью и различными социальными структурами активно обсуждаются вопросы воспитания и создания благоприятной семейной атмосферы.
Обеспокоенность государства и гражданского общества вызвана целым рядом факторов, среди которых можно отметить следующие [6, с. 6]:
− сохраняется высокий уровень семейного неблагополучия и лишения родительских прав;
− остается высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большая часть из них воспитывается в интернатах, система которых сформирована еще в советский период и является недостаточно эффективной в современной ситуации;
− дети подвергаются преступным посягательствам взрослых, в том числе членов семьи; высока численность родителей, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с ненадлежащим воспитанием детей;
− основным источником социального сиротства являются процессы развития кризиса и дезадаптации в семьях под влиянием внешних социально-экономических факторов, психологическими и эмоциональными условиями жизни семьи, нарушений внутрисемейных отношений при условии низкого потенциала семьи по преодолению трудной жизненной ситуации;
− разрастание семейного кризиса становится причиной того, что семья полностью утрачивает способность обеспечивать нормальные условия для развития детей, часто отказывается от детей, либо постоянно пренебрегает их правами и законными интересами;
− большое распространение получила такая мера, как лишение родительских прав, что обусловлено несвоевременным выявлением нарушений прав ребенка в семье в связи с отсутствием эффективных профилактических мер помощи семьям и детям;
− в деятельности органов и учреждений системы профилактики сохраняется разрозненность, имеют место межведомственные барьеры в определении конкретных зон ответственности и порядка действий;
− отсутствует нормативно-правовое закрепление раннего выявления нарушений прав и законных интересов детей, риска жестокого обращения с ними. Критериям для определения социально опасного положения в первую очередь соответствуют семьи, находящиеся на стадии хронического кризиса. В таких семьях потенциал восстановления родительских функций низок, для эффективного осуществления реабилитационной работы необходимы значительное время и ресурсы. Как следствие, в значительной части случаев работа с семьей завершается без улучшения положения в семье, из-за чего государственные органы вынуждены принимать решение об ограничении или лишении родительских прав.
В Конвенции о правах ребенка [1] закреплено, что на родителей возложена основная ответственность за воспитание и развитие ребенка. Основной заботой родителей в соответствии с данным международным актов должны являться интересы ребенка.
Федеральное законодательство России наделяет родителей правом на личное воспитание своего ребенка, предоставляя свободу выбора средств и методов его воспитания с соблюдением определенных ограничений. Родительские права не могут в процессе своей реализации вступать в противоречия с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Ряд прав детей напрямую связаны с надлежащим исполнением обязанностей родителями или лицами, их заменяющими. К таковым, закрепленным на международном уровне, относят:
1) право располагать информацией, кто является родителем лица;
2) право на получение заботы от родителей;
3) право быть вместе со своими родителями, кроме тех ситуаций, когда разлучение является необходимым для защиты интересов ребенка;
4) право на общение с иными близкими родственниками;
5) свобода от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство способов обращения или наказания и т. п.
Реализация перечисленных прав напрямую зависят от исполнения родителями и лицами, их заменяющими, своих обязанностей. При этом, важное значение также имеет соблюдение прав несовершеннолетних после привлечения к ответственности его родителя, опекуна и пр.
Процесс развития ребенка находится в прямой зависимости от того, должным ли образом родители или иные законные представители реализуют свои обязанности по воспитанию, образованию, охране здоровья, защите прав и интересов несовершеннолетних. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей родителями может привести к уголовной или административной ответственности.
Справедливо отмечает Н. Н. Цуканов, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних может совершаться в обыденной жизни через различное негативное поведение [7, с. 8]. К примеру, в отсутствии заботы о достойном содержании (плохая одежда, нет постоянного места жительства, постоянные внутрисемейные конфликты), отсутствии нравственного воспитания (отсутствие контроля за ребенком, что становится причиной его асоциального поведения) и пр.
В Кодексе об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП РФ) устанавливается ответственность родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за:
1) Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ч. 1 ст. 5.34 КоАП РФ). При этом законодатель не предложит своего понимания содержания подобных обязанностей, что может вызывать некоторые трудности в практической деятельности.
2) Лишение несовершеннолетних их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам детей, а также принятым судебным актам (ч. 2 ст. 5.34 КоАП РФ).
3) Неуплата родителем средств на содержание несовершеннолетнего без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения (ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ) и некоторые другие.
Анализ положений российского административного законодательства свидетельствует, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать действия, противоречащие интересам ребенка: препятствование общению с родственниками (ч. 2 и ч. 3 ст. 5.35 КоАП РФ), вовлечение в процесс употребления табака (ч. 2 ст. 6.23 КоАП РФ), вовлечение в употребление спиртных напитков и пр. (ч. 2 ст. 6.10 КоАП РФ) и т. п.
Изучаемые составы направлены на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, соответственно они выступают в качестве потерпевших. В ст. 25.2 КоАП РФ даётся определение процессуального статуса потерпевшего. В соответствии с указанной нормой, в общем смысле потерпевшим выступает физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причиняется физический, имущественный или моральный вред.
Субъектами административных правонарушений, перечисленных выше, являются родители или иные законные представители несовершеннолетних. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.3. КоАП РФ законными представителями несовершеннолетнего выступают его родители, усыновители, опекуны или попечители. В соответствии с положениями семейного законодательства под законными представителями несовершеннолетних также необходимо понимать не только родителей ребенка, но и тех лиц, в отношении которых законодатель установил обязанность воспитывать, обучать и защищать права и интересы несовершеннолетних детей, то есть в том числе, усыновителей, опекунов (попечителей) детей, а также приемных родителей.
В случаях, если ребёнок передаётся на воспитание опекуну, попечителю, приемным родителям, на них возлагается ответственность как на лиц, заменяющих родителей. Законодательный пробел наблюдается при временной передаче родителями детей родственникам, а также посторонним лицам в рамках гражданско-правового договора либо в детское учреждение. Также остаётся открытым вопрос об административной ответственности за воспитание, обучение и содержание детей, которые временно пребывают в образовательных организациях, медицинских учреждениях или иных. Стоит согласится с позицией А. О. Долговой, которая полагает разумным расширить перечь законных представителей несовершеннолетнего, включив в него должностных лиц, постоянно, временно или по специальному назначению реализуют специальные функции, направленные на содержание, воспитание, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних [4, с. 67–78]. Таким образом, будет возможно привлекать к административной ответственности и воспитателей детских садов, и нянь, осуществляющих свою деятельность в рамках гражданских правоотношений.
На уровне субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обязанности родителей по воспитанию детей. Так, к примеру, для минимизации суицидальных поступков со стороны несовершеннолетних в Калининградской области был разработан документ — «Регламент межведомственного взаимодействия в случаях незавершенного и завершенного суицида несовершеннолетнего» [3, с. 46], который подписан Уполномоченным, руководителями областного УМВД, региональных министерств здравоохранения, социальной политики, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Калининградской области. Согласно разработанному документу, в работе по противостоянию этому социальному злу будут напрямую участвовать специалисты, но в случае совершения попытки суицида к ответственности по ст.5.35 КоАП РФ будут привлекать законных представителей несовершеннолетних.
Забота о развитии детей является главным правом и обязанностью родителей. Именно родители выступают теми людьми, которые первоначально закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития несовершеннолетних. В ходе правового регулирования и практической деятельности необходимым является исключить возможный вред психическому и физическому здоровью, который может быть причинён ребенку в семье.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области за 2017 год, а также о соблюдении прав, свобод и законных интересов детей на территории Калининградской области. — Калининград, 2018. — 86 с.
- Долгова А. О. Административная ответственность родителей и лиц, их замещающих, за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Светлана Игоревна Долгова. — М., 2014. — 187 с.
- Иванов А. В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. — 2014. — № 2. — С. 105.
- Лучшие практики детствосбережения: опыт программной деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: сборник информационно-методических материалов и рекомендаций. — Москва, 2014. — 185 с.
- Цуканов Н. Н. Порядок применения милицией законодательства об административной ответственности несовершеннолетних. — Красноярск, 2015. — 89 с.