В статье рассматриваются основные особенности функционирования государственных органов в сфере привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, раскрыта роль органов внутренних дел (полиции) в защите прав и законных интересов несовершеннолетних, проанализированы особенности работы с неблагополучными семьями, которая проводится подразделениями по делам несовершеннолетних; также внимание уделено Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, как специализированным государственным органам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в отношении них.
Ключевые слова: административная ответственность, административная ответственность родителей и иных законных представителей, неблагополучные семьи, подразделение по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, комиссия по делам несовершеннолетних.
В современной России остаются неразрешёнными многие проблемы, связанные с выявлением достаточно большого числа фактов семейного неблагополучия, а также противоправного обращения с детьми и насильственных действий в отношении них. Обусловлена подобная ситуация, среди прочего, низкой эффективностью профилактической работы с семьями и детьми, которые являются неблагополучными, а также отсутствием единых стандартов функционирования и взаимодействия органов по обеспечению и защите прав несовершеннолетних.
К числу должностных лиц, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, относятся органы внутренних дел (полиция), должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] органы внутренних дел России являют собой самостоятельные субъекты данной системы и обладают особенными и крайне значимыми полномочиями, для реализации которых в структуре полиции образовано специализированное подразделение по делам несовершеннолетних, которое играет значимую роль в процессе профилактики безнадзорности и правонарушений как самих несовершеннолетних, так и в их отношении. Кроме того, задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ними территории, находящейся в юрисдикции органа внутренних дел, выполняют участковые уполномоченные полиции [2].
Участковые уполномоченные полиции, сотрудники патрульно-постовой службы полиции, сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения в случае установление факта совершение родителями или законными представителями противоправных действий в отношении несовершеннолетних, направляют соответствующие сведения по факту произошедшего в подразделения по делам несовершеннолетних. Сотрудники данных подразделений с учётом сведений, полученных по результатам проверки информации, обладают полномочиями по составлению протоколов на виновных лиц. Также на участковых уполномоченных полиции возложена обязанность проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями, в которых родители оказывают отрицательное влияние на детей либо дети совершают противоправные поступки.
Работой с неблагополучными семьями в системе органов внутренних дел занимаются, прежде всего, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних. На сотрудников данного подразделения возложены обязанности в отношении родителей (иных законных представителей), которые не исполняют надлежащим образом обязанности по воспитанию несовершеннолетних [2].
Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних имеют право в установленном порядке посещать неблагополучные семьи, беседовать с несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями; запрашивать информацию по вопросам, относящимся к их компетенции, приглашать для выяснения указанных вопросов родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и иных лиц. Также к их полномочиям относится внесение предложений о применении мер воздействия к родителям (законным представителям) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспектора по делам несовершеннолетних имеют право участвовать в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов по фактам неисполнения либо ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) своих обязанностей, а также вести учет данных правонарушений, собирать и обобщать информацию, вести статистический учёт.
Специализированным государственным органом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Данные органы должны обеспечивать координацию деятельности всех иных органов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, способствовать выявлению и устранению причин и условий, приводящих к подобному, обеспечивать в надлежащей форме защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а в случае необходимости также и социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, также одна из их прямых обязанностей — выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 6.23, 20.22 КоАП РФ. Каждый протокол о соответствующем административном правонарушении в соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Распространена при этом ситуация, когда протоколы и материалы дела отправляются на доработку в подразделения по делам несовершеннолетних за недостаточностью доказательственной базы в отношении родителей или других законных представителей [4, с. 79].
В соответствии с федеральным законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссии:
1) предпринимают меры для защиты права и законных интересов несовершеннолетних,
2) выявляют и устраняют причины и условия, которые влекут распространение таких явлений как безнадзорность, беспризорность, преступность, противоправность действий несовершеннолетних;
3) собирают и готовят материалы о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
4) разрешают вопросы об исключении несовершеннолетних из образовательной организации;
5) оказывают помощь в трудоустройстве и бытовых вопросах несовершеннолетним, которые отбывали наказание за совершение противоправного деяния;
6) применяют, в предусмотренных законодателем случаях, меры ответственности в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и пр.
В 2013 году было утверждено примерное Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [3], в соответствии с которым комиссии создаются на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований. Статус комиссий в регионах Российской Федерации различен, что обусловлена самостоятельностью субъектов РФ в деятельности по принятию соответствующих нормативных актов.
Комиссии представляют собой коллегиальный орган, который среди прочего уполномочен, в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях по существу. При этом, являясь не постоянно действующим органов, они часто не успевают оперативно и в полном объеме рассматривать все дела об административных правонарушениях. Более того, комиссии для эффективного выполнения своих функций должны формироваться из людей с юридическим, педагогическим и психологическим образованием.
При сравнении деятельности комиссии в России с похожими комитетами в других государствах, можно отметить, что основной задачей иностранных комитетов является охрана прав и интересов несовершеннолетних. Например, в Скандинавских странах, а также в Бельгии образованы комитеты по делам молодежи, основное направление работы которых заключается в охране прав и интересов несовершеннолетних от посягательств на них, а не борьба с их противоправным поведением. В России же основное внимание комиссии сосредотачивают непосредственно на правонарушениях несовершеннолетних, не уделяя должного внимания выяснению причин их совершения и не принимая необходимых мер по улучшению положения несовершеннолетнего. Комиссии фактически могут выполнять функцию связующего звена между несовершеннолетними, их родителями и другими органами предупреждения и профилактики правонарушений, судом, общественностью, что в настоящий момент практически не реализуется.
В связи с нарушением прав детей и недостатков профилактики противоправного поведения со стороны родителей (законных представителей), каждый год достаточно большое количество родителей лишают родительских прав, и дети остаются без семейного воспитания. Ситуация усложняется из-за ведомственной разобщенности системы соответствующих органов государственной власти. Также в нашей стране на данный момент отсутствует единый информационный банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Так, в большинстве регионов учёт несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, учет осуществляется одновременно на муниципальном и региональном уровнях и ведется различными органами системы профилактики. Например, в Красноярском крае данная обязанность возложена на органы социальной защиты населения, в Республике Дагестан — на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а в Омской области — на Министерство труда и социального развития.
Наиболее эффективным видится осуществление учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, не только на региональном и муниципальном уровнях, но и на федеральном с внедрением автоматизированных информационных систем. Подобная практика привела бы к единообразию в данном направлении.
Территориальные комиссии являются органом, на который ложится основная нагрузка по рассмотрению изучаемой категории дел. Судьи рассматривают дела лишь в некоторых случаях.
Одна из проблем, существующих на практике, заключается в отсутствии возможности участия в производстве по делу лица, составившего протокол об административном правонарушении. При этом, участие данного лица будет способствовать объективности, всестороннему и полному выяснению всех обстоятельств произошедшего.
Особой значимостью для законного и объективного рассмотрения дел о ненадлежащем исполнении родителями (иными законными представителями) несовершеннолетних своих обязанностей в комиссии обладает этап подготовки дела к рассмотрению. В процессе подготовки ответственным секретарем комиссии определяется круг вопросов в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ. Одним из таких является: правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, представленные в материалах дела, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены прочие собранные материалы по делу.
Отмечается, что в материалах дела в большинстве случаев отсутствуют объяснения несовершеннолетних, хотя именно из них возможно было бы получить о специфике организации времени, которое родители проводят с ребенком и посвящают общим занятиям, о характере этих занятий, об особенностях взаимоотношений в семье. Такая информация, в свою очередь, будет способствовать установлению причинно-следственной связи между неисполнением родительских обязанностей и имеющей место противоправной ситуацией.
Подводя итог, необходимо отметить, что на уровне федерации необходимо закрепление единого подхода к комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью создания единой, централизованной системы комиссий; закрепления основ правового регулирования, принципов функционирования комиссий, четкой системы и порядка их образования, основных задач, правил подчиненности и ответственности; должна быть разработана и закреплена единая форма отчетности о деятельности комиссий всех уровней, а также единая форма базы данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, которая будет объединяться в единую систему на федеральном уровне.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ // Правовая система «Консультант Плюс», 2019.
- Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 № 55115) // Правовая система «Консультант Плюс», 2019.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 г. Москва «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства РФ. 11.11.2013. № 45. Ст. 5829.
- Ветошкин Д. С. Правовые проблемы привлечения родителей несовершеннолетних к административной ответственности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2014. — № 20. — С. 78–81.
- Щадрина Л. В. Деятельность органов внутренних дел по выявлению и документированию фактов неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних // Государство и право. Юридические науки. — 2014. — № 15. — С. 1–5.