Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-предметного компонентов развивающей среды на раннюю профессиональную ориентацию дошкольников.
Ключевые слова: развивающая среда, профессиональное ориентирование, дошкольники, предметно-пространственная среда.
Актуальность обоснована концептуальной идеей исследования вопроса ранней профессиональной ориентации дошкольников в развивающей предметной среде дошкольной образовательной организации. Развивающая предметная среда, по описанию С. Л. Новоселовой — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный, интеллектуальный и физический облик, а также предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [5].
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных источников показывает, что в различные исторические периоды развития образования проблема организации предметно-пространственной среды рассматривалась многими исследователями (Я. Коменским, М. Монтессори, В. А. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили, Н. С. Махиной, О. Е. Жиренко, В. А. Сластениным и др.). Однако с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования эта проблема нуждается в более подробном, системном психологическом и педагогическом изучении. В требованиях ФГОС ДОО предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Предметно — развивающая среда создается с целью мотивации детей к активности в различных видах деятельности, развивать способности и задатки.
Формированию ранних представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников посвящено исследование В. В. Кондрашова. Автор обосновал понятие ранней профессиональной ориентации в дошкольной образовательной организации и выявил профессиональный «Я-образ» дошкольника. Описанные способы и средства формирования представлений о мире профессий должны, по мнению автора, опираться на игру как ведущий вид деятельности [2].
Е. А. Климов рассматривал «профессиональное самоопределение» и впервые дал характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно его теории, игра в возрасте от 3 до 6 лет — это способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности [1].
А. Н. Леонтьев разработал психологическую теорию игры и ее значение для ранней профессиональной ориентации [4].
В тоже время, Д. Б. Эльконин рассматривал игру как воссоздание человеческой деятельности при помощи воображения.
Н. Г. Кузнецова считает, что воспитанию у дошкольников позитивного отношения к профессиям взрослого способствует эмоциональная насыщенность средств воспитания. Автор обращает внимание на оль развивающей предметно-пространственной среды в профессиональном ориентировании, где у ребенка есть возможность «прожить» ситуации, связанные с различными профессиями, освоить разнообразные модели профессионального поведения [3].
Изучение литературы по проблеме позволил сформулировать цель исследования— использование развивающей предметно — пространственной среда для ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Объект исследования — дошкольники различных возрастных групп.
Предмет исследования — ранняя профессиональная ориентация в развивающей предметно-пространственной среде.
Научная новизна заключается в разработке программы ранней профессиональной ориентации в развивающей предметно-пространственной среде.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники второй младшей, средней и подготовительной групп МК ДОУ Воронцовский детский сад Воронежской области. Методы исследования — формирующий эксперимент, научное наблюдение. Исследование не закончено и проходит в рамках психолого-педагогического сопровождения.
При реализации программы ранней профессиональной ориентации учитывались компоненты развивающей среды: социальный, предметно-пространственный, психодиагностический.
Названные компоненты развивающей предметно-пространственной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. В детском саду имеются подвижные трансформирующихся и стационарные средства и объекты игровой деятельности.
Пространство профориентационных занятий охватывало все компоненты предметной среды. Дидактический материал разнообразен –от наборов — конструкторов, буклетов «Мир профессий» до теневого театра, обучающих мультфильмов по профориентации «Пятикопеечный работник», «Калейдоскоп профессий», «Навигатум: в мире профессий» и др.
Результаты и их обсуждение
Социальный компонент развивающей предметно-пространственной среды основан на развитии коммуникативных навыков, выявлении социальной роли и самооценки дошкольников, обучение навыкам конструктивного взаимодействия. Самые низкие результаты у детей второй младшей группы. Проблема профессиональной ориентации осложняется тем, что не все дети социально адаптированы к условиям детского сада, социальную роль выявить в таком случае очень сложно, впрочем, как и способности к определенному виду деятельности.
В средней группе профессиональное просвещение более продуктивно, у детей проявляется интерес, а у некоторых потребность в профессиональном самоопределении. Например, часто в сюжетно-ролевой игре, ребенок примеряет на себя одну роль (врач, архитектор, дорожный строитель, и даже, блогер).
В подготовительной группе самые высокие результаты, но наибольшую популярность у детей имеет профессия бизнесмена, танцовщицы, актрисы, водителя, журналиста. У детей подготовительной группы мотивация к выбору профессии обусловлена потребностью определенного социального статуса и материального статуса.
Предметно-пространственный компонент. У детей есть возможность переходить от одной игровой деятельности к другой, но дети второй младшей группы не все включаются в сложные игровые моменты развивающих профориентационных игр. Некоторым это просто не интересно.
В средней группе многие дети способны играть во множественные сложно-элементные игры, касающиеся, в том числе и профессиональной ориентации.
В подготовительной группе многие дети знают классификацию профессий, ориентируются в сложных играх, требующих логического мышления.
Психодиагностический компонент в рамках психолого-педагогического сопровождения реализуется совместно с педагогом-психологом. Изучаются индивидуальные качества детей через сюжетно-ролевые игры, во время утренней зарядки, занятий с инструктором по физической культуре, при подготовке к утренникам и при проведении непосредственной образовательной деятельности.
Хорошей диагностикой эмоциональной сферы является наблюдение за детьми во время проведения образовательных событий.
Программа ранней профессиональной ориентации продолжает реализовываться. Педагогами учитываются компоненты развивающей среды, и прежде всего, сюжетно-ролевые игры, в которых имитируется жизненная или профессиональная ситуация, профессиональная социальная среда, профессиональные стереотипы, возникает эмоциональная профессиональная идентификация и на бессознательном уровне происходит присвоение профессиональных моделей межличностных отношений.
Литература:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для вузов,- Ростов н:/Д.: Феникс.-1996.- С. 506.
- Кондрашов В. В. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.//Дис..к.пед. наук. Саратов, 2001 г. — 183 с.
- Кузнецова Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики. // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683 (дата обращения: 21.11.2019).
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1.- М.,1983.- С.281 -323.
- Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова // Центр инноваций в педагогике. М., 1995.