В статье рассмотрены ситуации, в которых нарушение прав туриста происходит наиболее часто. Автором систематизированы механизмы защиты прав туриста в подобных ситуациях. Также подчеркивается, что права туриста относятся к группе так называемых позитивных прав человека, что требует соответствующего вмешательства государства.
Ключевые слова: права человека, права потребителя, права туриста, законодательство, механизмы защиты прав туриста.
Туризм по праву можно назвать важной частью жизни современного общества и человека в частности. Однако нарушения прав туристов — не редкость в деятельности субъектов тех правоотношений, которые складываются в туристическом бизнесе. В настоящее время весьма важным считаются вопросы правового регулирования защиты прав потребителей туристских услуг от многочисленных нарушений двумя участниками правоотношений — туристических агентств и туристических операторов.
Главными нарушениями в области туризма выявление по итогам изучения существа обращений граждан и материалов контролирующих органов считаются:
1) нарушения по включению в текст договора положений, ущемляющих права потребителей;
2) непредставление верной информации или предоставление искаженной информации о туристической услуге;
3) нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью конечного потребителя товара.
Заметим, что права туриста, а, следовательно, права потребителя товара и услуг, относятся к группе прав человека второго поколения. Данную группу прав человека нередко именуют позитивными, так как они апеллируют к поддержке со стороны государства в деле их реализации.
Безусловно, главное место в правовом регулировании туристической работы в России имеет такой правовой документ, как Федеральный Закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации». Примечательно, что этот документ в ст. 6 усматривает следующие права туриста: личные, имущественные, социальные и культурные. «К числу личных прав относятся: право на личную безопасность, свободу передвижения, право на компенсацию морального вреда, к имущественным — право на сохранность имущества, потребительские права, к социальным — право на информацию, беспрепятственное получение медицинской помощи, доступ к средствам связи, содействие органов власти, к культурным — право на отдых, свободный доступ к туристским ресурсам»
Добавим, что защита прав и интересов туристов, в том числе, оказание им экстренной помощи, а также обеспечение их безопасности, относится к одному из основополагающих направлений государственного регулирования туристской работы в Российской Федерации (ст. 4 Закона «Об основах туристической деятельности»).
Исходя из важности формирования механизмов защиты прав туристов, исследуем особенности такой защиты более подробно. В качестве первой особенности считаем нужным отметить особенность защищаемого права. Так, права туристов напрямую связаны с реализацией туристского продукта (комплекса услуг по перевозке и размещению).
Законом «Об основах туристической деятельности» выделяется комплекс прав, непосредственно связанных с туристской сферой, в том числе, право на достоверную информацию о правилах въезда и особенностях государства (места) временного пребывания (культурных, религиозных, правовых и др.);
− свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам;
− обеспечение личной безопасности, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
− содействие органов власти страны (места) временного пребывания в получении правовой и других разновидностях неотложной помощи;
− возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае неисполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и иные.
При этом, крайне важно понимать, что двойственная правовая природа туриста предусматривает у него не просто прав, предусмотренным законодательством об основах туристской деятельности, но и прав потребителя в границах розничного договора об оказании возмездных услуг. Эти обстоятельства предполагают и специальные методы защиты нарушенных прав, связанных с возможностью взыскания неустойки (в случае нарушения сроков оказания услуг), штрафа (в случае неликвидации нарушений в области законодательства о защите прав потребителей) помимо возмещения убытков.
Особенная значимость защищаемого права предопределяет обширный комплекс форм его защиты, в том числе, сугубо юридических и неюридических, судебных и административных, в границах самозащиты и методом обращения в специальные правозащитные организации, а также договорные и внедоговорные.
Особенность защищаемого права позволяет отметить как общие, так и особенные методы защиты нарушенных прав. В частности, общие методы отмечены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе, признание права; восстановление положения, имеющего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право и иные способы.
Специальные способы защиты обозначаются законодательством об основах туристской деятельности, к примеру, исключение сведений о туроператоре из реестра в случае существенного нарушения условий договора о реализации туристского продукта (ст. 4.2 Закона «Об основах туристской деятельности»), а также законодательством о защите прав потребителей, в том числе, взыскание штрафа в размере пятидесяти процентов от присужденной потребителю суммы в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Следующая специфика защиты прав состоит в соотношении договорных и деликтных форм нарушений прав субъектов. Так, спецификой оказания платных медицинских услуг возможно отметить наличие договорных отношений, к которым нужно использовать применять правила гл. 39 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, вопросы ответственности в таком случае обозначаются положениями главы 25 ГК РФ (об ответственности за нарушение обязательств). Между тем, оказание туристских услуг ненадлежащего качества имеет возможность привести не только к нарушению критерий договора и неудовлетворенности туриста, но и к причинению вреда его здоровью и жизни, что предопределяет использование правил главы 59 ГК РФ о деликтной ответственности, если договором не усмотрен более большой размер ответственности, чем определен гл. 59 ГК РФ.
В заключение отметим, что выявленные нами особенности защиты прав туриста, на наш взгляд, необходимо учесть для внесения соответствующих правок в ФЗ «Об основах туристской деятельности». Например, возможно составление типового договора о предоставлении туристского продукта за конкретную цену, с перечнем определенных услуг, входящих в туристский продукт. В этом договоре необходимо четко отметить предмет обязательств туристского агента и туроператора. Данные обязательства и ответственность по этим обязательствам обязаны быть конкретно разграничены между туроператором и туристским агентом.
Литература:
- Исоков Н. К. К вопросу о защите прав туриста // Молодой ученый. — 2019. — № 41. — С.69–71.
- Лукашева Е. А. Права человека: учебник. — М.: Юридическое издательство Норма, 2015.
- https://moluch.ru/archive/248/57061/