Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающиеся в сфере дорожного движения, обусловливаются наличием множества нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере, совокупность которых представляет собой систему, включающую в себя Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, отраслевые и межотраслевые нормативные правовые акты, законодательные и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
За нарушения правил предусмотрена административная и уголовная ответственность. Составы преступлений сгруппированы в главе 27 Уголовного кодекса Российской Федерации. [1]
Статья 264 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность лица, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо его смерть.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 264 УК РФ преступным последствием является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека; ч. 3, 4 — деяние, повлекшие по неосторожности смерть человека, а ч. 5, 6- деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц.
Для определения всех признаков состава преступления, предусмотренного данной статьей УК РФ, необходимо, чтобы общественно опасное действие (либо бездействие) лица выражалось в нарушении правил безопасности движения или правил эксплуатации.
Уголовная ответственность, по данной статье УК РФ, наступает независимо от того, где было допущено нарушение правил дорожного движения, например, на шоссе, улице, во дворе дома, и т. д.
Состав преступления является материальным, что означает, что преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека, либо его смерти. Обязательным же признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного данной статьей, является наличие причинной связи между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими преступными последствиями.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является общественные отношения и интересы, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в результате которым причиняется предусмотренный законом вред.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Стоит заметить, что данным лицом признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления транспортным средством и получивший, в последствии соответствующее удостоверение, но и любое иное лицо, управляющее транспортным средством, к примеру, лицо, у которого был изъят документ, подтверждающий право управлять транспортным средством, в установленном законом порядке; лицо, не имевшее право управления соответствующим видом транспорта и др.), а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве. [2]
В ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ субъектом преступлений является лицо, находящееся в состоянии опьянения.
«Установление механизма ДТП способствует установлению причинно-следственных связей между действиями участников дорожного движения или иных лиц и помогает установить наличие либо отсутствие, а также степень вины каждого из названных лиц». [3]
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ характеризуется неосторожной виной в виде:
1) Легкомыслие.
Данная вина характеризуется тем, что лицо, предвидит возможность наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение;
2) небрежность.
Данная вина характеризуется тем, что лицо не предвидит возможности наступления указанных в ст. 264 УК РФ преступных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Также стоит заметить следующее, что нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств может быть совершено и умышленно, однако, при этом отношение к наступившим преступным последствиям этого нарушения всегда будет являться неосторожным. В случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, преднамеренно использовало его в целях для причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уже уголовную ответственность о преступлениях против личности по статьям Особенной части УК РФ
Дополнительно следует отметить, что с 01 июля 2015 г. действует новая статья Уголовного Кодекса Российской Федерации- ст.264.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Закрепление данной статьи в современном законодательстве связано с тем, что на сегодняшний день увеличилось число дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, выступают общественные отношения по поводу установленного правилами порядка управления автомобилями или иными транспортными средствами и их эксплуатации.
Предметом преступления, в данном случае, является транспортное средство.
Поскольку преступление, предусмотренное данной статьей, выражается в управлении транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, т. е. в использовании машины в процессе движения как транспортного средства, то это подразумевает под собой, что лицо осознанно и преднамеренно совершает действия, направленные на управление автомобилем, и руководит своими телодвижениями. [4]
При этом стоит заметить, такие действия, как например, нахождение пьяного водителя за рулем не движущегося транспортного средства, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ. [5]
Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ составляют следующие пункты:
1) действие, то есть, лицо управляет транспортным средством, находясь в состоянии опьянения.
2) необходимым условием является следующее: лицо ранее должно было быть подвергнуто административному взысканию за управление автомобилем или иным транспортным средством (при этом установленный срок не прошел),
3) либо лицо отказалось пройти обязательное медицинское освидетельствование
4) либо у лица ранее уже имелась судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4 либо 6 ст. 264 УК РФ
Как видно из выше сказанного, сам факт управления транспортным средством, находясь в состоянии опьянения не достаточен для привлечения лица к уголовной ответственности. Для этого необходимо соблюдение ряда вышеуказанных условий.
Также необходимо рассмотрения такой обязательный признак объективной стороны, как административная преюдиция.
Административная преюдиция заключается в том, что ранее виновное лицо подвергалось административному наказанию за аналогичные действия , а именно, управление транспортным средством в состоянии опьянения (что соответствует ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ) или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст.12.26 КоАП РФ), либо у лица имелась судимость за совершение преступления, предусмотренного ч. 2, 4, 6 ст. 264 или ст. 264.1 УК РФ. [6]
Стоит заметить, что нарушение правил дорожного движения является одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Борьба с ними ужесточается из года в год, ответственность за совершение таких преступлений становится все серьезней
Так, согласно ФЗ от 23.04.2019 № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264–1 Уголовного кодекса Российской Федерации», с 28 июня 2019 года вступили в силу радикальные поправки в статью 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») [7], которые значительно ужесточает ответственность для нетрезвых водителей за ДТП с тяжкими последствиями. Отныне пьяному водителю за причинение тяжкого вреда здоровью грозит от 3 до 7 лет лишения свободы (ранее было до 4 лет лишения свободы). В случае гибели человека вводится ответственность в виде лишения свободы от 5 до 12 лет лишения свободы (до принятия закона — от 2 до 7 лет). Если в ДТП погибли двое и более лиц, виновник будет наказан лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (ранее — от 4 до 9 лет).
В то же время, весной 2019 года Федеральным законом от 23.04.2019 № 64-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [8] Госдума законодательно приравняла водителей, оставивших места ДТП с тяжкими последствиями, к пьяным автомобилистам.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями на 16.10.2019
- Волколупов В. Г. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 15. — С. 2201–2205. — URL: http://e-koncept.ru/2016/96360.htm
- Криминалистика: учебник / [К. Г. Иванов и др.; под науч. ред. В. Н. Карагодина, Е. В. Смахтина]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский государственный университет. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. — 652 с.
- Проценко С. В. О транспортном средстве как источнике повышенной опасности в российском уголовном законодательстве // Российский следователь. 2009. № 23. С. 19–23
- Сидоренко Э. Л. Особенности квалификации преступлений преюдиционного характера // Общество и право. 2016. № 1. С.60–64
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
- ФЗ от 23.04.2019 № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264–1 Уголовного кодекса Российской Федерации
- Федеральный закон от 23.04.2019 № 64-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступивший в силу с 24 апреля 2019).