Сегодня всё чаще учителя сетуют на то, что дети перестали читать художественную литературу, не умеют работать с книгой при подготовке к сочинению, выступлению с рефератом. Речь детей бедна сравнениями, эпитетами и т. п. Люди перестали покупать книги и собирать дома свои библиотеки. А по рассказам моих родителей раньше собирали и сдавали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение нового тома подписки любимого автора. Мало того, надо было записаться в очередь и стоять ночами, чтобы передать эту очередь. Так долгожданная книга появлялась в домашней библиотеке. И не просто украшала полки, а читалась и перечитывалась несколько раз. Может быть, поэтому люди больше ценили и понимали смысл добра и взаимопомощи, уважения и любви.
Работая с моими дошколятами, мне захотелось вернуть эту любовь к книге.
Потому что, художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, способствует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств, переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками. Детей старшего дошкольного возраста отличают большие психические и физические возможности. Их отношения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками более сложные и содержательные. Умственные способности детей совершенствуются, формируется способность обобщать и анализировать. Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью. Именно в данном возрасте одним из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектная деятельность. Она позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять полученные знания на практике. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат.
Основная цель проектного метода для дошкольников: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. В нашем случае идея проекта возникла от детей. Однажды Катя подошла ко мне и спросила, где ей можно взять новую книгу. Потому, что она все книги пересмотрела. Мы собрали с детьми «Детский совет», на котором дети высказали предположения:
− купить в магазине;
− взять в библиотеке;
− сделать самим.
В работе над проектом с детьми наметили следующие формы работы:
− экскурсии в библиотеку
− тематические книжные выставки,
− презентации книг,
− проведение литературных игр;
− КВН.
Активно использовала следующие методические приёмы: словесные (чтение художественных произведений, беседы по прочитанному, вопросы к детям по содержанию, заучивание наизусть, пересказ произведения, выразительное чтение);
Практические (игры — драматизации, дидактические игры, элементы инсценировки изображение прочитанного в изо);
наглядные (показ иллюстраций, картинок, игрушек, оформление выставок, использование разных видов театра).
Совместно с центральной детской библиотекой имени А. С. Пушкина составили план работы на год. В план работы вошли такие формы работы, как литературный час, по теме «Необыкновенный учитель» (к 190 лет со дня рождения Л. Н. Толстого); беседа — игра по теме «Добрые сказки В. Г. Сутеева»; час поэзии по теме «Поэт страны детства» (С. Я. Маршак); завалинка по теме «Чудесный короб» (фольклор Кубани); праздник по теме «Рождественское чудо»; час природы по теме «На лесной полянке В. Бианки», литературное путешествие по теме «Путешествие в мир сказок К. Д. Ушинского»; викторина на тему «В гостях у Оле — Лукойе», час сказки «Соберём сказки вместе».
Дети перевоплощались в художников — иллюстраторов, создавали книги — раскраски и свои именные книги. Идея создания книги — раскраски своими руками завладела всеми детьми группы. Из таких творческих работ организовывали выставки, где дети анализировали и делали выводы о содержании книг своими руками.
Проект будет всегда успешным в том случае, если в нём будут союзниками родители. С родителями провела консультации, дала им советы по темам: «Любовь к книге начинается в семье», «Как выбрать книгу ребёнку?», «Как надо читать книги детям?». Родители стали нашими единомышленниками в вопросе привития желания читать книги.
Получив от родителя такую SMS: «Записались и уже книжку дочитываем. Катюша там стеснялась, а дома с таким восторгом бабушке рассказывала! Спасибо Вам!», понимаешь, что достучались и результат будет. Одна семья приняла участие в краевом конкурсе по пропаганде чтения среди обучающихся в октябре 2018 года и заняла 1 место в муниципальном этапе.
Работая над проектом, получили следующие результаты: активные участники проекта — дети — 90 %; активные участники проекта — родители -35 %; родители записали детей в библиотеку -30 %. Сюжетно — ролевая игра «Библиотека» пополнилась новыми книжками — самоделками и книгами — раскрасками. Привлекли родителей (законных представителей) к семейному чтению через посещение библиотеки. Дети объединились по интересам, что сплотило коллектив. Воспитанники пересказывают детям в группе те книги, которые им читают родители дома, в результате чего развивается монологическая и диалогическая речь. У ребят расширяется словарный запас, закрепляются умения строить грамматически правильные диалоги в играх. Открывается творческий потенциал дошкольников в играх — драматизациях. Развивается память, внимание, умение слушать и слышать. Развивается мелкая моторика рук. Совершенствуется техника закрашивания карандашами и другими материалам.
С результатами этого проекта вышли на краевой конкурс «Читающая мама — читающая страна» в апреле 2019 года и заняли 3 место в муниципальном этапе.