Задания для изучения сформированности у дошкольников представлений о цвете.
Задание № 1. «Назови цвет»
Цель: Исследовать знание детьми основных цветов и умение вербально их обозначать.
Оборудование: Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.
Проведение обследования (процедура и инструкция): Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках экспериментатора: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем экспериментатор просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем экспериментатор просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?».
Оценка выполнения:
– 3 балла — ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
– 2 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес.
– 1 балл — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
– 0 баллов — ребенок не различает цвета даже после обучения.
Задание № 2. «Подбери котятам бантик»
Цель исследования: определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знание названий основных цветов.
Оборудование: картинка с изображением котят в разноцветных тапочках.
Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед ребенком кладут картинку и дают инструкцию: «Посмотри на тапочки, одетые на лапки котят; и подбери каждому котёнку бантик». После этого спрашивают: «Нади котёнка в зеленых (красных, синих, белых, желтых, черных) тапочках. Какого цвета повяжем котятам бантики».
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию
Задание № 3. «Узнай цвет предмета»
Цель: выявить сформированность зрительного восприятия цвета.
Материал: Черно-белые изображения предметов, имеющие постоянную окраску (помидор, клубника, крокодил, елка, солнце, цыпленок), и цветные фишки (красная, зеленая, желтая).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед началом исследования были приготовлены знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и цветные фишки для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет. Ребенку показывают черно-белые картинки, которые всегда имеют постоянный цвет, и объясняют, что любой цвет в природе имеет своё собственное имя — название. Многие знакомые вещи легко распознаются по окраске. Экспериментатор показывает черно-белые изображения предметов, ребенок должен назвать его цвет и закрыть картинку соответствующей фишкой.
Оценка выполнения:
– 3 балла — ребенок безошибочно выполняет задание.
– 2 балла — ребенок допускает 1–2 ошибки, правильно закрывает картинку фишками, но ошибается в назывании цвета, самокоррекция или коррекция при стимулирующей помощи («подумай еще») или после обучения.
– 1 балл — ребенок допускает 3–4 в обозначении цвета как вербально, так и невербально даже после обучения; безразличен к конечному результату.
– 0 баллов — ребенок не выполняет задание или выполняет с многочисленными ошибками.
Задание № 4. «Подбери пару по цвету»
Цель: изучить умение детей классифицировать основные цвета.
Материал: цветные круги, изготовленные из плотного картона, и цветные палочки; цветные изображения мальчиков и девочек, одетых в различные по цвету одежды.
Проведение обследования. Сначала ребенку раздаются разноцветные кружочки и палочки, и дается инструкция подобрать палочку к такому же по цвету кружочку. Затем задание усложняется. Испытуемому раздаются перемешанные карточки с изображением девочек и мальчиков, одетых в различные по цвету одежды. Ребенку дается инструкция подобрать к девочке для игры пару так, чтобы ее одежда соответствовала по цвету одежде мальчика. Для наглядности приводится пример с одной карточкой. Время выполнения данного задания не ограничивается.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 5. «Цветные фигуры»
Цель: Задание состоит в выяснении закономерностей выделения опорных признаков цвета либо формы детьми при классификации геометрических фигур.
Оборудование: цветные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по 4 штуки.
Проведение обследования. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются все цветные фигуры. Сначала дается инструкция, выложить одну форму разного цвета:
После выполнения задания дается новая инструкция, разложить красные фигуры к красным, синие фигуры к синим и т. д.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
В зависимости от результатов выполнения заданий и набранных детьми баллов за каждое задание были определены 3 уровня сформированности представлений о цвете:
– высокий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 11 до 15 баллов;
– средний уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 7 до 10 баллов;
– низкий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали менее 7 баллов.
Задания для изучения сформированности у дошкольников представлений о форме.
Задание № 1. «Назови фигуру»
Цель: изучить знание детьми основных геометрических форм и умение вербально их обозначать.
Оборудование: Одноцветные (красные) фигуры различной формы (8 штук): круглые (шар), квадратные (куб), треугольные (конус), прямоугольные (параллелепипед).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Четыре фигуры разной формы ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми фигуру такую же, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где кубик квадратной формы, где круглый шарик, а теперь где прямоугольная, треугольная фигура». Затем экспериментатор просит ребенка по очереди назвать форму каждой фигуры: «Назови, какой формы эта фигура?»
Оценка выполнения:
– 3 балла — ребенок соотносит геометрическую форму и геометрическое тело, выделяет его по слову; заинтересован в конечном результате.
– 2 балла — ребенок сличает и выделяет форму только по слову; проявляет интерес.
– 1 балл — ребенок сличает две фигуры, но не выделяет форму по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
– 0 баллов — ребенок допускает множество ошибок, не различает форму даже после обучения.
Задание № 2. «Узнай форму предмета»
Цель: задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия формы.
Оборудование: Черно-белые изображения предметов (аквариум, колесо, тумба, телевизор, балалайка, елка, конверт, шкаф), и фишки, вырезанные из картона (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Перед началом исследования были приготовлены знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и фишки для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его форму. Ребенку показывают изображения предметов и дают задания назвать его форму и закрыть картинку соответствующей фишкой.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 3. «Подбери пару по форме»
Цель: изучить умение детей классифицировать основные геометрические формы.
Оборудование: парные одноцветные (белые) картинки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, квадрат).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Задание заключается в подборе парных картинок с изображением геометрических фигур. Исследователь кладет перед ребенком 4 пары по 4 разные фигуры и дает инструкцию найти одинаковые пары карточек. Затем задание усложняется и ребенку предлагаются парные картинки с изображением двух различных по форме фигур. Экспериментатор дает инструкцию найти среди выложенных на столе точно такую же карточку.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 4. «Дорисуй фигуру»
Цель: изучить умение детей самостоятельно соотносить форму предмета и применять практические знания.
Оборудование: картинки с изображением незаконченных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Проведение обследования (процедура и инструкция): Задание заключается в дорисовывании незаконченных изображений. Ребенку предлагаются карточки с изображением незаконченных контуров треугольников, кругов, квадратов и прямоугольников (разных по величине), объясняется задание по каждой картинке и дается инструкция закончить изображение. Время выполнения задания не ограничивается.
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию.
Задание № 5. «Цветные баночки»
Цель исследования: выявить сформированность восприятия формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью.
Оборудование. Баночки с разноцветными крышками. В крышке сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям различных объемных геометрических тел.
Проведение обследования (процедура и инструкция): перед ребенком на столе раскладываются геометрические фигуры. Затем педагог поочерёдно берет и обводит основание фигуры, затем обводит соответствующую по форме прорезь в крышке баночки и вставляет в прорезь фигуру. Жестом предлагает ребёнку продолжить. Если ребенок не понимает задание, дается словесная инструкция: «Разложи все фигуры в баночки».
Оценка выполнения: аналогичная предыдущему заданию
В зависимости от результатов выполнения заданий и набранных детьми баллов за каждое задание были определены 3 уровня сформированности представлений о форме:
– высокий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 11 до 15 баллов;
– средний уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали от 7 до 10 баллов;
– низкий уровень — у детей, которые по результатам всех заданий набрали менее 7 баллов.