В статье рассматривается сущность сервисного предприятия и особенности его функционирования, которые в свою очередь требуют от него иных механизмов планирования. В статье приводятся основные факторы и условия, которыми нужно руководствоваться при планировании на сервисном предприятии, а также построена схема процесса планирования технико-технологических мероприятий предприятия сервиса.
Ключевые слова: сервисное предприятие, процесс планирования, технико-технологическое мероприятие, взаимосвязь планов
Современное общество активно пользуется услугами, что в последнее время распространилось и на промышленные предприятия. Большая часть крупных промышленных предприятий предпочитают использовать сервисные организации для проведения специфичных работ, что намного экономичнее и эффективнее, чем наличие собственных специалистов данной сферы.
В настоящее время хозяйственные системы всего мира трансформируются и превращаются в более «сервисизированные». По данным аналитического исследования, проведенного Всемирными банком, сервисным предприятиям принадлежит более 70 % всего мирового ВВП, а в некоторых более развитых странах этот уровень превышает среднее значение (Люксембург — 85 %, Франция — 77 % и т. д.) [5].
Предприятия сервиса осуществляют особый вид деятельности по удовлетворению потребностей клиента путем оказания ему услуг. Именно данный факт выделяет процессы планирования сервисных организаций, от предприятия, выпускающего продукцию, так как сервисное предприятие руководствуется потребностями своего заказчика, а значит планирует свою деятельность не только в своих интересах, но и в интересах своих клиентов.
Главной задачей сервисных предприятий является правильное планирование сервисной деятельности, от которой зависит степень удовлетворенности потребностей заказчика, то есть процесс планирования на сервисных предприятиях является специфическим, не имеющим аналогов в других отраслях [1].
На сервисных предприятиях заказ на выполнение работ является предметом договора, который может быть составлен как на период полного проведения работ, так и на определенный период. На рисунке 1 представлен процесс планирования на сервисных предприятиях и место в нем планирования технико-технологических мероприятий.
Рис. 1. Процесс планирования работ на сервисном предприятии и место в нем технико-технологических мероприятий
Таким образом, разработка и планирование технико-технологических мероприятий, входит в компетенцию сервисного предприятия, как исполнителя, однако очень часто в договоре на сервисное обслуживание оговорены необходимые работы, необходимо только составить график их проведения [4]. Планирование технико-технологических мероприятий подразумевает составление плана, содержащего конкретные действий, требования к результату, сроки реализации и ответственных лиц. При планировании технико-технологических мероприятий сервисное предприятие должно действовать в рамках своих обязанностей и полномочий, а также в интересах предприятия заказчика. Существует ряд требований, которые предъявляются к содержанию и качеству технико-технологических мероприятий, реализуемых сервисным предприятием (рисунок 2).
Рис. 2. Требования, предъявляемые к технико-технологическим мероприятиям, реализуемым сервисными предприятиями [3]
Так как сервисное предприятие зачастую оказывает долгосрочное сервисное обслуживание, то вполне может вносить корректировки в план технико-технологических мероприятий, однако особенностью данного планирования является ограниченность сметной стоимости таких работ, так как необходимо не только качество обслуживать объекты, но и не выходить за пределы установленной на них стоимости. Данный факт требует от сервисных организаций тщательного планирования, а также постоянного мониторинга состояние объекта обслуживания. В случаи выявления необходимости в проведении дорогостоящих технико-технологических мероприятий, смета на обслуживание должна быть скорректирована в плановом периоде. Как правило, сервисные предприятия выполняют циклический спектр операций, которые имеют одинаковую периодичность, а также стоимость [2].
Наиболее важной частью процесса планирования технико-технологических мероприятий является выявление потребности в них, то есть проведение анализа состояния объекта обслуживания и определение имеющихся проблем. Сам процесс планирования технико-технологических мероприятий сводится к разработке управленческого решения и имеет следующий алгоритм (рисунок 3).
Рис. 3. Этапы планирования технико-технологических мероприятий по сервисному обслуживанию оборудования [1]
Отличительной особенностью планирования технико-технологических мероприятий в рамках сервисного обслуживания заключается в том, что планирование осуществляется в условиях ограниченных ресурсов и управленческих решений, так как оборудование принадлежит предприятию заказчику и может быть только усовершенствовано за счет реализации ряда мероприятий. Сервисное предприятие должно составить такой план технико-технологических мероприятий, который позволит поддерживать работоспособность оборудования за счет изменения режимов его работы, замены расходных материалов и своевременных профилактических ремонтов.
Таким образом, можно сказать, что в рамках сервисного обслуживания оборудования, перед исполнителем стоит важная задача, которая заключается в поддержании работоспособности оборудования с использованием имеющихся материальных и трудовых ресурсов в условиях ограниченных финансовых средств и управленческих действиях.
Литература:
- Виноградов, В. М. Организация производства технического обслуживания: Учебное пособие для сред. проф. образования / В. М. Виноградов, И. В. Бухтеева, В. Н. Редин. — М.: ИЦ Академия, — 2015. — 272 c.
- Дубровин, И. А. Организация и планирование производства на предприятиях / И. А. Дубровин. — М.: КолосС, — 2016. — 359 c.
- Ильин А. И., Синица Л. М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / Под общей ред. А. И. Ильина. — Мн.: ООО «Новое знание», 2017. — 416 с.
- Колпачков, В.И., Ящура А. И. Производственная эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования: Справочник. / М.: Изд. ЗАО «Энергосервис», — 2018. — 635с.
- Калачев, С. Л. Сервисная деятельность: Учебник / Ж. А. Романович, С. Л. Калачев; Под общ. ред. проф., д.э.н. Ж. А. Романович. — М.: Дашков и К, 2017. — 284 c.