Образованный человек в современном обществе — это не столько человек, обладающий знаниями, но умеющий целенаправленно добывать знания по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Отсюда выявляются для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Осуществляя поиск новых средств, педагоги приходят к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Сегодня учащийся должен уметь [1]:
− работать самостоятельно;
− работать с большим количеством информации;
− отбирать нужную информацию;
− анализировать информацию;
− самостоятельно делать выводы;
− самостоятельно искать решение в той или иной ситуации;
− творчески подходить к решению проблем;
− расширять свой кругозор.
Для того, чтобы учащемуся развить вышеперечисленные навыки, современные системы образования взяли за основу метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
На сегодняшний день метод проектов является одним из самых актуальных, так как позволяет совмещать теоретические знания и практические применения в решении той или иной проблемы. В связи в этим, данный проект стали часто использовать в обучении русского языка.
Проект — это процесс, главной задачей которого является достигнуть нового результата в определенные временные рамки, с учетом использования определенных ресурсов. В проекте должна быть описана конкретная ситуация, и конкретные методы для ее улучшения [2].
Метод проектов — это комплекс дидактических приемов, которые предназначены для решения проблем, как с теоретической точки зрения, так и с практической, и в результате представлять собой практический результат (решение проблем), оформленный тем или иным образом [3].
Проект — это пять «П»:
− проблема;
− проектирование;
− поиск информации;
− продукт;
− презентация.
История метода проектов берет свое начало с XX в. Данный метод был разработан на основе прагматической педагогики Дж.Дьюи (американский философ, педагог). В России о данном проекте заговорили еще в 1905 году, когда С. Т. Шацский (советский педагог-экспериментатор) хотел ввести данный проект в образовательную практику. Поеле революции данный проект запрещают и не используют до 1980 года.
В связи с разработкой ФГОС общего образования (стандарт второго поколения), данный проект возобновляется в процессе обучения. Цель данного метода акцентировать внимание на самостоятельную работу учащихся, которая выполняется по определенной теме, правилам и заданному промежутку времени [4].
Основные задачи проектной деятельности:
− формирование навыков и умений в разных речевых деятельностях;
− формирование самостоятельной работы учащихся;
− формирование коммуникативной компетенции у учащихся;
− формирование активной атмосферы во время занятий;
− формирование мотивации у учащихся;
− научить мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы;
− развивать творческую активность;
− расширить образовательные рамки;
− расширить общий кругозор и знания языка.
Преимущества при использовании метода проектов:
− формирование личности, обладающей информационной культурой;
− использование системно-деятельностного подхода, который приводит к развитию творческих способностей;
− позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс;
− работа в группах влияет на развитие личности, помогает осуществлять коллективное общение.
Плюсы метода проектов:
− навыки самообразования;
− навыки групповой деятельности;
− индивидуальный подход.
Минусы метода проектов:
− психологические коммуникативные проблемы;
− технические накладки;
− проблема самооценки.
Метод проектов используется во всем мире, а с недавнего времени данный метод рассматривается, как способ достижения дидактической цели, через разработку технологий, как совокупность приемов, действий учащихся в их установленной последовательности для решения значимой проблемы, оформленной в виде конечного продукта [4].
Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Исходя из этого, у учащихся формируются личностные качества, которые могут быть получены в деятельности, а не вербальным путем.
Немало важно отметить, что в процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции [5]:
− рефлексивные умения;
− поисковые (исследовательские) умения;
− умения и навыки работы в сотрудничестве;
− коммуникативные навыки/умения;
− презентационные умения.
Русский язык как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для проектной деятельности.
Проекты, включенные в традиционный учебный курс русского языка и литературы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты не только были ориентированы на внешний (наглядный) результат, но и реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.
Образовательные проекты по русскому языку и литературе помогают решать следующие педагогические задачи:
− органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении творческой задачи;
− использовать групповые формы обучения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии;
− предоставлять учащимся возможность самим выбирать способы реализации целей;
− осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
− организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся;
− способствовать возрастанию интереса в ходе работы над проектом с целью интеллектуального и духовного становления личности учащихся, обогащения их внутреннего мира.
Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5–6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7–8–классы любят работать над практико-ориентированными проектами — их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе.
Примерные темы образовательных проектов по русскому языку в 7–8 классах:
Карта Вселенной русского языка;
«Что в имени тебе моём?»;
«Фразеологизмы в нашей жизни»;
«Фразеологизмы с названиями животных;
«Частицы НЕ и НИ. Что общее и в чём различие?»;
Что для нас частица в русском языке?
«Этимология названий месяцев в календаре разных народов»;
«Слово наших предков»,
«Языки каких народов оставили свой след на карте нашего края»,
«Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой».
Тем не менее в 7–8 классах нельзя отказываться от краткосрочных исследований, но необходимо предлагать темы проектов, требующие большего времени для их реализации. В 7–8 классах работы более серьёзные, исследовательского характера, в малых группах по 2–3 человека. Например, обобщающий проект по русскому языку «В мире частицы» (готовится постепенно, к концу изучения темы «Частицы»). Учитель корректирует эту работу, направляет, создаёт условия, при которых ученики сами с интересом приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения различных познавательных и практических задач.
Опыт работы показывает, что при такой организации учебного процесса учитель русского языка из привычного носителя знаний и информации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.
Таким образом, цель современной российской системы образования — научить ребёнка добывать знания самому, именно проектная деятельность на уроках русского языка — один из лучших способов для совмещения личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.
Литература:
- Абрамова, С.В. «Жизнь слова в другом языке» /Текст]: о предварительном этапе работы над проектом; статья 2 / С. В. Абрамова // Русский язык. — 2013. — № 3. — С.34–41.
- Беднарская, Л. Д. Проектная деятельность на каждом уроке [Текст] / Л. Д. Беднарская // Русский язык в школе. — 2015. — № 5. — С.3- 4.
- Инновационные педагогические технологии: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Изд-во «Бук», 2016. 266 с.
- Курбанова, Н. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как фактор социализации старшеклассников [Текст] / Н. Курбанова // Сельская школа. — 2014. — № 1. — С.93–97.
- Мулярчик, М. М. Организация проектной деятельности на уроках русского языка [Текст] / М. М. Мулярчик // Начальная школа. — 2013. — № 2. — С.28–31.
- Титаренко Е. Я. (отв. ред.) Русский язык в поликультурном мире. 2017. Том 2. I Международный симпозиум (8–12 июня 2017 г.) / отв. ред. Е. Я. Титаренко: Сб. науч. статей. В 2-х т. Том 2. — Симферополь: Ариал, 2017. — 416 с.
- Челышева, И. Л. Социальные и лингвокультурологические проекты по русскому языку в условиях открытости образования [Текст] / И. Л. Челышева // Мастер -класс. Прилож. к журналу «Методист». — 2014. — № 7. — С.31–33.
- Ядровская Е. Р. (ред.). Открытая методика: поиск — исследования — творчество. Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы. — СПб.: Свое издательство, 2015. — 350 c.