Проектная деятельность на уроках русского языка в 7–8-х классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.11.2019

Статья просмотрена: 1810 раз

Библиографическое описание:

Асачева, М. В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 7–8-х классах / М. В. Асачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64390/ (дата обращения: 16.11.2024).



Образованный человек в современном обществе — это не столько человек, обладающий знаниями, но умеющий целенаправленно добывать знания по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.

Отсюда выявляются для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Осуществляя поиск новых средств, педагоги приходят к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Сегодня учащийся должен уметь [1]:

− работать самостоятельно;

− работать с большим количеством информации;

− отбирать нужную информацию;

− анализировать информацию;

− самостоятельно делать выводы;

− самостоятельно искать решение в той или иной ситуации;

− творчески подходить к решению проблем;

− расширять свой кругозор.

Для того, чтобы учащемуся развить вышеперечисленные навыки, современные системы образования взяли за основу метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

На сегодняшний день метод проектов является одним из самых актуальных, так как позволяет совмещать теоретические знания и практические применения в решении той или иной проблемы. В связи в этим, данный проект стали часто использовать в обучении русского языка.

Проект — это процесс, главной задачей которого является достигнуть нового результата в определенные временные рамки, с учетом использования определенных ресурсов. В проекте должна быть описана конкретная ситуация, и конкретные методы для ее улучшения [2].

Метод проектов — это комплекс дидактических приемов, которые предназначены для решения проблем, как с теоретической точки зрения, так и с практической, и в результате представлять собой практический результат (решение проблем), оформленный тем или иным образом [3].

Проект — это пять «П»:

− проблема;

− проектирование;

− поиск информации;

− продукт;

− презентация.

История метода проектов берет свое начало с XX в. Данный метод был разработан на основе прагматической педагогики Дж.Дьюи (американский философ, педагог). В России о данном проекте заговорили еще в 1905 году, когда С. Т. Шацский (советский педагог-экспериментатор) хотел ввести данный проект в образовательную практику. Поеле революции данный проект запрещают и не используют до 1980 года.

В связи с разработкой ФГОС общего образования (стандарт второго поколения), данный проект возобновляется в процессе обучения. Цель данного метода акцентировать внимание на самостоятельную работу учащихся, которая выполняется по определенной теме, правилам и заданному промежутку времени [4].

Основные задачи проектной деятельности:

− формирование навыков и умений в разных речевых деятельностях;

− формирование самостоятельной работы учащихся;

− формирование коммуникативной компетенции у учащихся;

− формирование активной атмосферы во время занятий;

− формирование мотивации у учащихся;

− научить мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы;

− развивать творческую активность;

− расширить образовательные рамки;

− расширить общий кругозор и знания языка.

Преимущества при использовании метода проектов:

− формирование личности, обладающей информационной культурой;

− использование системно-деятельностного подхода, который приводит к развитию творческих способностей;

− позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс;

− работа в группах влияет на развитие личности, помогает осуществлять коллективное общение.

Плюсы метода проектов:

− навыки самообразования;

− навыки групповой деятельности;

− индивидуальный подход.

Минусы метода проектов:

− психологические коммуникативные проблемы;

− технические накладки;

− проблема самооценки.

Метод проектов используется во всем мире, а с недавнего времени данный метод рассматривается, как способ достижения дидактической цели, через разработку технологий, как совокупность приемов, действий учащихся в их установленной последовательности для решения значимой проблемы, оформленной в виде конечного продукта [4].

Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность освоить новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Исходя из этого, у учащихся формируются личностные качества, которые могут быть получены в деятельности, а не вербальным путем.

Немало важно отметить, что в процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции [5]:

− рефлексивные умения;

− поисковые (исследовательские) умения;

− умения и навыки работы в сотрудничестве;

− коммуникативные навыки/умения;

− презентационные умения.

Русский язык как учебный предмет — замечательная, плодородная почва для проектной деятельности.

Проекты, включенные в традиционный учебный курс русского языка и литературы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. При этом важно, чтобы проекты не только были ориентированы на внешний (наглядный) результат, но и реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.

Образовательные проекты по русскому языку и литературе помогают решать следующие педагогические задачи:

− органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении творческой задачи;

− использовать групповые формы обучения, основанные на взаимопонимании и взаимодействии;

− предоставлять учащимся возможность самим выбирать способы реализации целей;

− осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;

− организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся;

− способствовать возрастанию интереса в ходе работы над проектом с целью интеллектуального и духовного становления личности учащихся, обогащения их внутреннего мира.

Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5–6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7–8–классы любят работать над практико-ориентированными проектами — их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе.

Примерные темы образовательных проектов по русскому языку в 7–8 классах:

Карта Вселенной русского языка;

«Что в имени тебе моём?»;

«Фразеологизмы в нашей жизни»;

«Фразеологизмы с названиями животных;

«Частицы НЕ и НИ. Что общее и в чём различие?»;

Что для нас частица в русском языке?

«Этимология названий месяцев в календаре разных народов»;

«Слово наших предков»,

«Языки каких народов оставили свой след на карте нашего края»,

«Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой».

Тем не менее в 7–8 классах нельзя отказываться от краткосрочных исследований, но необходимо предлагать темы проектов, требующие большего времени для их реализации. В 7–8 классах работы более серьёзные, исследовательского характера, в малых группах по 2–3 человека. Например, обобщающий проект по русскому языку «В мире частицы» (готовится постепенно, к концу изучения темы «Частицы»). Учитель корректирует эту работу, направляет, создаёт условия, при которых ученики сами с интересом приобретают знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения различных познавательных и практических задач.

Опыт работы показывает, что при такой организации учебного процесса учитель русского языка из привычного носителя знаний и информации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

Таким образом, цель современной российской системы образования — научить ребёнка добывать знания самому, именно проектная деятельность на уроках русского языка — один из лучших способов для совмещения личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

Литература:

  1. Абрамова, С.В. «Жизнь слова в другом языке» /Текст]: о предварительном этапе работы над проектом; статья 2 / С. В. Абрамова // Русский язык. — 2013. — № 3. — С.34–41.
  2. Беднарская, Л. Д. Проектная деятельность на каждом уроке [Текст] / Л. Д. Беднарская // Русский язык в школе. — 2015. — № 5. — С.3- 4.
  3. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Изд-во «Бук», 2016. 266 с.
  4. Курбанова, Н. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как фактор социализации старшеклассников [Текст] / Н. Курбанова // Сельская школа. — 2014. — № 1. — С.93–97.
  5. Мулярчик, М. М. Организация проектной деятельности на уроках русского языка [Текст] / М. М. Мулярчик // Начальная школа. — 2013. — № 2. — С.28–31.
  6. Титаренко Е. Я. (отв. ред.) Русский язык в поликультурном мире. 2017. Том 2. I Международный симпозиум (8–12 июня 2017 г.) / отв. ред. Е. Я. Титаренко: Сб. науч. статей. В 2-х т. Том 2. — Симферополь: Ариал, 2017. — 416 с.
  7. Челышева, И. Л. Социальные и лингвокультурологические проекты по русскому языку в условиях открытости образования [Текст] / И. Л. Челышева // Мастер -класс. Прилож. к журналу «Методист». — 2014. — № 7. — С.31–33.
  8. Ядровская Е. Р. (ред.). Открытая методика: поиск — исследования — творчество. Сборник научных докладов и статей по методике преподавания русского языка и литературы. — СПб.: Свое издательство, 2015. — 350 c.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, проект, проектная деятельность, знание, метод проектов, решение проблем, самостоятельная работа учащихся, учащийся, коммуникативная компетенция, учебный процесс.


Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Проектное обучение на уроках обществознания в 5 классе

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Проектная деятельность на уроках биологии

Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу» в подготовительной речевой группе в соответствии с ФГОС

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Проектное обучение на уроках обществознания в 5 классе

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка, географии, ОБЖ, татарского языка и татарской литературы

Проектная деятельность на уроках биологии

Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу» в подготовительной речевой группе в соответствии с ФГОС

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Задать вопрос