В рамках данной статьи проводится анализ понятия договора поставки товаров для государственных нужд в российской правовой доктрине, проводится характеристика правовой природы договора на поставку товаров для государственных нужд, дается авторское понятие договора поставки товаров для государственных нужд.
Ключевые слова: государственные нужды, договор поставки, государственный контракт, государственный заказчик, договор поставки товаров для государственных нужд.
This article analyzes the concept of the contract for the supply of goods for state needs in the Russian legal doctrine, characterizes the legal nature of the contract for the supply of goods for state needs, gives the author's concept of the contract for the supply of goods for state needs.
Keywords: state needs, supply contract, state contract, state customer, contract of supply of goods for state needs.
Государство является крупнейшим субъектом гражданских правоотношений. Посредством государственных органов и организаций оно вступает в разнообразные правоотношения, цель которых — обеспечение выполнения ими своих функций, полномочий и обязательств, а также поддержание непосредственно жизнедеятельности этих органов и организаций.
Принято использовать выражение «государственные и муниципальные нужды».
В широком смысле под ними понимают потребности государственных и муниципальных заказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия.
Действующее законодательство не содержит определения понятия «государственные нужды». Из содержания ранее действовавших, а ныне утративших силу норм, можно сделать вывод, что государственные нужды — это обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий, для исполнения международных обязательств, в том числе реализации межгосударственных и региональных целевых программ Российской Федерации, государственных заказчиков, субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков субъектов [1].
Обеспечение заказчиков товарами, работами и услугами осуществляется путем заключения соответствующих договоров на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.
«Договор поставки товара» — это термин, используемый Гражданским кодексом Российской Федерации.
В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд [2].
Договор поставки для обеспечения нужд государства — это соглашение, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставки товара.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ, договором поставки признается такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Из данного определения следует, что договор поставки:
− консенсуальный, т. е. считается заключенным, когда между его сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям;
− возмездный, т. е. содержит обязательство оплаты поставленных товаров;
− двусторонне обязывающий, т. е. предполагает взаимные обязательства поставщика (передача товара) и заказчика (оплата товара).
Специальное законодательство использует термин «государственный (муниципальный) контракт».
Государственный контракт — договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации для обеспечения госнужд.
Муниципальный контракт — договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.
Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ [3].
Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Существенные отличия государственного или муниципального контракта от иных видов договора купли-продажи:
− покупателем является государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
− наименование договора — государственный или муниципальный контракт, заключающийся на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;
− основной способ размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд — проведение открытых торгов (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений);
− общий порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены Гражданским кодексом Российской Федерации;
− государственный или муниципальный Заказчик обеспечивает оплату товаров за счет средств бюджета, в том числе возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
− законодательством о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
− споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются Арбитражным Судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор [9].
Большинство дискуссий в вопросе определения сущности государственного контракта связаны со спецификой субъектного состава (государство-заказчик), с целевым содержанием государственного контракта (удовлетворение государственных нужд), с особенностями финансирования (выделение бюджетных ассигнований). Вместе с тем понимание правовой сущности государственного контракта является ключевым моментом в характеристике его режима (гражданско-правового либо административно-правового).
Исследования правовой сущности государственного контракта проводятся разными авторами по нескольким направлениям. Первая точка зрения, сформулирована представителями науки административного права и базирующаяся на разработках школы «хозяйственного права» [10]. По мнению исследователей, поддерживающих эту теорию, гражданское законодательство не в полной мере справляется со своими задачами, так как, кроме предпринимательских отношений на условиях равенства, отношений «по горизонтали», регулируемых гражданским законодательством, существуют предпринимательские отношения «по вертикали», где активное участие принимает государство, приобретая продукцию для удовлетворения собственных нужд.
В советский период, рассматривая понятие административного договора, авторы отмечали такие его особенности, как отсутствие подлинной юридической равноценности воли участников отношений, наступление за неисполнение договорных условий административной, а не гражданско-правовой ответственности, применение ответственности органом, который является стороной по договору или вышестоящим органом; отсутствие, как правило, ответственности стороны, обладающей властными полномочиями.
Рассматривая понятие государственных контрактов, А. В. Демин [11] обращает внимание на их наименование, которое подчеркивает, по его мнению, наличие в их правовом режиме публично-правовых элементов. Обосновывая наличие в государственных контрактах административно-правовых признаков, автор отмечает, что законодательные акты, регулирующие государственные контракты, по своему содержанию, структуре, предмету и методам регулирования являются комплексными и включают нормы гражданского и административного права. Причем административные нормы носят специальный характер, устанавливая изъятия и отраслевые особенности для данной категории договоров по отношению к общим положениям и принципам обязательственного (гражданского) права.
Этим и аргументируется вторая позиция относительно правовой сущности государственного контракта: его предлагается рассматривать, как указывает В. И. Новоселов [7], как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы.
Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. М. Козлов [13], отмечая такую особенность государственных контрактов, как сочетание в себе элементов административно-правовых и гражданско-правовых договоров.
Таким образом, несмотря на различные точки зрения на правовую сущность государственного контракта, почти всеми исследователями отмечается наличие в них публично-правовых и частноправовых элементов. При этом некоторыми авторами делается вывод о том, что государственные контракты относятся к комплексной сфере правового регулирования, в которой государственное вмешательство носит разноотраслевой характер.
Однако, позволим себе не согласиться с позицией А. В. Демина и солидарных с ним исследователей, поскольку, по нашему мнению, более правильной является точка зрения П. С. Тарабаева [14], который указывает, что цель государственного контракта, обеспечение государственных нужд, не может служить основанием для признания наличия публичных элементов в данном договоре.
То есть, несмотря на публично-правовой характер целей государственного контракта, само их наличие или характер не может влиять на правовую сущность заключаемого государственного контракта. Цель, ради которой заключается государственный контракт, необходима для правильной юридической квалификации договора в рамках гражданско-правовой материи, которая, в свою очередь, определяет особенности его заключения и исполнения, а также особенности гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств.
ГК РФ регулирует, и то весьма неполно, заключительную стадию процесса размещения государственных заказов — заключение государственного контракта и отчасти его содержание. Вместе с тем государственные закупки представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и правовое регулирование которых должно быть взаимосогласованным.
На наш взгляд, для правильного определения правовой сущности государственного контракта необходимо провести различие между такими правовыми понятиями, как государственный контракт, государственный заказ и государственные закупки.
Как отмечалось ранее, нормативное определение государственного контракта содержится в Законе о контрактной системе, в котором под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Под государственным заказом же, в условиях рынка, следует понимать обеспечиваемые за счет бюджетных и внебюджетных средств государственные потребности в товарах (работах, услугах) в период времени, на который утвержден соответствующий бюджет. То есть, государственный заказ можно рассматривать, как перечень товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) для федеральных государственных нужд либо нужд субъекта РФ.
По нашему мнению, основной ошибкой исследователей в области государственных закупок является смешивание этих понятий в одну правовую категорию, в то время как они, являясь тесно взаимосвязанными, все же различны. В данном случае, связь понятия государственного заказа и государственного контракта представляет собой схему «предпосылка — следствие».
Литература:
- Утратившие силу статья 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; статья 13 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) // CЗ РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.
- Бабунова С. А. Понятие и юридическая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Материалы Всероссийской студенческой науч.-практ. конференции. Иркутск, 2016. — С. 96–99.
- Гражданское право: учебник: в 3 томах / И. А. Андреев, И. З. Аюшеева, А. С. Васильев и др.; под ред. С. А. Степанова. — М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2011. — Т. 2. — 712 с.
- Морозов А. А. Эволюция развития механизма правового регулирования договора поставки для государственных нужд в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 3 (45). — С. 99–107.
- Новоселов В. И. О государственных закупках // Вестник гражданского права. — 2014. — № 2. — С. 31
- Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н. А. Баринов, К. П. Беляев, Е. В. Вавилин и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2011. — Т. 1. — 533 с.
- Гражданское право. Часть 2. Обязательственное право: учебник/Ю. М. Алпатов, В. Е. Белов, Н. И. Беседкина и др.; под ред. д-ра юрид. наук, проф. С. А. Ивановой. — 2-е изд., перераб. И доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 626 с.
- Акулич Е. И. Экономические предпосылки финансового обеспечения государственных нужд // Вестник финансового университета, 2014, № 6.
- Демин А. В. Публично-правовой аспект государственного контракта // Право, 2013, № 3.
- Козлов Ю. М. Административное право. — М., 2013.
- Тарабаев П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд // Госзакупки, 2013, № 1, с. 16.
- https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-pravovoy-prirody-gosudarstvennogo-kontrakta