В статье обосновывается необходимость научного исследования вопросов применения ситуационного подхода в производстве по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды. Его использование в административном производстве по этой категории дел имеет существенную специфику, которая обусловлена особенностями противоправной деятельности в данной области и процессуальными особенностями применения криминалистических знаний в административном производстве по делам о нарушениях природоохранного законодательства.
Ключевые слова: производство по делам об административных правонарушениях, криминалистические знания, ситуационный подход.
The article substantiates the need for research concerning the application of the situational approach in production on cases of administrative offences in the field of environmental protection. Its use in the administrative proceedings in this category of cases has a significant specificity, which is due to the peculiarities of illegal activity in this area and procedural features of the application of forensic science in the administrative proceedings in cases on violations of environmental legislation.
Keywords: proceedings on administrative offenses, criminalistic knowledge, situational approach.
Современное развитие криминалистической науки, определяется заблаговременным расширением ее целей, углублением решаемых задач и области знаний, изменением характера значительной части элементов исследования и содействием разработке новых технических и судебно-экспертных средств и методов, а также инновационных тактик, сочетаний и инновационных методов и частных теорий.
Административные процедуры характеризуются сложностью и многогранностью, общими и частными элементами процедуры, опосредованными сроками, особенностями противостояния сторон, техническими и тактическими характеристиками подготовки и самого процесса. Эти характеристики преимуществ деликта определяют необходимость судебно-экспертной поддержки при собирании, расследовании и оценке соответствующих доказательств на стадии судебного разбирательства.
«Человек на всех стадиях своего развития оказывал влияние на среду своего обитания... На данном же этапе последствия деятельности человека сопоставимы с природными явлениями чрезвычайного характера... Современный этап жизни общества характеризуется кризисной экологической ситуацией» [1, с. 140], которая активизировала природоохранную деятельность во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации.
Уровень латентности экологических правонарушений высок ввиду недостаточной разработанности механизма установления событий подобных нарушений, выявления и фиксации наступивших в результате их совершения негативных изменений в окружающей среде и привлечения к ответственности лиц, нарушивших экологические нормы.
Большая часть научных криминалистических исследований и основанных на них методических и тактико-организационных рекомендаций относится к сфере уголовного расследования дел об экологических преступлениях. Особенности же тактики и методики расследования административных правонарушений остаётся вне фокуса внимания криминалистики, что свидетельствует о необходимости проведения дальнейших исследований в указанной области.
При этом, следует иметь в виду, что использование криминалистических знаний в процессе административного расследования нарушений природоохранного законодательства имеет существенную специфику, обусловленную как особенностями противоправной деятельности в данной области, так и процедурными особенностями применения криминалистических знаний в административном производстве по делам о нарушениях природоохранного законодательства.
При рассмотрении дела об административном правонарушении именно в рамках судебной ситуации, проецируется деликтное событие, на которое указывают материальные следы, оставленные на месте происшествия, и содержание сознания участников административного правонарушения, являющегося ничем иным как идеальными следами правонарушения.
Законодательство об охране окружающей среды предусматривает различные виды ответственности за экологические правонарушения; задачи органов власти и лиц, расследующих тот или иной вид преступлений (правонарушений) и осуществляющих уголовное преследование за них, различаются, а процедуры рассмотрения экологических правонарушений отличаются. Понятно, что во всех случаях незаконной деятельности (в том числе экологической) присутствует живая человеческая деятельность, которая выражается в системе видов деятельности, мероприятий, порождающих различные изменения в окружающей среде. Вопрос признания такой человеческой деятельности преступлением или административным правонарушением является лишь абстракцией, порождаемой законом. Только если будет истинно (реально) установлено, кто, какими средствами, какими средствами, какими средствами и с какой целью может осуществляться система деятельности, можно будет говорить либо о проступке, либо о преступлении, либо о преступлении, либо о деянии, не являющемся правонарушением вообще [2, с. 94].
М. К. Каминский заметил, что «преступление, взятое в собственно криминалистическом плане, выступает не только как юридический факт, но и как предметная деятельность (иногда её фрагмент: действие, совокупность действий человека)» [2, с. 95]. В рамках этого подхода правонарушение (и преступление, и проступок) рассматривается как специфическая форма социального движения, как деятельность людей, порождающая многообразные изменения среды.
В каждой области человеческой деятельности существует объективно сформированный набор фактических обстоятельств, между которыми существует причинно-следственная, временная, пространственная или иная связь и которые в силу этой связи образуют целостную систему элементов, называемых ситуацией. Следует помнить, что ситуации возникают на фоне деятельности человека, строго говоря, в процессе взаимодействия, взаимозависимости, взаимного влияния незаконной (преступной) деятельности и деятельности по раскрытию и расследованию правонарушений (преступлений). Очевидно, что системный и ситуационный подход к выявлению, расследованию, решению проблем, предупреждению административных правонарушений может дополнять и обогащать друг друга.
Разработка методических рекомендаций для субъектов административной юрисдикции позволит повысить уровень их квалификации, что отразится на эффективности деятельности по выявлению, расследованию и устранению административных правонарушений в области охраны окружающей среды. Это важно с учетом того, что требование о юридической подготовке не является обязательным для всех сотрудников правоохранительных органов, которые выполняют административную юрисдикцию.
В свою очередь, ситуационный подход позволяет анализировать деятельность по совершению, выявлению, расследованию и разрешению административных правонарушений с позиции ситуаций её составляющих. В административном производстве выделяют стадии: возбуждения дела об административном правонарушении, расследования, рассмотрения дела и принятия постановления, обжалования и опротестования постановления, исполнения постановления, вынесенного по делу. Стадии административного расследования и обжалования являются факультативными (необязательными).
Принимая решение о возбуждении дела об административном правонарушении субъект административной юрисдикции изучает и оценивает ситуацию предшествующую правонарушению, которая существовала в период подготовительных действий правонарушителя, собственно ситуацию совершения административного правонарушения и ситуацию после совершения правонарушения. Следует учитывать то обстоятельство, что к стадии подготовки, маскировки, сокрытия своей противоправной деятельности нарушитель подходит не так тщательно как субъект преступной деятельности [3, с. 165]. В силу этого остаётся множество разнообразных следов, выявление и фиксация которых является задачей органов и лиц, выявляющих и расследующих дела о правонарушениях в области охраны окружающей среды. На этом (и последующих этапах) эффективно использовать метод ситуационного моделирования.
Производство по делам об административных правонарушениях отличается упрощённостью и краткосрочностью рассмотрения дел, вследствие этого у субъектов административной юрисдикции ограничено время оценки сложившейся ситуации. Для быстрого и правильного ориентирования в сложившейся ситуации необходимо использовать криминалистические рекомендации по применению ситуационного подхода на разных стадиях административного производства. Это особенно актуально для должностных лиц органов исполнительной власти, возбуждающих и расследующих дела об административных правонарушениях. Кроме этого, в фокусе внимания субъектов административной юрисдикции должны быть факторы, влияющие на сохранность изменений обстановки (в результате изменения климатических условий, изменчивости самих следов деятельности, быстроты их исчезновения).
Для целей «экологического» административного производства необходимо выявить типичные ситуации и разработать алгоритм действий субъектов административной юрисдикции. Представляется целесообразным основывать типовые первоначальные ситуации расследования при данной категории дел [2, с. 97], поскольку часто невозможно определить степень общественной опасности (административное проступок или уголовное правонарушение) на этапе выявления признаков нарушения природоохранного законодательства. Вполне вероятно, что собранная информация о событии преступления в будущем послужит основанием для возбуждения уголовного преследования за экологические преступления.
Таким образом, ситуация на момент расследования административного правонарушения характеризуется двумя факторами: наличием информации на момент его совершения и источниками ее получения. В зависимости от ситуации начальный этап процедуры может быть либо поисковым (идентификация правонарушителя), либо следственным (действия субъектов расследования и их осведомленность о субъекте и событии).
При оценке ситуации на этапе возбуждения административного расследования субъект административной юрисдикции определяет необходимость проведения административного расследования. В соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно осуществляется, если «проводится экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительного времени».
Без преуменьшения важности этапа расследования дела, начальный этап производства является наиболее длительным и ответственным, поскольку в значительной степени определяет исход дальнейшего расследования дела.
Использование ситуационного подхода при осуществлении определенных процессуальных действий (например, опрос /допрос правонарушителя, должностных лиц, свидетелей, потерпевших, осмотр помещений, принадлежащих юридическому лицу или субъекту, территорий, изъятие или выемка вещей и документов); в судебной (внесудебной) практике рассмотрения дел данной категории; использование ситуационного моделирования при выявлении, расследовании, рассмотрении дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды будет являться методом, при котором принимаются законные решения по делу.
Литература:
- Каминский М. К. Взаимодействие, отражение, информация. // Теория криминалистической идентификации, дифференциации и дидактические вопросы специальной подготовки сотрудников аппарата БХСС. — Горький, 1980. — С. 3.
- Комаркова Э. Р. Пути и средства решения криминалистических задач в административном производстве по делам об экологических правонарушениях. // Вестник Удмуртского Университета. — 2012. Вып. 3. Экономика и право. — С. 94–95.
- Панькина И. Ю. Проблемы осуществления правосудия при особом порядке принятия судебного решения // В сборнике: Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики Российской Федерации материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2012. С. 164–168.