В данной статье рассматриваются особенности подходов к определению инвестиционной привлекательности, выделяются классификационные группы факторов инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, факторы, подходы к определению.
Современной стадии развития российской экономики соответствуют неопределенность в выборе дальнейших направлений трансформаций. Но, без сомнения, определяющее значение в будущих преобразованиях имеет именно инновационное развитие. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов подобные изменения могут быть достигнуты только путем масштабных вливаний, что трудно осуществимо в условиях низкого уровня развития механизмов финансового обеспечения инвестиционной деятельности. Ключевым и, в то же время, достаточно обширным индикатором, на основе которого принимаются инвестиционные решения, является инвестиционная привлекательность (далее — ИП). О факторах, оказывающих на неё влияние, и пойдет речь в данной статье.
При этом, само понятие ИП в научной литературе трактуется неоднозначно и не имеет на данный момент устоявшейся дефиниции. Мнения исследователей можно разделить на две укрупненные группы: одни делают акцент на анализе финансовых показателей компании, другие охватывают также ряд нефинансовых характеристик (например, форма корпоративного управления). [4, с. 19]
Имеет место также следующая классификация подходов, где авторы рассматривают ИП шире, чем критерий целесообразности инвестирования:
– условие развития предприятия;
– условие инвестирования;
– совокупность показателей, характеризующих финансовое состояние компании;
– показатель эффективности инвестиций.
Очевидно, существует широкое многообразие подходов к характеристике понятия. Поэтому следует выделить ключевые особенности, которые выделяют те, или иные авторы:
– динамичность развития предприятия;
– достижение желаемого уровня прибыльности с высокой вероятностью в определенные сроки;
– эффективность работы компании;
– удовлетворение личных предпочтений инвестора;
– наличие спроса на инвестиции;
– конкурентоспособность продукции;
– зависимость от финансовых показателей предприятия. [5, с. 86]
Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на ИП предприятия. Так, разные авторы группируют факторы по различным принципам.
Наиболее распространенной классификацией является разделение факторов ИП на внешние и внутренние. На первые компания не может оказывать влияние, при этом вторые являются результатом деятельности компании и формируются в границах организации. [6, с. 46]
Перечислим основные внутренние факторы компании:
– Финансовое состояние. Оценка осуществляется путем расчета и анализа показателей ликвидности, рентабельности и др.
– Организационная структура управления компанией. Параметр предполагает оценку влияния акционеров и государства, доли чистой прибыли, выплачиваемой организацией.
– Инновационность продукции.
– Стабильность генерируемого денежного потока.
– Уровень диверсификации продукции компании. [8, с. 375]
– Стадия жизненного цикла компании. На практике, инвесторы склонны вкладывать средства в компании, находящие на стадии роста, что определяется высоким потенциалом развития компании. При этом инвестирование в компании на стадии старения целесообразно только в редких случаях.
– Репутация компании. Данный неколичественный параметр косвенно отражает эффективность управления компанией [3, c. 152]. Тем не менее, не всем компаниям удается поддерживать баланс между оптимизацией реальных производственных процессов и формированием имиджа.
Внешние факторы можно разделить на факторы прямого и косвенного воздействия. Так, направленность первых ярко выражена и последствия их воздействия можно отследить: ИП территории, уровень развития законодательства, уровень коррупции в регионе, динамика и структура инвестиций в отрасль и др. Ко вторым чаще всего относят факторы, отражающие общую характеристику экономической ситуации (например, уровень инфляции). [1, с. 175]
Важным допущением является то, что внешние факторы в большей степени влияют на ИП публичных компаний, когда для непубличных определяющее значение играют внутренние факторы. [2, с. 162]
Авторы монографии Левченко Т. П., Янюшкин В. А. и Рябцев А. А. объединяют факторы в следующие три группы:
1) Инвестиционная привлекательность территории. В данную группу авторы включают такие критерии как инвестиционный потенциал территории, риски инвестирования в объекты территории, потенциал развития возможной клиентской базы, а также позиции предприятия на рынке.
2) Региональная экономическая политика в области привлечения инвестиций. Здесь анализ факторов осуществляется по двум основным направлениям: потенциал регионального бюджета для стимулирования отрасли и предоставление льгот и гарантий местным предприятиям.
3) Внутренние показатели деятельности компании. В данной группу включены характеристики наиболее распространённого понимания ИП компании, такие как производственный потенциал, эффективность хозяйственной деятельности. [7, с. 17–18]
Важно обратить внимание на то, что вторая группа включает показатели чисто внешние по отношению к компании, а третья — внутренние. При этом в первую группу включаются оба вида факторов.
Таким образом, можно заключить, что предприятие можно считать инвестиционно-привлекательным, если оно готово эффективно функционировать и использовать инвестиции, и удовлетворять субъективные интересы инвестора. На ИП предприятия оказывает влияние большое множество разнонаправленных факторов, тем не менее при управлении компанией требуется грамотно расставлять приоритеты: на какие внутренние факторы ИП воздействовать в первую очередь и как реагировать на внешние факторы ИП. При этом важно учитывать не только объективные требования рынка, но и субъективные предпочтения целевого инвестора.
Литература:
- Бабынин С. А. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия // Бенефициар. — 2017. — № 10. — С. 174–177.
- Нелюбов Д. А. Обоснование выбора факторов инвестиционной привлекательности // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. — С. 161–164.
- Сенина Ю. А. Репутация компании как фактор инвестиционной привлекательности // Экономика и Бизнес: теория и практика. — 2016. — № 5. — С.151–154.
- Спиридонова Г. В. Анализ понятия и оценки инвестиционной привлекательности предприятия с учетом целей инвестирования // Вестник КрасГАУ. — 2014. — № 9. — С. 19–22.
- Толкаченко О. Ю. Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия // Транспортное дело России. — 2008. — № 4. — С. 86–87.
- Управление инвестиционной привлекательностью организации: учебник / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин, И. С. Антонова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 223 с.
- Управление инвестиционной привлекательностью в туристско-рекреационной сфере: Монография / Т. П. Левченко, В. А. Янюшкин, А. А. Рябцев. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 162 с.
- Хабарова К. Ю., Передунова С. В. Классификация факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность компании // Молодежь и XXI век, 25–26 февраля 2016 года. — Том 1. — С. 374–377.