Рассматривая любую область права, со временем встает вопрос об улучшении правового регулирования в этой области, особенно, когда нормативно-правовые акты, которые являются базой и фиксируют содержание рассматриваемых отношений, находятся в стадии преобразования и изменения.
Исполнительное производство затрагивает интересы, прежде всего, судебной системы, а также системы государственной власти, которые нуждаются в качестве и своевременном исполнении решений судов и органов исполнительной власти. Это объясняется тем, что решения судов и других внесудебных органов, всегда будут носить декларативный характер в случае отсутствия отлаженной процедуры их исполнения [1].
Существующая в Российской Федерации практика исполнительного производства, является этому подтверждением, так как около трети всех исполнительных документов не исполняются вовсе, или исполняются не полностью, или частично по тем или иным причинам. Вследствие этого отсутствие в государстве, действенного правового механизма, который реализовывал бы решения суда, или других внесудебных органов, несомненно, подрывает авторитет указанных органов, а также опровергает охрану нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Наиболее оптимальным результатом, является добровольное исполнение судебных актов, и актов других внесудебных органов, однако в случае отказа исполнить указанные акты добровольно все равно требуется эффективный механизм, реально обеспечивающий их принудительное исполнение [2].
На протяжении 10 лет, на территории Российской Федерации действовал Федеральный закон от 21 июля 1997 Фз-119 «Об исполнительном производстве», однако он утратил свою юридическую силу и на смену ему пришел новый с таким же предметом регулирования, Федеральный закон от 2 октября 2007 года ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», который вступил в силу с 1 февраля 2008 года. Федеральный закон № 229 устраняет недостатки и конфликты в правовом регулировании исполнительного производства, не изменяя при этом основных начал, на которых строилось предшествующее законодательство.
С принятием Федерального закона ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» уменьшилось количество отсылочных норм, которые существовали в предыдущем законе и затрудняли пользоваться им, а также стоит отметить, что новый закон дал более подробную регламентацию действий всех субъектов исполнительного производства [3].
Однако со временем выявились существенные проблемы в реализации данного закона. Например, в Федеральном законе ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» вопрос о возможности регулирования отношений в области исполнительного производства правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации не получил одобрения. По моему мнению, акты субъектов Российской Федерации могут использоваться для регламентации отношений в данной области.
В Федеральном законе № 229 «Об исполнительном производстве», закреплены принципы исполнительного производства, однако в законе отсутствуют реальные принципы исполнительного производства, закрепленные в ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» принципы не могут считаться таковыми. Отсутствие сформулированных принципов исполнительного производства, может повлиять на качество повышения эффективности исполнительного производства, а также не возможность его развития. Впрочем, перечень принципов должен быть расширен, это позволит всему законодательству в области исполнительного производства придать законченную форму и показать идеальную структуру.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ дает возможность учитывать права должника и сторон, которые оказываются вовлеченными в процесс исполнения.
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве среди мер ответственности, отсутствуют специфические процессуальные санкции, которые следовало бы закрепить в законодательном порядке по отношению к взыскателю. В процессуальном законодательстве регламентированы обязанности сторон и равенство прав. Однако, следует сказать, что система санкций в отношении должника предусмотрена, а вот что касается изыскателя, то его возможные препятствия действиям судебного пристава-исполнителя остаются безнаказанными.
Для улучшения правового регулирования отношений в области принудительного исполнения необходимо проводить комплексное реформирование всей системы законодательства в сфере исполнительного производства с целью устранения имеющихся в нем конфликтов и выявления недостатков.
Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее, что разнохарактерность отношений, входящих в состав исполнительного производства, повлияло на понимание отдельными учеными в качестве комплексной отрасли права. Впрочем, по моему мнению, это частично оправданно и исполнительное производство представляет собой не только самостоятельный вид юридического процесса, но и отдельную отрасль права со своим особенным методом правового регулирования, которую предлагается называть исполнительным процессуальным правом.
Литература:
- Чурилов А. М. Совершенствовать законодательство об исполнительном производстве» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. — 2004. — No1. — С. 5.
- Винниченко H. A. Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов России за 2005 г. и задачах на 2006 г. // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 2006. — No4. — С. 35.
- Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // отв. ред. Н. А. Винниченко; науч. ред. Смирнов А. Ф. — М.: Юрайт, 2009.