К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 27.11.2019

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Зверева, Е. Б. К вопросу о специфике педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях / Е. Б. Зверева, Л. Д. Григорьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64431/ (дата обращения: 16.11.2024).



Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кадров для работы в пенитенциарных учреждениях. В завершении статьи следует вывод о том, что при подборе сотрудников уголовно-исполнительной системы следует принимать во внимание их ценностные ориентации, профессиональные намерения и мотивы выбора профессии.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, пенитенциарные учреждения, пенитенциарная педагогика, осуждённые, воспитательная работа.

Основное назначение уголовно-исполнительной системы состоит в перевоспитании осуждённых в соответствии с социальными нормами и ценностями общества, в исключении из их сознания необходимости преступления как средства достижения цели, в возвращении осуждённых к нормальной жизни. Если эта цель не достигается, то можно говорить о бесполезной работе УИС, о том, что система не оправдывает своего назначения. Следовательно, проблема исполнения уголовного наказания — это проблема в первую очередь педагогическая, и эффективно её решать призван особый раздел педагогики — исправительная (пенитенциарная) педагогика, которая изучает специфику педагогического процесса в местах лишения свободы, а также принципы, методы и формы воздействия на осужденных с целью их исправления.

Руководство Федеральной службы исполнения наказаний отмечает высокий процент рецидива среди осужденных [1]. Следовательно, назрела необходимость интенсифицировать исследования и разработки по пенитенциарной педагогике в новых условиях жизни России. В контексте данной проблемы уместно вспомнить детективный роман «Эра милосердия» писателей братьев Вайнеров, герой которого надеется на то, что наступит «радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями». Человечество всегда мечтало о достижении таких нравственных высот, когда пенитенциарные учреждения устранят за ненадобностью, поскольку преступников не будет вообще. Возможно, такая мечта — утопия. Однако стремиться к тому, чтобы полностью искоренить преступность, изменить сознание преступников, направить их по пути честной жизни, можно и нужно. И перевоспитывать преступников необходимо, главным образом, в условиях исправительного учреждения.

Однако, как показывает практика, места лишения свободы часто превращаются в так называемую «академию преступности» ввиду постоянного обмена криминальным опытом в среде осуждённых. В результате осуждённые лица, отбывшие наказание, нередко выходят на свободу еще более криминализованными, познавшими более изощренные способы совершения преступлений. Еще больше затянутые в криминальную жизнь, они не прекращают нарушать закон и вскоре снова попадают за решётку.

Причину данной проблемы мы видим в малоэффективных, устаревших методах воспитательной работы, а также в недостаточном внимании к подготовке кадров для работы с осуждёнными. Пенитенциарные учреждения не имеют достаточного количества квалифицированных педагогов, способных эффективно решать стоящие перед ними задачи. Отсутствует отлаженная система повышения квалификации пенитенциарных педагогов. Плохо оказывается постпенитенциарная помощь вышедшим на волю осуждённым.

Полагаем, что именно воспитательная работа с осужденными должна стать magnum opus уголовно-исполнительной системы будущего. Важно, чтобы в местах лишения свободы работали такие люди, которые смогли бы искоренить авторитет «воров в законе», привить осуждённым навыки честного труда и убедить их в необходимости сменить преступный образ жизни на законопослушный. Для этого сотрудники, работающие в местах лишения свободы, должны обладать знаниями не только в области права, но и в области психологии, педагогики, социологии и медицины. Без преданности своему делу, без высокого уровня нравственности, добросовестности и гуманности не стоит выбирать эту профессию. Сотрудникам УИС необходимо внушать, что их деятельность подвижническая, требующая самоотдачи, самопожертвования и приложения душевных сил.

Как показывает практика, ни угрозами, ни наказаниями, ни морализаторством невозможно искоренить у преступника негативные качества личности и сформировать нужные. Многолетний опыт убедил В. А. Сухомлинского, одного из лучших педагогов-новаторов, в том, что воспитатель прежде всего сам должен быть высоконравственной личностью: «Мы сами должны быть примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [2].

Иными словами, не может ленивый воспитатель привить подопечным уважение к труду, грубый — вежливость, чёрствый и равнодушный — милосердие и отзывчивость, наглый и двуличный — правдивость и искренность и т. п. Стать для осуждённых примером для подражания может только тот, кто способен на деле продемонстрировать свои высокие личностные качества. Поэтому следует более ответственно и неформально подходить к подбору сотрудников пенитенциарной системы и принимать во внимание в первую очередь их ценностные ориентации, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера.

Китайский философ Конфуций говорил о том, что изменить человека может встреча с другим человеком. В уголовно-исполнительной системе должны работать яркие и неординарные личности, преданные своему делу профессионалы, способные стать непререкаемым авторитетом для своих подопечных, чтобы осуждённые захотели им подражать и сознательно изменили образ жизни, перестали мыслить криминальными категориями и никогда больше не попадали за решётку. Тогда, возможно, и наступит та самая Эра милосердия, о которой мечтал герой романа братьев Вайнеров и, в конечном счёте, мечтает каждый из нас.

Литература:

  1. «Горьковатая статистика»: 85 процентов российских заключенных — рецидивисты // URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2449835 (дата обращения: 22.11.2019).
  2. Сухомлинский В. А. Я твёрдо верю в силу воспитания // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/40.php (дата обращения: 22.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): место лишения свободы, уголовно-исполнительная система, воспитательная работа, пенитенциарная педагогика, мотив выбора профессии, недостаточное внимание, подбор сотрудников, подготовка кадров, том.


Похожие статьи

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Проблемные аспекты трудового права в рамках служебных отношений прокурорских работников

Содержание рассматриваемой проблемы обусловлено актуальностью научного интереса к практическому осуществлению служебных отношений работников прокуратуры, которые возможно рассматривать с учетом разграничения норм трудового права. В результате изучени...

Дагностика адаптации медицинских сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрена специфика работы медицинского персонала в уголовно-исполнительной сфере. Выявлены основные проблемы адаптации медицинских сотрудников. Также даны рекомендации по улучшению качества прохождения адаптации медицинского персонала, ра...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Служебная этика прокурорского работника в условиях цифровизации

Предметом статьи являются этические правила и нормы, регламентирующие работу органов прокуратуры в условиях цифровизации. Значительное расширение количества используемых технологий, их массовость приводят к потребности выработки необходимых требовани...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Похожие статьи

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...

Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России

В статье рассматриваются педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе обучения курсантов ФСИН России. При подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы, в процессе обучения в вузе, особое внимание след...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Проблемные аспекты трудового права в рамках служебных отношений прокурорских работников

Содержание рассматриваемой проблемы обусловлено актуальностью научного интереса к практическому осуществлению служебных отношений работников прокуратуры, которые возможно рассматривать с учетом разграничения норм трудового права. В результате изучени...

Дагностика адаптации медицинских сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассмотрена специфика работы медицинского персонала в уголовно-исполнительной сфере. Выявлены основные проблемы адаптации медицинских сотрудников. Также даны рекомендации по улучшению качества прохождения адаптации медицинского персонала, ра...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Служебная этика прокурорского работника в условиях цифровизации

Предметом статьи являются этические правила и нормы, регламентирующие работу органов прокуратуры в условиях цифровизации. Значительное расширение количества используемых технологий, их массовость приводят к потребности выработки необходимых требовани...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

В статье речь идёт об особенностях реализации военно-педагогического процесса в военных вузах, а также факторах, определяющих узловые моменты военно-педагогического аспекта в образовании позволяющих добиться высокого результата. Автор статьи затронул...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Задать вопрос