Авторы статьи рассматривают ключевую роль пенитенциарной педагогики в процессе перевоспитания осуждённых, высказывают озабоченность проблемой рецидива среди ранее осуждённых лиц и видят основную причину этого в недостаточном внимании к подготовке кадров для работы в пенитенциарных учреждениях. В завершении статьи следует вывод о том, что при подборе сотрудников уголовно-исполнительной системы следует принимать во внимание их ценностные ориентации, профессиональные намерения и мотивы выбора профессии.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, пенитенциарные учреждения, пенитенциарная педагогика, осуждённые, воспитательная работа.
Основное назначение уголовно-исполнительной системы состоит в перевоспитании осуждённых в соответствии с социальными нормами и ценностями общества, в исключении из их сознания необходимости преступления как средства достижения цели, в возвращении осуждённых к нормальной жизни. Если эта цель не достигается, то можно говорить о бесполезной работе УИС, о том, что система не оправдывает своего назначения. Следовательно, проблема исполнения уголовного наказания — это проблема в первую очередь педагогическая, и эффективно её решать призван особый раздел педагогики — исправительная (пенитенциарная) педагогика, которая изучает специфику педагогического процесса в местах лишения свободы, а также принципы, методы и формы воздействия на осужденных с целью их исправления.
Руководство Федеральной службы исполнения наказаний отмечает высокий процент рецидива среди осужденных [1]. Следовательно, назрела необходимость интенсифицировать исследования и разработки по пенитенциарной педагогике в новых условиях жизни России. В контексте данной проблемы уместно вспомнить детективный роман «Эра милосердия» писателей братьев Вайнеров, герой которого надеется на то, что наступит «радостная заря великой человеческой эпохи — Эры Милосердия, в расцвете которой мы все сможем искренне ощутить себя друзьями, товарищами и братьями». Человечество всегда мечтало о достижении таких нравственных высот, когда пенитенциарные учреждения устранят за ненадобностью, поскольку преступников не будет вообще. Возможно, такая мечта — утопия. Однако стремиться к тому, чтобы полностью искоренить преступность, изменить сознание преступников, направить их по пути честной жизни, можно и нужно. И перевоспитывать преступников необходимо, главным образом, в условиях исправительного учреждения.
Однако, как показывает практика, места лишения свободы часто превращаются в так называемую «академию преступности» ввиду постоянного обмена криминальным опытом в среде осуждённых. В результате осуждённые лица, отбывшие наказание, нередко выходят на свободу еще более криминализованными, познавшими более изощренные способы совершения преступлений. Еще больше затянутые в криминальную жизнь, они не прекращают нарушать закон и вскоре снова попадают за решётку.
Причину данной проблемы мы видим в малоэффективных, устаревших методах воспитательной работы, а также в недостаточном внимании к подготовке кадров для работы с осуждёнными. Пенитенциарные учреждения не имеют достаточного количества квалифицированных педагогов, способных эффективно решать стоящие перед ними задачи. Отсутствует отлаженная система повышения квалификации пенитенциарных педагогов. Плохо оказывается постпенитенциарная помощь вышедшим на волю осуждённым.
Полагаем, что именно воспитательная работа с осужденными должна стать magnum opus уголовно-исполнительной системы будущего. Важно, чтобы в местах лишения свободы работали такие люди, которые смогли бы искоренить авторитет «воров в законе», привить осуждённым навыки честного труда и убедить их в необходимости сменить преступный образ жизни на законопослушный. Для этого сотрудники, работающие в местах лишения свободы, должны обладать знаниями не только в области права, но и в области психологии, педагогики, социологии и медицины. Без преданности своему делу, без высокого уровня нравственности, добросовестности и гуманности не стоит выбирать эту профессию. Сотрудникам УИС необходимо внушать, что их деятельность подвижническая, требующая самоотдачи, самопожертвования и приложения душевных сил.
Как показывает практика, ни угрозами, ни наказаниями, ни морализаторством невозможно искоренить у преступника негативные качества личности и сформировать нужные. Многолетний опыт убедил В. А. Сухомлинского, одного из лучших педагогов-новаторов, в том, что воспитатель прежде всего сам должен быть высоконравственной личностью: «Мы сами должны быть примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [2].
Иными словами, не может ленивый воспитатель привить подопечным уважение к труду, грубый — вежливость, чёрствый и равнодушный — милосердие и отзывчивость, наглый и двуличный — правдивость и искренность и т. п. Стать для осуждённых примером для подражания может только тот, кто способен на деле продемонстрировать свои высокие личностные качества. Поэтому следует более ответственно и неформально подходить к подбору сотрудников пенитенциарной системы и принимать во внимание в первую очередь их ценностные ориентации, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера.
Китайский философ Конфуций говорил о том, что изменить человека может встреча с другим человеком. В уголовно-исполнительной системе должны работать яркие и неординарные личности, преданные своему делу профессионалы, способные стать непререкаемым авторитетом для своих подопечных, чтобы осуждённые захотели им подражать и сознательно изменили образ жизни, перестали мыслить криминальными категориями и никогда больше не попадали за решётку. Тогда, возможно, и наступит та самая Эра милосердия, о которой мечтал герой романа братьев Вайнеров и, в конечном счёте, мечтает каждый из нас.
Литература:
- «Горьковатая статистика»: 85 процентов российских заключенных — рецидивисты // URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2449835 (дата обращения: 22.11.2019).
- Сухомлинский В. А. Я твёрдо верю в силу воспитания // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/40.php (дата обращения: 22.11.2019).