В статье проводится анализ нормативно-правовых актов, международных договоров, они дают нам точное понятие и регламентацию таким нормам как честь, достоинство и деловая репутация. Анализируются в статье все способы защиты личных неимущественных прав. Раскрывается такое понятие как «человеческое достоинство», реальное проявление личности в обществе, как взаимосвязь чести и достоинства.
Ключевые слова: честь, достоинство, репутация, публичность, нормативные блага, моральный вред.
the article analyses normative and legal acts, international treaties, they give us an accurate concept and regulation of such norms as honor, dignity and business reputation. The article analyses all ways to protect personal non-property rights. The concept of «human dignity», the real manifestation of the individual in society, as the relationship between honor and dignity, is revealed.
Key words: honor, dignity, reputation, publicity, normative benefits, moral harm.
Совсем недавно люди и не могли подумать, что каждому человеку будет дано право по защите чести и достоинства. Многие жили и радовались лишь одному, что Господь подарил им еще один день. Рабство, лишение каких-либо моральных ценностей человека, могло привести только к одному — гибели всего человечества. В будущем нет смысла, при отсутствии уважения к правам и свободе человека, где учитываются его права на честь, достоинство и деловую репутацию. Само понятие чести, достоинства и деловой репутации напрямую зависят от правового института, следовательно, если они утрачены, то статус человека в обществе соответственно уменьшается.
Актуальные темы для нашего общества — это человеческие ценности, честь и достоинство. Честь, достоинство и деловая репутация крепко связанны друг с другом, они взаимно дополняют каждое понятие. Честь и достоинство возникают от таких определений, как стремление к чистоте морали и проявление честности. Человек чести всегда будет честен не только к самому себе, но и к другим людям в целом, а также к своим обязательствам и обязанностям. Этот индивидуум является морально чистым, и использует свой авторитет в обществе. Когда сформировалось общество, каждый человек овладел чувством чести, от которого возникает забота о собственной репутации. Когда человек переходит черту, нарушая при этом правила чести, для него самым страшным наказанием будет потеря индивида чести, по общественному мнению, состояние бесчестия. Общество подбирает критерии нравственных качеств, для оценки индивидуума. Человек не в силах отклониться от суждений окружающих его людей, поэтому понятия личная и социальная сторона близко сплетены между собой. Честь является зеркалом достоинства человека в сознании других людей.
В толковом словаре В. И. Даля мы не найдем понятие достоинства, но четко увидим, что оно характеризует понятие чести. «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [5]. Из этого следует, что в толковом словаре В. И. Даля идентифицируется понятие чести и достоинства личности.
Д. Н. Ушаков в собственном толковом словаре изображает картину достоинства как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [2]. Трактовка чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [2]. Из двух различных источников, можно выявить последовательность, где понятие чести происходит из понятия достоинства.
Изучив еще один толковый словарь Л. А. Черной, в котором она выделяет три важных группы понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [3]. В виде глубокой человеческой сущности, здесь рассматривается честь как достоинство человека здесь.
Нельзя продать или купить бесспорную значимость человека. «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) само уже достоинство» [4]. Так рассуждает И. Кант, где ярко выражает понятие достоинства, как высокое чувство самоуважения, в котором утверждается восприятие, как личных моральных ценностей человека, так и других людей. Стало быть, что каждый индивидуум с самого рождения обладает достоинством.
К понятиям честь и достоинство так же можно отнести деловую репутацию, данное понятие чаще всего в своем роде принадлежит юридическим лицам. Что является частным случаем: репутация коллектива, организации, индивидуального предпринимателя. В современном гражданском праве (и в законодательстве, в доктрине) не существует единого толкования понятия «деловая репутация». В толковом словаре В. И. Даля репутация характеризуется как «слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком» [5], а словарь С. И. Ожегова трактует это понятие так: «репутация — это оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-нибудь» [6]. Деловой — «относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе» [7].
Понятие «деловая репутация» состоит во взаимоотношении социальных взглядов и согласно оценке по его должностной деятельности, работы. Именно такое суждение сформировалось в теории.
К юридическим лицам чаще всего относится деловая репутация, хотя тесно связана с честью и достоинством. Возникают индивидуальные случаи репутации организации, индивидуального предпринимателя или коллектива. За последние годы количество исков по защите деловой репутации значительно выросло, так как она играет большую роль в положении организации на рынке. Поступают иски такого характера, как оскорбление, оценочные суждения, что является способом снижения деловой репутации. Данные высказывания Конституцией не запрещены, но если они являются оскорбительно неприличными, то оскорбивший может быть привлечен к уголовной ответственности по статье Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Литература:
- Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: М. 1912.- 904 с
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935–1940.-8793 с.
- Черная Л. А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI — XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
- Кант И. Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. — М.: «Мысль». Т. 4. Ч. II. 1783.- 544 с.
- Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т.4 — М.: Русский язык, 1991. С.93
- Толковый словарь Ожегова С. И., Шведовой Н. Ю. С. 700.
- Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»,2004. С. 196