В настоящее время, в период пересмотра и реформирования современной российский системы образования, особое внимание привлечено к проблеме гармоничного развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, ведь именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное нравственное развитие, закладываются основы физического, психического и социального здоровья. От того, в каких условиях будет протекать дошкольное детство, зависит будущее ребенка, его психическое и физическое благополучие. Об этом говорит нам и ФГОС ДО, который «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…» [1].
Проблемой изучения психического здоровья детей дошкольного возраста занимались следующие зарубежные и отечественные педагоги, психологи: В. Г. Алямовская, Г. Аммон, Э. Берн, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, Я. Л. Коломинский, З. П. Красношлык, М. И. Лисина, Г. С. Никифоров, С. Б. Семычев, Е. А. Харитонова и др.
На данный момент в науке не существует единого определения «психического здоровья». Оно неоднозначно, и как бы связывает две науки и две области знания — психологическую и медицинскую.
Так, например, известный психиатр Г. Аммон писал: «Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым — значит быть способным к развитию» [12, с. 2].
Психическое здоровье, по определению О. В. Хухлаевой, являясь составным элементом здоровья в целом, «включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека со средой и возможность выполнения им социальных функций» [11, с. 12].
В науке виден широки разброс среди определений критерий психического здоровья, выявление сути и показателей здоровой психики старшего дошкольника.
Так, например, В. Г. Алямовская в своих трудах называет следующие признаки нарушения психического здоровья: «беспричинную злость; враждебность; повышенную тревожность; снижение когнитивной активности; пассивность, утрата веры в себя, свои возможности» [2, с. 16].
Таким образом, на основе теоретического анализа научной литературы нами были определены следующие критерии психического здоровья детей старшего дошкольного возраста: познавательная активность; степень проявления агрессивного поведения; наличие или отсутствие тревожности; уровень самооценки дошкольника.
Следует обратить особое внимание на то, что критерий «познавательная активность», в свою очередь многокомпонентный и сложный по своей структуре. Однако, О. Н. Истратовой и Е. А. Волошеной, был выделены следующе критерии познавательной активности в старшем дошкольном возрасте: любознательность, познавательный интерес, познавательная потребность [5].
Для выявления особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование среди воспитанников старшей группы МБДОУ детский сад № 35 с. Ломовка г. о.г. Кулебаки. В исследовании приняли участие 20 детей, из них 11 мальчиков и 9 девочек. Нами были использованы следующие диагностические методики:
- Тест «Лесенка» (Т. Д. Марцинковская);
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
- Анкета «Признаки агрессивности» (К. К. Лютова, Г. Б. Монина);
- Методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич);
- Стандартизированная анкета (В. С. Юркевич, Э. А. Баранова);
- Методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер).
Для изучения уровня самооценки старших дошкольников нами был применен тест «Лесенка» в адаптации Т. Д. Марцинковской [9, с. 54]. Результаты исследования показали, что у 75 % дошкольников (15 детей) выявлен завышенный уровень самооценки. Для данных дошкольников характерна быстрая переключаемость деятельность, неспособность осознать собственную неудачу, у них присутствует склонность к демонстративному поведению. Однако, по словам Кульчицкой И. Ю., «для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка» [7, с. 116]. Данные дети еще не могут оценивать себя критически, и, в основном, ориентируются на мнение о нем со стороны взрослых и родителей. Это подтверждает и показатель адекватной самооценки — 10 % (2 ребенка). Данная категория испытуемых уверена в себе, умеет видеть свои ошибки, анализировать свою деятельность и критически относится к своим действиям. С заниженным уровнем самооценки выявлена идентичная доля старших дошкольников — 10 % (2 человека). Данные дети неуверенны в себе, тревожны, часто пассивны, нуждаются в поддержке со стороны взрослого. Детей с низкой же самооценкой в данной группе было выявлено 5 % (1 ребенок), что свидетельствует о наличии у него внутренних страхов, возможно негативного отношения к себе и своем месте в ближайшем социуме. Детей с резко заниженной самооценкой в данной группе испытуемых выявлено не было.
Проанализируем результаты, полученные нами по тесту тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки [6, с. 19–28]. Высокий уровень тревожности был выявлен у 10 % (2 детей старшего дошкольного возраста). Характеристикой данного уровня является то, что дети часто испытывают эмоциональный дискомфорт, переживают чувство тревоги, неблагополучия. Данным детям присущи страхи, волнения, эмоциональная и коммуникативная замкнутость. У 40 % (8 дошкольников) выявлен средний уровень тревожности. Данный показатель говорит о том, что этим детям если и присущи проявления тревожности, то достаточно редко или в легкой степени. А вот низкий уровень тревожности выявлен у 50 % (10 детей), что в свою очередь говорит о том, что данные дошкольники спокойны, активны в общении с окружающими, эмоционально благополучны.
Следующая методика, которая была нами применена в данном исследовании, это анкета «Признаки агрессивности» К. К. Лютовой, Г. Б. Мониной [8, с. 121]. Высокий уровень агрессивности, согласно полученным результатам, присуща 40 % (8 старшим дошкольникам). Данные дети не могут контролировать себя, часто драчливы, конфликтны, истеричны. Детям с высоким уровнем агрессии присуще физическое «нападение», укусы, часто жестокость и нетерпимость. Доля испытуемых, у которых выявлен средний уровень агрессивности, составила 20 % (4 ребенка). Этим детям агрессивность характерна не в самых ярких её проявлениях и достаточно редко. Они могут дразниться, драться, но в большинстве своем межличностное взаимодействие данные дошкольники выстраивают самостоятельно. Низкий уровень агрессивности, согласно данным, характерна также для 40 % детей (8 человек). Старшие дошкольники с низким уровнем агрессивности характеризуются спокойным уравновешенным поведением, дружелюбностью, умением сотрудничать с окружающими и решать конфликты без применения силы.
Обратимся к результатам, полученным в ходе проведения методики «Сказка» Н. И. Ганошенко и В. С. Юркевич [3, с. 45]. Данная методика направлена на выявление степени любознательности детей старшего дошкольного возраста и относится к блоку диагностики познавательной активности детей исследуемой группы. В результате её проведения, нами было выявлено, что 40 % (8 детей) имеют достаточно выраженную степень любознательности. Данные дошкольники стремятся к познанию нового, активны в познавательной деятельности, стремятся к самостоятельному расширению круга новых знаний и умений. Однако, у 60 % детей (12 испытуемых) степень любознательности носит не выраженный характер. Старшие дошкольники данной категории пассивны в познавательной деятельности, редко интересуются чем-то новым, редко задают вопросы. Интерес к новому проявляется при поддержке взрослого, часто с трудом.
Для выявления уровня познавательной потребности нами была применена стандартизированная анкета В. С. Юркевич, Э. А. Барановой [10, с. 342]. Исходя их полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что у 25 % (5 детей), познавательная потребность выражена слабо. Данные дети не заинтересованы в получении нового знания, проявляют пассивное отношения к познавательной деятельности. У 30 % (6 испытуемых) выявлена умеренная познавательная потребность. Данная категория дошкольников характеризуется тем, что им интересен либо определённый спектр или область знания (например, художественно-эстетического направления), либо проявление познавательной потребности зависит от внешних факторов. А вот сильная познавательная потребность характерна для 45 % (9 дошкольников). Эти испытуемые активны, испытывают потребность и необходимость в познании нового, проявляют активность в собственном обучении.
Последней методикой в нашем диагностическом исследовании стала методика «Волшебный цветок» Е. Э. Кригер [4, с. 93]. Цель данной методики — изучение особенностей познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения данной методики было выявлено, что у 15 % (3 ребенка) выявлен высокий уровень познавательного интереса. Старшие дошкольники данной категории активно применяет имеющиеся знания, действует уверенно, склонны к конструктивным, целенаправленным решениям. В ходе непосредственно-образовательной деятельности сосредоточены, поглощен деятельностью, а ситуации затруднений активируют активность дошкольника. Средний уровень познавательного интереса выявлен у 60 % (12 детей). Более низкое развитие познавательного интереса. Активность данных дошкольников часто требует побуждения взрослым. Сохраняется положительное эмоциональное отношение к предлагаемому новому. Эти дети испытывают определенное удовлетворение от успешно и правильно выполненной работы, но, зачастую, не стремятся продолжить деятельность за пределами установленного времени. Низкий же уровень познавательного интереса характерен для 25 % (5 детей). Старшие дошкольники с низким уровнем познавательного интереса характеризуются тем, что заинтересованность к выполнению задания проявляется лишь в начале. Отчетливо выражено равнодушное отношение к понятию задания, его содержанию, к достижению результата.
Таким образом, в результате проведения диагностического исследования, мы можем сделать вывод о том, что у 30 % (6 дошкольников) выявлены высокие показатели по всем исследуемым критериям. То есть у данных детей выявлено меньше всего предпосылок к нарушению психического здоровья. У 45 % (9 испытуемых) выявлены неопределенные результаты. Следовательно, мы можем отнести этих детей к среднему уровню наличию предпосылок к нарушению здоровья. А вот количество старших дошкольников, у которых предпосылки нарушения психического здоровья по исследуемым критериям выявлены достаточно часто, составило 25 % (5 детей).
Именно дошкольники последней категории и будут формировать определенную группу риска нарушения психического здоровья. Все это создает основу и необходимость для разработки и проектировании целенаправленной системы работы по стабилизации состояния данных детей в условиях дошкольной образовательной организации и укрепления их психического здоровья.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октярбря 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://studfiles.net/preview/4083652/.
- Алямовская В. Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с.
- Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5–8 лет // Вопросы психологии. — 2007. — № 4 — С. 45–55.
- Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
- Волошена Е. А., Истратова О. Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Приволжский научный вестник, — №. 9 (37). — 2014. — С. 93–97.
- Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития — СПб.: Речь, 2002. — 171 с.
- Кульчицкая И. Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 115–118.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — М: Речь, 2011–190 с.
- Марцинковская Д. Т. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997–176 с.
- Ридецкая О. Г. Психология одаренности: Учебно-практическое пособие — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. — 374 с.
- Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. — 110 с.
- Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatric. Munchen, 1982. Bd. 2. 967 p.