Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Крюкова, И. А. Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. А. Крюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64459/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время, в период пересмотра и реформирования современной российский системы образования, особое внимание привлечено к проблеме гармоничного развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, ведь именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное нравственное развитие, закладываются основы физического, психического и социального здоровья. От того, в каких условиях будет протекать дошкольное детство, зависит будущее ребенка, его психическое и физическое благополучие. Об этом говорит нам и ФГОС ДО, который «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…» [1].

Проблемой изучения психического здоровья детей дошкольного возраста занимались следующие зарубежные и отечественные педагоги, психологи: В. Г. Алямовская, Г. Аммон, Э. Берн, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, Я. Л. Коломинский, З. П. Красношлык, М. И. Лисина, Г. С. Никифоров, С. Б. Семычев, Е. А. Харитонова и др.

На данный момент в науке не существует единого определения «психического здоровья». Оно неоднозначно, и как бы связывает две науки и две области знания — психологическую и медицинскую.

Так, например, известный психиатр Г. Аммон писал: «Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым — значит быть способным к развитию» [12, с. 2].

Психическое здоровье, по определению О. В. Хухлаевой, являясь составным элементом здоровья в целом, «включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие человека со средой и возможность выполнения им социальных функций» [11, с. 12].

В науке виден широки разброс среди определений критерий психического здоровья, выявление сути и показателей здоровой психики старшего дошкольника.

Так, например, В. Г. Алямовская в своих трудах называет следующие признаки нарушения психического здоровья: «беспричинную злость; враждебность; повышенную тревожность; снижение когнитивной активности; пассивность, утрата веры в себя, свои возможности» [2, с. 16].

Таким образом, на основе теоретического анализа научной литературы нами были определены следующие критерии психического здоровья детей старшего дошкольного возраста: познавательная активность; степень проявления агрессивного поведения; наличие или отсутствие тревожности; уровень самооценки дошкольника.

Следует обратить особое внимание на то, что критерий «познавательная активность», в свою очередь многокомпонентный и сложный по своей структуре. Однако, О. Н. Истратовой и Е. А. Волошеной, был выделены следующе критерии познавательной активности в старшем дошкольном возрасте: любознательность, познавательный интерес, познавательная потребность [5].

Для выявления особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование среди воспитанников старшей группы МБДОУ детский сад № 35 с. Ломовка г. о.г. Кулебаки. В исследовании приняли участие 20 детей, из них 11 мальчиков и 9 девочек. Нами были использованы следующие диагностические методики:

  1. Тест «Лесенка» (Т. Д. Марцинковская);
  2. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
  3. Анкета «Признаки агрессивности» (К. К. Лютова, Г. Б. Монина);
  4. Методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич);
  5. Стандартизированная анкета (В. С. Юркевич, Э. А. Баранова);
  6. Методика «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер).

Для изучения уровня самооценки старших дошкольников нами был применен тест «Лесенка» в адаптации Т. Д. Марцинковской [9, с. 54]. Результаты исследования показали, что у 75 % дошкольников (15 детей) выявлен завышенный уровень самооценки. Для данных дошкольников характерна быстрая переключаемость деятельность, неспособность осознать собственную неудачу, у них присутствует склонность к демонстративному поведению. Однако, по словам Кульчицкой И. Ю., «для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка» [7, с. 116]. Данные дети еще не могут оценивать себя критически, и, в основном, ориентируются на мнение о нем со стороны взрослых и родителей. Это подтверждает и показатель адекватной самооценки — 10 % (2 ребенка). Данная категория испытуемых уверена в себе, умеет видеть свои ошибки, анализировать свою деятельность и критически относится к своим действиям. С заниженным уровнем самооценки выявлена идентичная доля старших дошкольников — 10 % (2 человека). Данные дети неуверенны в себе, тревожны, часто пассивны, нуждаются в поддержке со стороны взрослого. Детей с низкой же самооценкой в данной группе было выявлено 5 % (1 ребенок), что свидетельствует о наличии у него внутренних страхов, возможно негативного отношения к себе и своем месте в ближайшем социуме. Детей с резко заниженной самооценкой в данной группе испытуемых выявлено не было.

Проанализируем результаты, полученные нами по тесту тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки [6, с. 19–28]. Высокий уровень тревожности был выявлен у 10 % (2 детей старшего дошкольного возраста). Характеристикой данного уровня является то, что дети часто испытывают эмоциональный дискомфорт, переживают чувство тревоги, неблагополучия. Данным детям присущи страхи, волнения, эмоциональная и коммуникативная замкнутость. У 40 % (8 дошкольников) выявлен средний уровень тревожности. Данный показатель говорит о том, что этим детям если и присущи проявления тревожности, то достаточно редко или в легкой степени. А вот низкий уровень тревожности выявлен у 50 % (10 детей), что в свою очередь говорит о том, что данные дошкольники спокойны, активны в общении с окружающими, эмоционально благополучны.

Следующая методика, которая была нами применена в данном исследовании, это анкета «Признаки агрессивности» К. К. Лютовой, Г. Б. Мониной [8, с. 121]. Высокий уровень агрессивности, согласно полученным результатам, присуща 40 % (8 старшим дошкольникам). Данные дети не могут контролировать себя, часто драчливы, конфликтны, истеричны. Детям с высоким уровнем агрессии присуще физическое «нападение», укусы, часто жестокость и нетерпимость. Доля испытуемых, у которых выявлен средний уровень агрессивности, составила 20 % (4 ребенка). Этим детям агрессивность характерна не в самых ярких её проявлениях и достаточно редко. Они могут дразниться, драться, но в большинстве своем межличностное взаимодействие данные дошкольники выстраивают самостоятельно. Низкий уровень агрессивности, согласно данным, характерна также для 40 % детей (8 человек). Старшие дошкольники с низким уровнем агрессивности характеризуются спокойным уравновешенным поведением, дружелюбностью, умением сотрудничать с окружающими и решать конфликты без применения силы.

Обратимся к результатам, полученным в ходе проведения методики «Сказка» Н. И. Ганошенко и В. С. Юркевич [3, с. 45]. Данная методика направлена на выявление степени любознательности детей старшего дошкольного возраста и относится к блоку диагностики познавательной активности детей исследуемой группы. В результате её проведения, нами было выявлено, что 40 % (8 детей) имеют достаточно выраженную степень любознательности. Данные дошкольники стремятся к познанию нового, активны в познавательной деятельности, стремятся к самостоятельному расширению круга новых знаний и умений. Однако, у 60 % детей (12 испытуемых) степень любознательности носит не выраженный характер. Старшие дошкольники данной категории пассивны в познавательной деятельности, редко интересуются чем-то новым, редко задают вопросы. Интерес к новому проявляется при поддержке взрослого, часто с трудом.

Для выявления уровня познавательной потребности нами была применена стандартизированная анкета В. С. Юркевич, Э. А. Барановой [10, с. 342]. Исходя их полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что у 25 % (5 детей), познавательная потребность выражена слабо. Данные дети не заинтересованы в получении нового знания, проявляют пассивное отношения к познавательной деятельности. У 30 % (6 испытуемых) выявлена умеренная познавательная потребность. Данная категория дошкольников характеризуется тем, что им интересен либо определённый спектр или область знания (например, художественно-эстетического направления), либо проявление познавательной потребности зависит от внешних факторов. А вот сильная познавательная потребность характерна для 45 % (9 дошкольников). Эти испытуемые активны, испытывают потребность и необходимость в познании нового, проявляют активность в собственном обучении.

Последней методикой в нашем диагностическом исследовании стала методика «Волшебный цветок» Е. Э. Кригер [4, с. 93]. Цель данной методики — изучение особенностей познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения данной методики было выявлено, что у 15 % (3 ребенка) выявлен высокий уровень познавательного интереса. Старшие дошкольники данной категории активно применяет имеющиеся знания, действует уверенно, склонны к конструктивным, целенаправленным решениям. В ходе непосредственно-образовательной деятельности сосредоточены, поглощен деятельностью, а ситуации затруднений активируют активность дошкольника. Средний уровень познавательного интереса выявлен у 60 % (12 детей). Более низкое развитие познавательного интереса. Активность данных дошкольников часто требует побуждения взрослым. Сохраняется положительное эмоциональное отношение к предлагаемому новому. Эти дети испытывают определенное удовлетворение от успешно и правильно выполненной работы, но, зачастую, не стремятся продолжить деятельность за пределами установленного времени. Низкий же уровень познавательного интереса характерен для 25 % (5 детей). Старшие дошкольники с низким уровнем познавательного интереса характеризуются тем, что заинтересованность к выполнению задания проявляется лишь в начале. Отчетливо выражено равнодушное отношение к понятию задания, его содержанию, к достижению результата.

Таким образом, в результате проведения диагностического исследования, мы можем сделать вывод о том, что у 30 % (6 дошкольников) выявлены высокие показатели по всем исследуемым критериям. То есть у данных детей выявлено меньше всего предпосылок к нарушению психического здоровья. У 45 % (9 испытуемых) выявлены неопределенные результаты. Следовательно, мы можем отнести этих детей к среднему уровню наличию предпосылок к нарушению здоровья. А вот количество старших дошкольников, у которых предпосылки нарушения психического здоровья по исследуемым критериям выявлены достаточно часто, составило 25 % (5 детей).

Именно дошкольники последней категории и будут формировать определенную группу риска нарушения психического здоровья. Все это создает основу и необходимость для разработки и проектировании целенаправленной системы работы по стабилизации состояния данных детей в условиях дошкольной образовательной организации и укрепления их психического здоровья.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октярбря 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://studfiles.net/preview/4083652/.
  2. Алямовская В. Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 80 с.
  3. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5–8 лет // Вопросы психологии. — 2007. — № 4 — С. 45–55.
  4. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
  5. Волошена Е. А., Истратова О. Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Приволжский научный вестник, — №. 9 (37). — 2014. — С. 93–97.
  6. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития — СПб.: Речь, 2002. — 171 с.
  7. Кульчицкая И. Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. — СПб.: Реноме, 2012. — С. 115–118.
  8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — М: Речь, 2011–190 с.
  9. Марцинковская Д. Т. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997–176 с.
  10. Ридецкая О. Г. Психология одаренности: Учебно-практическое пособие — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. — 374 с.
  11. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. — 110 с.
  12. Ammon G. Handbuch der dynamischen Psychiatric. Munchen, 1982. Bd. 2. 967 p.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психическое здоровье, познавательный интерес, старший дошкольный возраст, дошкольник, данные, познавательная потребность, психическое здоровье детей, познавательная деятельность, уровень агрессивности.


Похожие статьи

Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Организация работы по формированию процесса речевого развития детей раннего дошкольного возраста в условиях совместной с родителями деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос