В статье обосновывается актуальность проблемы формирования читательского интереса младших школьников; раскрывается сущность понятия «читательский интерес»; определяются критерии сформированности читательского интереса младших школьников.
Основные положения:
− читательский интерес;
− уровень читательского интереса;
− формирование читательского интереса;
− критерии сформированности читательского интереса.
Формирование читательского интереса младших школьников –сложный, многогранный процесс, требующий оказания помощи в осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как со стороны учителя, так и родителей.
Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и её нравственном воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что в психологии и педагогике созданы теоретические предпосылки для успешного решения этой проблемы. В работах исследователей (А. Н. Леонтьев, Н. Н. Светловская, Л. Д. Столяренко, В. А. Сухомлинский, И. И. Тихомирова, Б. Г. Умнова, К. Д. Ушинский, О. А. Яшнова) раскрыта сущность понятия «читательский интерес»; представлены характеристики читательского интереса; выделены функции читательского интереса; факторы, которые влияют на читательский интерес.
Проблема формирования читательского интереса младших школьников требует научного обоснования в силу ее недостаточной изученности, теоретической и практической значимости.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать тему исследования: «Формирование читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
Цель исследования: на основе изучения теоретических источников по формированию читательского интереса младших школьников разработать и научно обосновать программу кружка «КЛюЧ» и опытно-экспериментальным путем проверить ее результативность.
Объект: формирование читательского интереса младших школьников
Предмет: процесс формирования читательского интереса посредством программы кружка «КЛюЧ».
Задачи исследования:
- Изучить состояние исследуемой проблемы по формированию читательского интереса у младших школьников в научно-педагогической литературе;
- Подобрать методики для выявления сформированности читательского интереса младших школьников на констатирующем этапе исследования.
- Осуществить анализ данных сформированности читательского интереса младших школьников.
Вслед за Н. Н. Светловской в исследовании мы опирались на определение: «Читательский интерес — изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии» [2].
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основной задачей учителя является формирование устойчивого интереса к чтению.
К качественным характеристикам читательского интереса И. И. Тихомирова относит: устойчивость, глубину, избирательность, содержание.
Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если она вызвана внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Глубина и устойчивость сочетаются с активностью мысли в процессе чтения. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной устойчивости выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок. В последнее время появились любители мистики, «про вампиров», жанра фэнтези. В содержательном аспекте художественных интересов специалисты различают истинные и ложные интересы. Первые соответствуют внутренним потребностям читателей, когда читательский интерес диктуется жизненным интересом. Вторые имитируют интересы: читатель не осознает свой подлинный интерес, или, сознавая, не соотносит его с чтением [3].
Классификация социальных функций чтения как процесса коммуникации была предложенная А. А. Леонтьевым. Автор подразделяет социальные функции коммуникации на два типа «собственно социальные, ориентированные на удовлетворение потребностей общества в целом, и социально-психологические, связанные с потребностями отдельных личностей — членов общества». К функциям печати можно отнесли: организационные, образовательные, ценностно ориентирующие, моделирующие, гедонистические, коммуникативные, кумулятивные и социализирующие.
Основными факторами, влияющими на развитие личности ребенка, в частности на формирование интереса к чтению являются: общество через поднятие престижа чтения, средства массовой информации (телевидение, Интернет), семья как социокультурная среда воспитания и развития личности, школа и система внешкольного образования, сверстники, друзья, товарищи.
В соответствии с гипотезой и задачами исследования был проведен констатирующий срез, целью которого явилось изучение первоначального уровня сформированности читательского интереса учащихся 3 «А» класса.
Изучение уровня сформированности читательского интереса младших школьников осуществлялось по следующим критериям:
1) стремление к чтению книг;
2) осуществление самостоятельного выбора книг для чтения;
3) знание элементов книги;
4) широта и глубина читательского кругозора [5].
Для выявления уровня сформированности читательского интереса учащихся по названным критериям использовался комплекс диагностических методик: методика незаконченных предложений для определения мотивов чтения и анкета по выявлению читательских предпочтений М. П. Воюшиной; анкета для выявления читательского кругозора; тестовые задания Л. А. Ефросининой для изучения знаний учащихся об элементах книги, необходимых для ориентировки в ее содержании.
На основе указанных выше показателей были определены уровни сформированности читательского интереса младших школьников.
Высоким уровнем сформированности читательского интереса характеризуются ученики, которые проявляют устойчивый интерес к чтению (познавательные и эстетические мотивы); осуществляют самостоятельный выбор книг; демонстрируют хорошие знания элементов книги; могут назвать не менее 7 книг, как правило, верно называют авторов книг, героев, могут рассказать о сюжете прочитанного произведения, т. е. имеют достаточно глубокий и широкий читательский кругозор.
К высокому уровню сформированности читательского интереса были отнесены 4 ученика, что составляет 13 процентов от общего количества испытуемых.
Средний — у учеников, находящихся на данном уровне нет предпочтений при выборе книг (процессуальные мотивы чтения); при выборе книг прибегают к помощи взрослых; демонстрируют средний уровень знания элементов книг; читательский кругозор недостаточно глубокий и широкий: могут назвать 4–6 книг, называя книги, допускают ошибки в названии, не всегда указывают авторов, но помнят героев произведения, основную сюжетную линию. К среднему уровню сформированности читательского интереса были отнесены 8 учеников (34,78 %).
Низким уровнем читательской самостоятельности характеризуются ученики, у которых нет интереса к чтению книг, читают случайные книги (внешние мотивы чтения), читают только по подсказке родителей, обладают низким уровнем знания элементов книг, демонстрируют ограниченный читательский кругозор, не помнят названий книг, авторов, не могут передать сюжет книги. Низким читательским уровнем обладают 11 учеников, что составляет 47,83 % от общего количества испытуемых.
Результаты теоретического анализа и показатели сформированности читательского интереса младших школьников в экспериментальной группе явились основанием для разработки и реализации программы работы кружка «КЛюЧ».
В целом можно сказать, что проблема формирования читательского интереса младших школьников является актуальной.
В теории были выделены качественные характеристики читательского интереса: устойчивость, глубина, избирательность, содержание.
К функциям печати отнесены: организационные, образовательные, ценностно-ориентирующие, моделирующие, гедонистические, коммуникативные, кумулятивные и социализирующие.
Исследователями выявлены факторы, влияющие на формирование интереса к чтению: общество через поднятие престижа чтения; средства массовой информации (телевидение, Интернет); семья как социокультурная среда воспитания и развития личности; школа и система внешкольного образования; сверстники, друзья, товарищи.
В качестве критериев изучения уровня сформированности читательского интереса младших школьников целесообразно рассматривать: стремление к чтению книг; осуществление самостоятельного выбора книг для чтения; знание элементов книги; широта и глубина читательского кругозора.
С целью изучения сформированности читательского интереса можно использовать комплекс диагностических методик: методика незаконченных предложений для определения мотивов чтения и анкета по выявлению читательских предпочтений М. П. Воюшиной [1]; анкета для выявления читательского кругозора; тестовые задания Л. А. Ефросининой для изучения знаний учащихся об элементах книги, необходимых для ориентировки в ее содержании [4].
На наш взгляд, данные методики позволяют всесторонне изучить читательский интерес младших школьников.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что около половины класса учеников нуждаются в целенаправленной систематической работе по формированию у школьников библиографических знаний, расширению и углублению их читательского кругозора, развитию у них интереса к чтению.
Литература:
- Воюшина М. П. Методика обучения литературе в начальной школе. М.: Академия, 2010
- Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения [Текст] / Н. Н. Светловская. — М.: «Просвещение», 2006. — 199 с.
- Тихомирова И. И., Иванова Г. А. Психология чтения школьников. — 000 «ИДЛУч», 2016
- Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 1–4: Программа // Начальная школа XXI века: Программы / Руковод. проекта — чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2005.
- Изучение уровня читательской самостоятельности младших школьников Дождикова Н. М. Филологическое образование в период детства. Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) 2015.